История,Альтернативная история,История России,СССР
Гибель князя Святослава на Днепровских порогах   ПРЕЛЮДИЯ. Святослав, в Русскую Землю, конечно же, вернулся.

Лебедев А.Н. ГИБЕЛЬ СВЯТОСЛАВА



Гибель князя Святослава на Днепровских порогах

 

ПРЕЛЮДИЯ. Святослав, в Русскую Землю, конечно же, вернулся. Но усидеть на месте человеку, почувствовавшему свои силы, всегда тяжело. В летописи состояние Святослава описано достаточно хорошо: «В лѣто 6477 (969г.). Рече Святославъ къ матери своей и къ боляромъ своимъ: «Не любо ми есть в Киевѣ жити, хощю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходяться: отъ Грѣкъ паволокы, злато, вино и овощи разноличьнии, и ис Чеховъ, и изъ Угорь серебро и комони, изъ Руси же скора и воскъ, и медъ и челядь» [1]. То есть, рано или поздно, только подвернись случай, Святослав вновь отправился бы в поход. Пусть это была бы не Болгария, но то, что такие походы были бы продолжены, сомнений не вызывает.

Тяга к походам, толкала Святослава к действия. Но перед ним вставал вопрос обеспечения безопасности доверенной ему территории. Стремясь обезопасить собственные владения и во избежание нових нареканий со стороны кагана, Святослав, прежде чем вновь отправиться в Болгарию, решает расставить в наиболее значимых центрах подвласной ему территории, своих сыновей. Нужно это было для того, чтобы было кому вовремя среагировать на изменение ситуации и принять соответствующие меры по предотвращению развития событий по нежелательному сценарию. С  этой целью в 970 году Святослав собирает сыновей и ставит их посадниками в ключевых центрах своей территории: Ярополка - в Киеве, Олега – в Древлянской земле. В летописи это событие описывается следующим образом: «В лѣто 6478. Святославъ посади Ярополка в Киевѣ, а Ольга въ Деревѣхъ» [2].

МАЛУША. О намерении Святослава вернуться в Болгарию, становится известно кагану с русами. Понимая, что князь может больше не вернуться домой, а связь с Поднепровьем может оказатися оборванной, в Киев посылается Добрыня с новгородцями. «В лето 6478 (970г). . . В се же время придоша людие Новъгородьстии, просяще князя собѣ: «аще не пойдете к намъ, то налѣземъ князя себѣ». И рече к нимъ Святославъ: «абы кто к вамъ шелъ». И отъпрѣся Ярополкъ и Олгь; и рече Добрыня: «просите Володимиря». Володимиръ бо бѣ отъ Малуши, милостьницѣ Ольжины; сестра же бѣ Добрыня, отець же има Малъко Любчанинъ, и бѣ Добрыня уй Володимиру. И рѣша Новгородци Святославу: «въдай ны Володимира» (Онъ же рече имъ: «Вото вы есть» - ЛАН). И пояша Новгородьци Володиміра себѣ, и иде Володимиръ съ Добрынею, уемъ своимъ к Новугороду, а Святославъ къ Переяславцю» [3].

Как видим, Добрыня каганом к Святославу был направлен не случаймо: Добрыня Владимиру приходился родным дядей по материнской линии. Как известно, мать Владимира звали Малушей, которая при Ольге занимала должность ключницы: «Володимиръ бо бѣ отъ Малуши, милостьницѣ Ольжины; сестра же бѣ Добрыня, отець же има Малъко Любчанинъ, и бѣ Добрыня уй Володимиру» [4].

В Никоновской летописи есть кое-какие подробности относительно рождения Владимира: «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици [5].

Как сообщают поздние источники  XVI века  Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине (возможно, деревня  Будник) под  Псковом [6].

Можно найти и другие подробности рождения будущого князя: «…бе у Ольги девица ключница вельми красна имянем Мауса, Святослав же взя ю к себе на ложе, она же зачат от него и роди ему сына Владимира…» [7]. В общем-то ни чего противоестественного во всем этом нет. Святослав, увидев в окружении своей матери красивую и расторопную девицу, влюбляется в нее, а та пользуясь своими природними данными, не очень-то и сопротивляется.

 Понятно, что все события, описываемые в былинах, следует увязывать с реальними событиями того времени. Надо полагать, ситуация с наследниками в княжеской семье была не такой простой.

Судя по той ситуации, которая складывалась на тот момент, то наиболее толковым кандидатом на княжеский стол был сын Игоря от первуй жены (Прекрасы) – Улеб. Не зря ему было доверено войско для похода на ромеев.

Надо полагать, второй сын Игоря от второй жены (Предславы) – Игорь Младший, не обладал теми качествами, которые были нужны князю и, потому, в качестве кандидата на такую роль русами с каганом не рассматривался.  

Больше всего кагана с русами должна была беспокоить ситуация с младшим сыном Игоря – Святославом. Парень толковый, обладает всеми качествами, необходимыми для князя и даже в чем-то превосходит по этим качествам Улеба, но все дело портит поведение окружения младшей жены Игоря – Елены. Болгары на контакт со знатью русов не идут, даже стороняться, и все время посматривают в сторону Болгарии. 

941 год. Каган и русы, озабоченные тем, что Улеб, отправленный в поход вначале в Самкерц, а затем на ромеев, все ни как не вернется из похода. Можно подождать, можно попытаться и группу направить для возврата княжича, но обстоятельства заставляют действовать иначе.

Все дело опять испортили болгары. Видя такую ситуацию, реально оценив обстановку, взвесив силы и возможности, болгары отправляют гонцов в Болгарию, прощупать обстановку насчет женитьбы Святослава на болгарке. Нужен наследник. Елена не против.

Но и каган с русами не дремлют. Узнав о посылке в Болгарию гонца, они прибегают к очень простому и проверненому способу удержать ситуацию в руках: они направляют к Елене на должность ключницы молодую красивую, умную и энергичную дочь Малъко Любчанина. Расчет сделан на то, что «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей» [8]

Добрыня Никитич и Малуша [9].

 

Должность ключника (ключницы) не проста! В обязанности ключника (ключницы) в те времена входил контроль за запасами поместья, двора, дворца, резиденции князя всем необходимым. Если эту должность сравнить с той должностью, какая ей может соответствовать сегодня, то это может быть не столько должность завхоза, сколько министра продовольствия, но может быть даже и должность премьер-министра. Все зависит от того, какой объем полномичий передавался ключнику.

А тепер оценим качества Малуши. Девица, оправленная на такую должность – должна была обладать незаурядными способностями!

Приглядывать за сестрой отправлен ее брат Добрыня. В былинах этот период его жизни очерчен достаточно красочко: «Да три года жил Добрынюшка да конюхом. Да три года жил Добрынюшка придверником. Да три года жил Добрынюшка де ключником, ключником, Добрынюшка, замочником, золотой де казны да жил учетчиком». То есть, и Добрыня был под стать своей сестре.

Девице был дан наказ: «Добра молодца в себя влюбить и повязать ребенком». Что та талантливо и проделала: «…бе у Ольги девица ключница вельми красна имянем Мауса, Святослав же взя ю к себе на ложе, она же зачат от него и роди ему сына Владимира…» [10]. А, что? Перень видный, красавец, к тому же, по одной линии сын русского князя, а по второй – потомок князя болгарского. Чем не жених? В общем, девица оказалась непромах!

Узнав о том, что Малуша ждет ребенка от Святослава, Елена вскипела. . . Рушились все планы относительно Болгарии (да и окружение давило…). Ни о какой невесте из Болгарии Святослав и слышать не хотел, да и речи уже идти не могло. В ярости Елена высылает Малушу из Вышгорода [11]: «тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици» [12].

Но, дело сделано. И главное, вовремя. Теперь, хоть, закричись. . . И в 942 году рождается Владимир.

Болгары, конечно, вскоре по достоинству оценили положение в котором оказались, и стихли: как ни как, но Святослав оказался на высоте иерархической лестницы. А тут в такой-то ситуации, грех жаловаться на судьбу.

Не смотря на первоначальный гнев, Елена вскоре смиряется с ситуацией, сына Малуши забирает к себе во дворец и дает своему внуку имя свого отца – Владимир.

Так, что считать Владимира сыном рабыни (робичичем), как это некоторые делают, нет ни каких оснований!

 Теперь понятно и то, почему каган послал Добрыню в Киев и почему Добрыня подговорил новгородцев просить для себя Владимира!

Но почему Святослав не проявил инициативы, чтобы поставить свого сына Владимира посадником в Новгороде? Причина проста! Как нами уже было показано, Новгород не подчинялся князю, ибо не входил в подведомственную ему территорию. Новгород входил в состав территории, которая непосредственно управлялась каганом.

Но есть еще одна причина, по которой новгородцы пришли к Святославу с просьбой направить к ним, кого-то из его сыновей? Причина очевидна; кагану и русам нужна была связь и эта связь выражалась не только связью между территориями, но и связью со знатью русов: такая связь должна была существовать на уровне княжеской семьи, то есть, это должна была быть родственная связь.

Но и это еще не все! Для того, чтобы понимать, что произошло, следует вспомнить о том, что Новгород в те времена представлял из себя что-то вроде кузницы по подготовке кадров. В качестве наглядного примера можно взять нахождение там Святослава с 944 по 960 год [13].

В БОЛГАРИИ. Возвращение Святослава в Русскую Землю не означало ухода из Болгарии русского войска. Русское войско там осталось и командовали им Сфенкел и Икмор. Но возвращение Святослава в Русскую Землю привело к тому, что болгары, обосновавшись у себя дома, быстро нашли общий язык друг с другом  и попытались избавиться от опеки русов. В 969 году вспыхнуло восстание, но Икмор с Фенкелом быстро навели порядок в Болгарии. Болгары потерпели поражение. Для того, чтобы спасти страну от мести русов, царь болгар  Петр I отрекается от престола и уходит в монастырь.  

В стране сложилась ситуация, при которой страна есть, а правителя в ней нет. Демократия!

Ромеи быстро смекнули в чем дело. Имея в Константинополе наследника болгарского престола - сына Петра I Бориса, ромеи отправляют его в Болгарию с предложением занять опустевший трон отца.

Но Борис, прибыв в Болгарию, реально оценил ситуацию. Не имея сил противостоять русам,  Борис заключает с ними союз.

После этого русские дружины, возглавляемые Икмором и Сфенкелом, продолжили наступление во  Фракии и в 970 году оказались под  Аркадиополем [14].

По сообщению Скилицы русы в походе на ромейские владения действовали совместно с болгарами, а их союзники  венгры и  печенеги выступали отдельно. Численность союзников Лев Диакон оценивал в более чем 30 тысяч воинов, в то время как ромейское войско, возглавляемое Вардой Склиром, имело в строю только лишь от 10 до 12 тысяч бойцов.

Кажущаяся нерешительность Варды Склира, вызвала у русов самоуверенность и пренебрежение к запертым в городе ромеям. Русы разбредались по округе, пьянствовали, считая себя в безопасности. Видя это, Варда приступил к реализации давно созревшего у него плана: основная роль в его реализации отводилась патрикию Иоанну Алакаса (по происхождению, кстати, печенега).

Алакас напал на отряд, состоявший исключительно из печенегов. Те, увлекшись преследованием отступавших ромеев, вскоре наткнулись на основные силы противника, которыми командовал лично Варда Склир. Печенеги остановились, изготовившись к бою, что было их грубейшей ошибкой. Дело в том, что фаланга ромеев, пропуская Алакаса и гнавшихся за ним печенегов, расступилась на значительную глубину. Печенеги оказались в «мешке». Из-за того, что они не верно оценили обстановку и не повернули вовремя обратно, фаланги сомкнулись и окружили кочевников. В результате устроенной ромеями бойни, все печенеги были перебиты.

Гибель печенегов ошеломила венгров, русов и болгар. Однако они успели приготовиться к сражению и встретили ромеев во всеоружие. Скилица сообщает, что первый удар по наступавшему войску Варды Склира нанесла конница, вероятно, состоявшая в основном из венгров. Натиск был отражен, и всадники укрылись среди пеших воинов. Когда оба войска сошлись, исход битвы долгое время был неопределенным.

Не смотря на мужество, русы в битве под Аркадиополем [15] потерпели поражение. Натиск русов ромеями был остановлен.

После поражения нанесенного русам, ромеи начали поход на север. Болгары перепугавшись вторжения ромеев непосредственно в болгарские земли, изгнали из Переяславца русский гарнизон и возвели Бориса на трон.

Русское войско отошло в Доростол. Следует предположить, что после этого русами к Святославу был отправлен гонец с сообщением о реальном положении дел в Болгарии.

По большому счету у Святослава в такой ситуации выбор был не велик.

Первый вариант состоял в том, что он сейчас отправляется в Болгарию, подчиняет ее своей власти, замиряется с ромеями и царствует в свое удовольствие.

Второй вариант состоял в том, чтобы вернуть войско домой и оставить все как есть. Но в этом случае дома Святослава ждал бунт: как в этом случае воевать против своих однополчан, было не понятно.

Кагану и русам все это тоже было не по нраву.

Пришел 971 год и Святослав отправился в поход в Болгарию. Вернувшись на Дунай, Святослав, как и ожидалось, столкнулся с болгарским вооруженным сопротивлением. «В лѣто 6479 (971 г.) Прииде Святославъ Переяславцю, и затворишася Болгаре въ городѣ. И изълѣзоша Болгаре на сѣчю противу Святославу, и бысть сѣча велика, и одолѣваху Болгаре. И рече Святославъ воемъ своимъ: «уже намъ здѣ пасти; потягнемъ мужьскы, братья и дружино!» И къ вечеру одолѣ Святославъ, и взя городъ копьемъ, рькя: «се городъ мой» [16].

Прибытие Святослава в Болгарию сразу же изменило ситуацию. Русами Переяславец был взят и болгары вновь подчинились русам.

После этого Святослав отправляет послов к ромеям со словами: И посла къ Грѣкомъ, глаголя: хощю на вы ити, и взяти градъ вашь, яко и сей» [17].

Ромеи к войне хоть и оказались готовы, но для ее ведения, не имели представления о реальной численности войска у Святослава. С этой целью ими отправляется посольство со словами: И ркоша Грѣци: «мы недужи противу вамъ стати; но возми на насъ дань, и на дружину свою, и повѣжьте ны колько васъ, да вдамы по числу на главы». Се же коша Грѣци, льстяче подъ Русью; суть бо Грѣци мудри и до сего дни» [18].

Не смотря на обещанную дань, таковая предоставлена не была и вскоре война возобновилась с новой силой. После нескольких сражений, русы ромеями были оттеснены вначале к Переяславцу, а после этого и к Доростолу. В сражениях погибли военачальники русов Икмор и Сфенкел [19]. Единственными опытными воеводами у Святослава оставались воевода его отца («воевода отень» [20]) и Свенгелд («и Свѣнгелдъ» [21]).

16 апреля, после взятия Переяславца, Иоанн Цимисхий отметил в Переяславце Пасху и переименовал город в честь победы в свое имя — Иоаннополь. Им были отпущены на свободу и пленники-болгары, воевавшие на стороне Святослава.

Святосла, удрученный поражением, обвиняет в падении Переяславца болгар, в святи с чем велит собрать наиболее родовитых и влиятельных представителей болгарской знати (около трехсот человек) и всех их обезглавить. Многие болгары были брошены в темницы. Кем были эти болгары? Были ли они сторонниками Симеона Великого или сторонниками Владимира Расате, пока не понятно.

После казни болгарской знати население Болгарии стало переходить на сторону Цимисхия.

Некоторое время спустя ромеи направились к Доростолу, служившему русам главной военной базой на Балканах. По пути следования ромеями было взято несколько болгарских городов, в том числе Диния и Плиска — первая столица Болгарии. Население городов перешло на сторону ромеев. Завоеванные болгарские земли были включены в состав фемы Фракия. В двадцатых числах апреля ромеи подошли к Доростолу. Надо полагать, болгары поповнили ряды ромейского войска.

Оба войска приготовились к битве. Вот как это событие описывает летописец: «И пристроиша Грѣци 100 тысящь на Святослава, и не даша дани. И поиде Святославъ на Грѣкы, и изидоша противу Руси. Видѣвъ же Русь убояшася зѣло множьства вой. И рече Святославъ: «уже намъ нѣкамо ся дѣти, и волею и неволею стати противу; да не посрамимъ земли Руские, но ляжемы костью ту, и мертвы(й) бо сорома не имаеть; аще ли побѣгнемъ, то срамъ намъ; и не имамъ убѣгнути, но станемъ крѣпко, азъ же предъ вами пойду. Аще моя глава ляжеть, тоже промыслите себѣ». И ркоша вои: «идеже глава твоя ляжеть, ту и главы наша сложимъ». И исполчишася Русь, и Грѣци противу, и сразистася полка, и оступиша Грѣци Русь, и бысть сѣча велика, и одолѣ Святославъ, и Грѣци побѣгоша; и поиде  Святославъ воюя къ городу» [22].

Битва оказалась кровопролитной. Святослав в битве был ранен, но остался жив. После битвы стало понятно, что еще одно такое сражение и русов, попросту, всех перебьют. В связи с этим, Святослав собрал русов и обратился к ним с такими словами: «Видѣвъ же мало дружины своея, рече в себе: «егда како прелѣтивше изъбьють дружину мою и мене, бѣша бо мьнози погыбли на полку»; и рече: «пойду в Русь и приведу боле дружины». И посла послы къ цареви в Дерестѣръ, бе бо ту царь, река сице: «хочу имѣті миръ е тобою твердъ и любовь». Се же слышавъ цар, радъ бысть, и посла дары къ нему болша пѣрвыхъ. Святославъ же прия дары, и поча думати съ дружиною своею, река сице: «аще не створимъ мира съ царемъ, а увѣсть царь, яко мало насъ есть, и пришедше оступять ны въ городѣ; а Руская земля далече есть, а Печенѣзи с нами ратии, а кто ны поможеть? Но створимъ миръ съ царемъ, се бо ны ся по дань ялъ, и то буди довольно намъ. Аще ли начнеть не управляти дани, то изнова изъ Руси, съвкупивше воя множайша первыхъ и поидемъ к Царюграду». И люба бысть рѣчь сі дружинѣ, и послаша лѣпьшии мужи къ цареви; и придоша в Дерьстеръ, и повѣдаша цареви» [23].

Если обратить внимание на аргументацию и слова Святослава, произнесенные им во время обращения к войску, то можно заметить, что перед нами, действительно умный и дальновидный политик. Но, время его уже было на исходе. . .

14 июля 971 года («мѣсяца иулия, индикта 14» [24].) между русами и ромеями был заключен мир, после чего «Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину» [25].

После заключения договора, ромеи снабдили русов продовольствием, выдав по 20 килограмм хлеба на каждого воина, после чего остатки русов отправились домой: «Створивъ же миръ Святославъ съ Грекы, поиде в лодьях къ порогом» [26].

Ромеи уходу русской рати не препятствовали. Вместе с собой русы увозили и дань, полученную от греков.

После ухода русов Восточная Болгария становится частью Византийской империи. Город Доростол Иоаном Цимисхием был переименован и получил новое имя Феодорополь, став центром фемы Фракия.

Иоан Цимисхий с огромными трофеями вернулся в Константинополь. При въезде в город жители устроили своему императору восторженную встречу.

После триумфа к Цимисхию привели царя Бориса II, и тот, подчиняясь воле нового повелителя болгар, прилюдно сложил с себя знаки царской власти — тиару, отороченную пурпуром, вышитую золотом и жемчугом, багряницу и красные полусапожки. Взамен Борису был пожалован сан магистра.

А вот младшему брату Бориса – Роману повезло меньше: по велению Цимисхия, царевич был кастрирован. Что поделаешь, такова уж цена предательства.

Стоит отметить, что, несмотря на освобождение большей части Болгарии от русов и ее включения в состав Византийской империи, Западная Болгария по-прежнему оставалась свободной и независимой от ромеев [27].

 

НА ПУТИ ДОМОЙ. А дальше случилось то, что и должно было случиться; болгары посылают к печенегам гонца с известием: «Послаша же Переяславци къ Печенѣгомъ, глаголя: «идеть Святоелавъ в Русь, въземъ имѣнье много у Грѣкъ и полонъ бещисленъ, а с маломъ дружины» [28].

Почему? Причина такого поступка со стороны болгар кроется в том, что Святослав покидал Болгарию, не сумев удержаться в ней. Войну развязал. Ромеев победить не сумел. Страна раззорена и попала в зависимость к ромеям. Судя по последней речи Святослава перед войском, Святослав возвращаться в Болгарию больше не собирался. Лучше бы он погиб! Вот если бы он погиб, то навечно бы остался в сердцах болгар как герой, боровшийся за Болгарию. Но не погиб!

Вторая причина кроется в речи Святослава в Доростоле, в которой Святослав провел разграничительную черту между болгарами и русами, показав, кто тут главный, а кто в подчиненном положении: оказывается, Святослав, ставил интересы русов выше интересов болгар, о которых в обращении даже и не вспомнил. А ведь именно они его привели в Болгарию. А теперь получается, что их бросают на потеху ромеям, как бы говоря, какая разница под кем вам находиться, под русами или ромеями? Как оказалось, под ромеями, которые были единоверцами болгар, болгарам находиться было комфортней.

Тут должна была быть еще одна причина; наличие конфликта между двумя группами болгарской знати: между сторонниками действующей династии и сторонниками Владимира Расате. Как только русское войско уйдет на Русь, сторонникам Владимира Расате тут же припомнят все прегрешения. Этим даже среди своих болгар было не уютно.

Четвертой причиной следует назвать репрессии Святослава против болгарской знати, в результате чего было перебито около трехсот ее представителей. То есть, в обиде на Святослава должны были быть обе группы болгар; как последователи Симеона, так и последователи Владимира Расате.

По большому счету, обращение болгар к печенегам, было обыкновенной местью!

Почему болгары обратились именно к печенегам, тоже понятно: в 970 году под Аркадиополем погибло печенежское войско, которое совместно с русами, мадьярами и болгарами воевало в Болгарии и Византийской империи. Точной цифры погибших печенегов нет, но можно предположить, что их там могло быть около пяти тысяч. Если учесть, что все печенежское войско объединенных печенежских родов по тем временам насчитывало около 17,5 тысяч воинов, то потеря трети от численного состава войска было серьезным ударом по обороноспособности печенегов.

Вины русов в гибели печенежского войска не было, но осадок, как говорится, остался. Судя по всему, болгары знали к кому следовало ехать с таким известием. Скорее всего, именно из этой группы и были печенеги, погибшие в Болгарии.

Убедить печенегов в том, что именно Святослав виноват в гибели их соплеменников, большого труда не составляло. Да и отобрать дань у русов тоже следовало: как ни как, а компенсации за погибших в Болгарии воинов печенеги не получили. Семьям погибших отнятое добро было бы не плохой компенсацией.

Об устроенной засаде знали не только русы, но и ромеи: «По пути им устроили засаду пацинаки — многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места» [29].

Свенгелд и воевода отца Сятослава Игоря о засаде печенегов Святослава предупредили, но Святослав предпочел ослушаться совета своих воевод: «и рече ему воевода отень и Свѣнгелдъ: «поиди, княже, около на конехъ, стоять бо Печенѣзи в порозѣхъ». И не послушаше его, и поиде въ лодьяхъ» [30].

«И приде Святославъ къ порогомъ, и не бѣ лзѣ проити пороговъ; и ста зимовать въ Бѣлобережьи [31]; не бѣ в нихъ брашна, и бысть гладъ велікъ, яко по полугривнѣ глава коняча; и зимова Святославъ» [32].

Конечно, отправь Святослав печенегам часть полученной от ромеев добычи в качестве компенсации за погибших печенежских воинов, то, наверное, ни какой бойни и не было бы. Но, Святослав этого не сделал.

Причина, по которой Святослав решил добираться в Русскую Землю именно в лодьях, а не конным заключается в том, что добыча, которую он сопровождал, была слишком велика. Конечно же не жадность двигала князем, а стремление войти в Киев не побежденным, а победителем [33].

Если опираться на текст летописи, то воевода отца Сятослава Игоря, который был вместе со Святославом в Болгарии, отправился в Русскую Землю, в то время как Свенгелд остался со Святославом [34].

 

В БЕЛОБЕРЕЖЬЕ. В Иоакимовской летопси содержится описание конфликта, произошедшего в Белобережье между Святославом и частью его окружения. Святослав обвинил во всех своих бедах христиан, находившихся в его войске. Сообщается о том, что в ходе перепалки, Святослав разсвирепев, велел казнить часть христиан, в числе которых оказался и его брат, названный Глебом [35].

Был ли такой конфликт на самом деле? Не смотря на то, что о таком событии упоминаний в других источниках нет, такой конфликт вполне мог иметь место: голод и поражение в Болгарии могли сделать свое дело.

В отношении казни Святославом свого брата Улеба можно сказать следующее. У Святослава действительно было брат, носивший такое имя, но, как нами уже было показано ранее, он не вернулся из похода на Византию в 941 году и по этой причине, упоминание такого имени, следует считать ошибкой.

Но, как известно, у Святослава был еще один родной брат – Игорь. Правда тут стоит отметить, что каких-либо упоминаний о нем и его жизни после 941 года, в источниках не содержится. То есть, если и можно говорить о каком-то брате Святослава, принимавшим участие в его походе в Болгарию, то таким мог быть именно Игорь. Однако, сомнительным выглядит утверждение о принятии Игорем христианства.

Стоит отметить еще об одной особенности перепалки, которая состоялась в Белобережье; Святослав грозился по возвращении домой разорить и сжечь христианские храмы, находившиеся в Киеве.

Какой вывод следует из такого сообщения? А вывод таков, что летописец намекает на появление еще одной заинтересованной стороны в гибели Святослава – христиан.

 

И ОПЯТЬ БОЛГАРЫ Но здесь появляется еще один вопрос, кто был християнами на Руси? Только ли потомки полян? И только ли часть русов?

Скорее всего, здесь речь может идти и о болгарах. Более того, речь может идти, прежде всего, о той части болгар, которая оказалась в Русской Земле в составе свиты Елены.

Однако, нельзя исключать и того, что в составе войска Святослава могла находиться и какая-то часть болгар, сторонников Симеона Виликого. Причину их нахождения при Святославе следует искать именно в событиях в Доростоле, когда была казнена часть болгарской знати. Потомки этой знати не могли не гореть желанием мести.

 

В ПОРОГАХ. Весной 972 года Святослав еще раз пробует пробиться в Русскую Землю. Но попутка не увенчалась успехом. Святослва сложил свою голову в битве с печенегами: «В лѣто 6480, И приде Святославъ в порогы, и нападе на ня Куря, князь Печенѣжьскый, и убита Святослава. И взяша главу его и во лбѣ его здѣлаша чащю, оковавше лобъ его золотомъ, и пьяху в немъ» [36].

Святослав погиб, но не смотря на это части русского войска, бывшей вместе со Святославом, удалось пробиться через печенежские заслоны и добраться до Киева. В числе пробившихся был и воєвода Свенгелд: «Свѣнгельдъ же приде къ Киеву къ Ярополку» [37]. Удалось ли ему доставить домой дань, добытую в Болгарии, не известно.

Летопись содержит еще одну интересную запись: «И бысть всехъ лѣтъ княжения Святославля лѣть 28» [38]. Если перевести все это в цифры, то получим следующее уравнение: 972-28=944 год, а значит и дату прихода Святослава к власти.

И здесь опять появляется вопрос, на который пока нет ответа, печенеги ли причастны к гибели Святослава? К примеру, тот же Свенгелд остался жив и благополучно вернулся в Русскую Землю. А раз Свенгелд сумел избежать смерти, то точно так же мог избежать смерти и Святослав. Конечно, от случайности ни кто не застрахован, но как и по каким признакам печенеги узнали что вот это именно Святослав и именно его нужно уничтожать? Не понятно! Кто-то им на него должен было указати. Если такого человека нет в составе русского войска, то вряд ли печенеги смогут опознать (идентифицировать) в том или ином человеке Святослава. Более того, как печенеги опознали Святослава в числе погибших? Кто им на него указал?

Но во всей этой истории есть еще один не понятный сюжет; печенеги-то встали на порогах не ради того, чтобы убить Святослава, а ради получения добычи, которую Святослав сопровождал на Руст. По большому счету, Святослав их не интересовал. Их интересовала добича! То есть, оттесни печенеги русов от добычи и конфлікт мог быть исчерпан.

Вывод из всего этого напрашивается сам собой: в столкновении с печенегами имело место очередное предательство, а точнее убийство Святослава кем-то, кто находился в составе его войска. А вот тут, на такую роль лучше всего подходят или христиане, опасавшиеся раззорения храмов, или болгары, стремившиеся отомстить Святославу за разрушенную Болгарию и казненных представителей болгарской знати.

ВЫВОДЫ. Как нами показано, болгары в истории Русской Земли играли достаточно серьезную роль. При чем, все это продолжалось не год и не два, а болем ста лет.

Если кто-то думает, что с гибелью Святослава роль болгар в жизни Русской земли прекратилась, то он слишком сильно заблуждается. Стоит только вспомнить о том, кто был любимими сыновьями князя Владимира, как тут же такое мнение придется менять. А таковыми были Борис и Глеб: «Бѣ же Володимиръ побѣженъ похотью женьскою, быша ему водимыя: Рогънѣдь, юже посади на Лыбеди, идеже есть ненѣ сельце Передславино, отъ невже роди 4 сына: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, и 2 дщери; отъ Грѣкини Святополка; отъ Чехини Вышеслава, а отъ другия Святослава (и Мьстистава);  отъ Болъгарыни Бориса и Глѣба» [39]. То есть, любимими сыновьями Владимира были дети, которые ему родила болгарка. Спроста ли это?

Надо полагать, болгары по-прежнему оставались в окружении русского князя и по-прежнему жили мечтой при помощи русов тепер уже не вернуться в Болгарию, а вернуть ей свободу.

 

   

© А. Н. Лебедев, 2000 - 2019

 

[1]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.108.

[2]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.108.

[3]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.108.

[4]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.108.

[5]См.: Никоновская летопись.

[6]См.: http://www.old-pskov.ru/knyaz_vladimir3.php

[7]См.: «Подробнейшая История Государей Российских»//Древняя Российская Вивлиофика.

[8]См.: Кончак - Опера Бородина «Князь Игорь».

[9]См.: https://www.google.com/search?q=%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0+%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0+%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%B8&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=bGCLBaEekJvX4M%253A%252CzBlGXqkTNZ8XyM%252C_&vet=1&usg=AI4_-kQc1FXnXHeoB6X9ex5XuqC40db3Rg&sa=X&ved=2ahUKEwj8jdvLk7zkAhUS_KQKHdTNDtcQ9QEwBnoECAgQDA#imgrc=f8HxgPtB79ib2M:&vet=1

[10]См.: «Подробнейшая История Государей Российских»//Древняя Российская Вивлиофика.

[11]Вышгород – резиденция княгини Елены (Ольги).

[12]См.: Никоновская летопись.

[13]Лебедев А.Н. Княгиня Ольга. Захват власти. См.: https://nethistory.su/blog/43412574746/Lebedev-A.N.-KNYAGINYA-OLGA.-ZAHVAT-VLASTI?nr=1

[14]См.: Иоанн Скилица, «Обозрение историй».

[15]См.: Аркадиополь - современный Люлебургаз в Турции, примерно в 140 километрах к западу от Стамбула

[16]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.108.

[17]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.108.

[18]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.108.

[19]См.:  Иоанн Скилица, «Обозрение историй».

[20]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[21]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[22]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.112-114.

[23]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.116-118.

[24]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.116-118.

[25]Лев Диакон о походах Святослава. См.: http://www.history.ru/content/view/1348/87/1/4/

[26]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[27]Походы русского князя Святослава Игоревича. 942-972 гг. См.: https://hystory.mediasole.ru/pohody_russkogo_knyazya_svyatoslava_igorevicha_942972_gg

[28]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[29]Лев Диакон о походах Святослава. См.: http://www.history.ru/content/view/1348/87/1/4/

[30]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[31]В русских источниках в указанном месте упоминается такой городок как Олешье, в названии которого узнается такое название как Ольвия. Надо полагать, что оба населенных пункта могли находиться в одном и том же месте.

[32]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[33]Походы русского князя Святослава Игоревича. 942-972 гг. См.: https://hystory.mediasole.ru/pohody_russkogo_knyazya_svyatoslava_igorevicha_942972_gg

[34]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[35]Походы русского князя Святослава Игоревича. 942-972 гг. См.: https://hystory.mediasole.ru/pohody_russkogo_knyazya_svyatoslava_igorevicha_942972_gg

[36]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[37]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[38]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.120.

[39]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник.1990. - С.132.


Источник: Лебедев А.Н. ГИБЕЛЬ СВЯТОСЛАВА
Опубликовал:

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Лебедев а.н. княгиня ольга. кто есть кто?
Лебедев а.н. княгиня ольга. кто есть кто?
1
Настоящая история 06:06 14 июл 2019
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
0
Настоящая история 07:33 26 июн 2016
Пробуждение и усиление: онлайн курс для женщин. Найди время на себя! Пробуждение и усиление: онлайн курс для женщин. Найди время на себя!
Загадка гибели великого русского князя Святослава Игоревича
Загадка гибели великого русского князя Святослава Игоревича
0
Настоящая история 15:01 31 мар 2017
Победитель шоу «Замуж за Бузову» Денис Лебедев женился год назад — фото
Победитель шоу «Замуж за Бузову» Денис Лебедев женился год назад — фото
0
Интересный мир 03:08 24 окт 2018
В недавней гибели туриста на перевале Дятлова нашли мистические совпадения с гибелью группы Дятлова
В недавней гибели туриста на перевале Дятлова нашли мистические совпадения с гибелью группы Дятлова
2
Интересный мир 10:25 28 сен 2017
Лебедев А.Н. ЧТО ТАКОЕ РАЙ И ЧТО ТАКОЕ АД?
Лебедев А.Н. ЧТО ТАКОЕ РАЙ И ЧТО ТАКОЕ АД?
1
Настоящая история 07:45 28 авг 2019
Названа причина гибели Юрия Гагарина
Названа причина гибели Юрия Гагарина
0
Интересности 17:01 28 мар 2018
Загадка гибели Талгата Нигматулина
Загадка гибели Талгата Нигматулина
1
Все о звездах шоубизнеса 13:25 05 июн 2018
История гибели жителей Помпеев
История гибели жителей Помпеев
0
Интересный мир 10:55 25 авг 2017
Браконьеры, пожелавшие сделать фото у трупа убитого льва, нечаянно засняли свою гибель
Браконьеры, пожелавшие сделать фото у трупа убитого льва, нечаянно засняли свою гибель
9
Дача сад огород и просто интересное 08:12 02 окт 2016
«Лебедев — вовсе не такой хороший, каким пытался казаться»: Оля рассказала горькую правду о своём экс-избраннике
«Лебедев — вовсе не такой хороший, каким пытался казаться»: Оля рассказала горькую правду о своём экс-избраннике
1
Женский каприз 11:19 20 окт 2018
Сибирские кошки Аллы Лебедевой (21 фото)
Сибирские кошки Аллы Лебедевой (21 фото)
16
Это надо видеть! 21:30 15 дек 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства