История,Альтернативная история,История России,СССР

Кронштадт. Док-канал им. Петра I Великого


Изучая жизнеописания Андрея Константиновича Нартова, я дошел до его участия в строительстве Петровского канала и шлюзовых ворот Петровского дока.

Официальная дата открытия канала и дока - 30 июля 1752 года.

Вот как звучит описание Петровского дока в относительно официальном изложении:

 
"Лично Пётр I создал проект первого русского сухого дока. Идея была заводить суда в каналы, запирать их там шлюзами, а воду спускать в глубокий овраг, выкопанный в глубине острова. Так можно было обходиться без насоса, но требовалось множество рабочих рук. Грандиозные земляные работы начались в 1724, а закончились только в 1752. Запирание шлюзов, постановка судов на ремонт — всё делалось без машин, вручную, огромным количеством людей." (Википедия)

а также на популярных ресурсах интернета:

"В 1732 году, при царевне Анне Иоановне, была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И. фон Люберасом для осмотра канала. И. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Работы начались. Стены канала выкладывали из тёсанного камня. Но, строительство, которое инженер планировал завершить за три года, растянулось ещё на 15 лет. Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, она сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры. Генерал-майор И. фон Люберас был награждён орденом Св. Андрея Первозванного. Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Для середины XVIII века это было грандиозное сооружение!"

Мемориальная табличка

Ворота петровского дока

Вот фотографии дока, размещенные на различных интернет-ресурсах.

 

__________________________________________________________________

В процессе разглядывания фотографий у меня возникло некоторое недоумение.

Вот, что об этом сооружении свидетельствуют официальные лица того времени и участники строительства док-канала:

1) Решение "Сенаторской комиссии" от 1746 года, по результатам совещания с мастерами и руководством строительства:

«Канторѣ кронштатскихъ строеній велѣть помянутымъ мастерамъ по наставленію ево совѣтника Нартова, онымъ пятникамъ и подпятникамъ съ наилутчимъ укрѣпленіемъ, какъ ужѣ они по искуству своему въ томъ согласились, задѣлать мадели и отослать въ артилерійскую канцелярію, гдѣ и оной Нартовъ по механическимъ искуствамъ присудствіе имѣетъ. И по темъ маделямъ оные при той артилеріи подъ смотрѣніемъ ево, Нартова, вдѣлать изъ казенной мѣди, употребляя въ ту мѣдь компазицію по ево, Нартова, искуству съ крѣпкимъ осмотреніемъ, и наблюденіемъ, дабы оные въ наилутчемъ укрѣпленіи и твердости въ тѣхъ шлюзахъ, яко весьма въ важныхъ во всёмъ того канала мѣстахъ, безъ всякаго впредь къ поврежденію опасенія служить могли».

2) Описание работ по устройству шлюзовых ворот:

На специально подготовленных огромных глыбах дикого камня стояли подпятники. Они, как и пятники, были изготовлены «ис зе­леной меди» (латунь). На пятниках укрепили «перья или стрелы, зделанные ис красной меди» (томпак). Из такой же меди приго­товили мощные болты с гайками. На пятни­ках стояли вращающиеся вместе с ними «вереяльные», или «вериалные», столбы. Каж­дый такой вращающийся деревянный столб держал одно полотно шлюзовых ворот. Столб был жестко соединен с пятником стрелой и болтами с гайками. Кроме того, для укрепле­ния сопряжения пропустили через стрелу пят­ника железные штыри с винтовой нарезкой. От основания вращающегося столба шел ниж­ний горизонтальный брус полотна шлюзовых ворот («рекальц»). Он был жестко соединен стрелой и болтами с пятником.

