22 января в 1898-м году родился Сергей Михайлович Эйзенштейн. Тот самый, который вложил в уста Александра Невского великие, почти библейские слова. "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". Помните? Так вот, не говорил Александр ничего похожего. Но это уже значения не имеет… В день рождения великого режиссера мы вспоминаем главный фильм Эйзенштейна - "Александр Невский"…
По мнению историков, вернувшись после битвы в освобожденный Псков, Александр Невский обратился не к пленным, а к самим псковичам. В переводе со старославянского его слова звучали так: "О, псковитяне! Если забудете Александра, если самые отдаленные потомки мои не найдут у вас верного пристанища в злополучии: то вы будете примером неблагодарности". Согласитесь, смысл совсем не тот. Но, на данный момент, это уже не важно.
Кадр из кинофильма "Александр Невский"
Фильм "Александр Невский" выходил в прокат дважды: в 1938-м и 1941-м годах. И если первый раз зритель просто был поражен эпическим размахом, то в самом начале войны картина была призвана поднять боевой дух граждан. Стоит отметить, что оба раза картина имела сумасшедший успех.
Кадр из кинофильма "Александр Невский"
Сергей Эйзенштейн пытался соблюсти историческую точность при изготовлении доспехов князя и его дружины. Он самолично следил за процессом изготовления декораций и костюмов и даже предоставил для изучения художникам предметы подлинного вооружения русских воинов XIII века из Эрмитажа.
Однако, несмотря на это, до сих пор ходят слухи о том, что тевтонцы были экипированы шлемами, сделанными из обычных ведер. А псковский воевода-предатель Твердило носил в фильме самый дешевый вид азиатского шлема, который надевать ему было не по чину. Последний факт - чистейшая правда. Но, как мы уже договорились, не все в этой жизни имеет принципиальное значение.
Кадр из кинофильма "Александр Невский"
Заснеженные бескрайние берега Чудского озера снимали возле "Мосфильма". Для этого заасфальтировали пустырь и засыпали искусственным снегом из нафталина мела и соли. Кое-где даже использовали жидкое стекло. А вот сцены, где тевтонские рыцари проваливались под лед, были запечатлены уже в павильонах киностудии. Там построили огромные бассейны и запустили в них "льдины" из покрашенной фанеры и пенопласта.
Кадр из кинофильма "Александр Невский"
Гениальную музыку к этому фильму написал Сергей Прокофьев. Звуковой ряд "Александра Невского" состоит из симфонической и хоровой музыки, которая позднее была объединена в самостоятельную кантату. Однако, сам кинофильм был выпущен с некачественно записанной звуковой дорожкой.
Дело в том, что И. В. Сталин увидел фильм с "черновым" звуком и сразу же утвердил его к показу. После этого Эйзенштейн уже побоялся вносить правки. Но разве это важно?
Сценарист, режиссёр, художник, преподаватель, теоретик искусства – это он. Он снял шедевральные фильмы своего времени, он эпатировал своим внешним видом и был тем, кого называют странным человеком искусства.
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 10 (22) января 1898 года в Риге в семье архитектора. Родители были состоятельными и очень занятыми людьми, поэтому мальчик жил в достатке, но одиноким. В 1907 семья жила в Париже.
Серёже давали хорошее образование: он изучал три иностранных языка, играл на рояле, фотографировал, рисовал. В 1912-м родители мальчика развелись и он остался с папой. В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище, поступил в петроградский Институт гражданских инженеров.
В 1918 году он был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск, позже, вступает в Красную Армию. Там у него был роман с балериной Марией Пушкиной. Во время службы участвовал в самодеятельности: актёр и режиссёр.
В 1920 немного учился на курсах переводчиков (японский язык), и перешел работать в театр Пролеткульта. В 1921—1922 годах Эйзенштейн был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. С 1923 года Эйзенштейн руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал там.
В 1928-м вместе со съёмочной группой едет за границу, для ознакомления со звуковым кино. В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Но, от его сценария вскоре отказались.
В 1932 году по возвращению домой, Эйзенштейн стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, а в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Продолжал снимать фильмы, особенно в период Второй Мировой войны.
В 1948-м Сергей Михайлович умер от сердечного приступа.
Фильмография:
1923 — Дневник Глумова
1924 — Стачка
1925 — Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)
1927 — Октябрь
1929 — Штурм Ля Сарраса
1929 — Старое и новое
1930 — Сентиментальный романс
1931 — документальный фильм о Мексике «Землетрясение в Оахаке»
1931 — незаконченный фильм «Да здравствует Мексика!»
1933 — Эйзенштейн в Мексике
1933 — Буря над Мехико
1934 — День смерти
1935—37 — Бежин луг
1938 — Александр Невский
1940 — Время на Солнце/
1941 — Мексиканская симфония
1941 — Свободная земля
1941 — Идол надежды
1941 — Обретение креста
1941 — Семена Свободы
1944 — Иван Грозный (1-я серия)
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Награды и премии:
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Александр Невский» (1938)
Сталинская премия первой степени (1946) — за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944)
заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
орден Ленина (1939) — за фильм «Александр Невский» (1938)
орден «Знак Почёта»
Комментарии (0)