Через пятник проходил массивный шип, закрепленный конец которого ходил в углуб­лении подпятника. Вращающиеся столбы, поддерживающие шлюзовые ворота, были тщательно пришлифованы к вертикальным продольным гнездам, чтобы не могла протечь вода. Верхний конец вращающегося столба шлюзовых ворот удерживали, прижимая его к продольному гнезду, специальные опоры - «галзбанты», имевшие перья с клиньями, за­кладывавшиеся в каменную стену шлюза. Полотна шлюзовых ворот, укрепленные на вращающихся столбах, снизу поддерживались в свободной частикаменными катками, ходив­шими по дугообразным железным полосам - «роллеэрсы, по которым шлюзные полотна на каменных катках ход свой имеют».

3) из "Материалов для истории строительного дела":

- произведенные работы на 1751 год:

- описание канала, шлюзных ворот и упоминание использования машин:

 

4) из "Материалов для истории русского флота":

 

Согласно приведенным выше описаниям, на момент открытия дока имелись:

деревянная облицовка сухого дока (кроме мест крепления шлюзных ворот)

(причем, управляющий каналом принял все необходимые меры, чтобы не допустить пожара в доке)

деревянные столбы и ворота

(кстати, в описании и на планах XVIII века - ворота тройные)

 

Также в описании имеются:

латунные пятниковые петли

каменные опорные ролики

Подведу итог.

По современному виду и описанию канала разночтений нет. А вот сухой док вызвал вопросы.

Документальное описание шлюзных ворот и дока, на момент открытия в 1752 году,не соответствует современной действительности, которую описывают популярные интернет-источники и которая подтверждается фотографиями.

Когда и как выполнялись работы в Петровском доке, приведшие его в наблюдаемый сегодня вид?


Источник: Кронштадт. Док-канал им. Петра I Великого
Автор:
Теги: дата Время идея армия Вода

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Путешествие в Кронштадт
Путешествие в Кронштадт
0
Интересный мир 10:10 27 май 2016
Царское проклятье. Как сложилась судьба детей Петра Великого?
Царское проклятье. Как сложилась судьба детей Петра Великого?
0
Настоящая история 07:02 12 июн 2017
«ЛЮБИМЫЙ ПРОЕКТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО», ИЛИ РАЗОБЛАЧЕННЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ПРОШЛОГО
«ЛЮБИМЫЙ ПРОЕКТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО», ИЛИ РАЗОБЛАЧЕННЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ПРОШЛОГО
0
Настоящая история 20:01 09 авг 2016
Три тайны знаменитого храма в городе Святого Петра Санкт-Петербурге
Три тайны знаменитого храма в городе Святого Петра Санкт-Петербурге
2
Интересный мир 16:54 13 янв 2024
Самый узкий в мире канал для кораблей
Самый узкий в мире канал для кораблей
0
Человек познаёт мир 00:30 10 июн 2023
Врачи не смогли вывести Петра Мамонова из состояния медикаментозного сна
Врачи не смогли вывести Петра Мамонова из состояния медикаментозного сна
12
Женский каприз 13:50 13 июл 2021
Малоизвестный портрет Петра I. Почему он действительно мог быть именно таким
Малоизвестный портрет Петра I. Почему он действительно мог быть именно таким
5
Здесь только хорошие новости! 09:18 12 окт 2021
Петра: загадка древнего города в скале
Петра: загадка древнего города в скале
0
Интересный мир 04:40 25 дек 2016
В чем секрет самого известного фокуса великого Гудини, который никто не смог повторить
В чем секрет самого известного фокуса великого Гудини, который никто не смог повторить
2
Человек познаёт мир 18:30 15 окт 2023
Первый канал совсем уже упал на дно?
Первый канал совсем уже упал на дно?
15
Здесь только хорошие новости! 10:01 23 ноя 2017
Куда сходить в Кронштадте: фото и описание достопримечательностей
Куда сходить в Кронштадте: фото и описание достопримечательностей
0
Интересный мир 07:16 20 май 2016
О Детстве Петра Первого.
О Детстве Петра Первого.
2
Настоящая история 18:16 30 авг 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства