История,Альтернативная история,История России,СССР

М.В. Ломоносов и современные историки о проблеме происхождения русского народа.

М.В. Ломоносов и современные историки о проблеме происхождения русского народа.

М. В. Ломоносов не сомневался, что славянский народ проживал почти полторы тысячи лет на одном и том же месте. Венды и анты, соединяясь со сродными себе славянами, умножали их силу. Единоплеменство этих народов не только сходство в языках имело, но и за тысячу двести лет до М. Ломоносова засвидетельствовал Иордан, оставив известие, что «от начала реки Вислы к северу по безмерному пространству обитают многолюдные вендские народы, которых имена хотя для разных племен и мест разные, однако обще славяне и анты называются». Добавляет еще, что от Вислы простирались до Дуная и до Черного моря.

Исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое. В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период.

В целом проблема этногенеза любого народа чрезвычайно сложна. Мы не должны подходить к ней в свете таких упрощенных традиционных схем как теория генеалогического древа языков, которая длительное время рассматривалась как универсальная панацея не только филологами, но и историками.

Данное положение выдвинутое Г.В. Вернадским справедливо и до настоящего времени. Это подтверждается фактом существования двух родственных по ДНК народов, а именно Киргизов и Таджиков, имеющих гаплогруппу R1A1 с равным количеством носителей этой гаплогруппы по 63%, но Киргизы тюркоязычны, а Таджики ираноязычны. Явно, что образование языков этих народов зависело от процессов этногенеза.

В отношении доисторического фона формирования русского народа мы должны в особенности избегать таких генерализаций как «изначальный панславянский язык» (Ursprache, праязык), который, как предполагается, существовал до разветвления новых славянских языков, или же «изначальная панславянская родина» (Urheimat, прародина), в которой, согласно предположению, предки всех славянских народов начали свою историческую жизнь. Подобные обобщения не оказывая какой-либо помощи историку, скорее, затемняют вопрос.

Благодаря открытиям археогенетиков о формировании русского и любого другого народа можно вести речь только с точки зрения теории этногенеза, хотя для носителей одной и той же гаплогруппы и существует одна прародина, откуда они начали свои миграции, но их языки в ходе движения трансформировались и стали совершенно не похожи на язык своих пращуров и не имеют сходства между собой.

Иордан, который писал в шестом веке нашей эры, уже знал три группы славянских племен:

autogear.ru Венеды. Описание, исторические факты, интересные факты

венеты, венеды, венды

 

 

склавены

и анты.

 

 

происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов [2].

 
 

…У тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав. Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали „спорами“, как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища.

Война с готами (Кн. 3, Ч. 14), Прокопий Кесарийский [8]

 
  • В « Стратегиконе»  Маврикия сообщается о единых у склавенов и антов образе жизни и нравах [9]. Однако об этническом их родстве в «Стратегиконе» ничего не сообщается.

Иные имена упоминались классическими авторами, жившими ранее, для обозначения племен Южной Руси, которые могут рассматриваться как группы прародителей склавенов и антов.

М. Ломоносов считал, что прежде Иордана Птоломей во втором столетии после Христа полагал вендов около всего Вендского по ним именованного залива. Этот автор оставил в памяти то, что «Сармацию одержали великие вендские народы». И Плиний также свидетельствовал, что в его время около Вислы обитали венды и сарматы. Народ славянопольский по справедливости называл себя сарматским, и М. Ломоносов соглашался с Кромером, что славяне и венды вообще были древние сарматы. Автор отмечал, что по Новогородскому летописцу город Славенск был построен и разорен много прежде Рюрика. Старинные развалины свидетельствовали об этом. Нестор о Новгороде упоминал прежде всех городов российских и что дважды был построен. От северных писателей издревле назывался Кунигардия, то есть славный город. Автор отмечал, что именования мест у Птолемея, у Плиния и у других от Адриатического моря и Дуная до самых берегов Ледовитого океана было на славянском языке, что это можно признать за доказательство о древности существования племени славянского на этой территории.

М. Ломоносов считал, что сарматы и венеды или венды со славянами были единоплеменны. О живших далее к востоку сарматах Плиний писал, что они мидской породы, жили при реке Доне и разделяются на разные поколения. Этот же автор и Страбон некоторых мидян в Европе вместе с фракиянами, то есть в сарматских пределах полагали, чем вероятность о единоплеменстве сарматов с мидянами умножается, так как, переселяясь от востока к западу, мидские народы, и будучи поименованы сарматами, могли в некоторых поколениях удержать прежнее имя. Плиний также о сарматах гинекократуменах, то есть женами обладаемых, упоминал, также и о сарматских амазонах. Поэтому они, считал М. Ломоносов, были славянского племени. Видя пафлагонов, енетов, мидян и амазонов в Азни славянского племени, М. Ломоносов также полагал, что обитавшие с ними в соседстве мосхи им были единоплеменны, почему московский народ у многих новых писателей от них и производится. О соседстве Мосхинии с амазонами и сарматами автор находил много древних свидетельств, о единородстве – не имел.

Следует принять во внимание и данную Геродотом информацию (пятый век до н.э.) относительно скифов и их соседей. Любое этнологическое отождествление классических племен и национальных имен затруднительно, особенно в отношении таких народов как

Скифы

и сарматы,

которые объединили под своим контролем огромные территории. Их имена могли относиться не только к правящим племенам, но также и к завоеванным ими местным племенам. Не надо думать, что каждое такое вторжение завершалось общим истреблением местных племен, которые осели в стране задолго до прихода завоевателей. Часть их в любом случае обычно получала разрешение остаться в стране после признания власти захватчиков.

Таким образом, после прихода скифов некоторые из протославянских племен могли остаться на границе степной территории, в то время как принадлежащие к ним другие группы, возможно, были вытеснены в лесную зону. Что же касается сарматского владычества, у нас имеются более убедительные свидетельства того, что некоторые из групп прародителей русских племен уже были в черноморских степях под сарматским контролем.

 

Принимая во внимание высказанные выше соображения, мы должны полагать, что группы прародителей славян появились частично в лесной зоне и частично в степях, и что процесс их формирования был затяжным и очень сложным. Как мы уже отметили, с точки зрения историка не существует достаточных свидетельств, а также никакой необходимости, чтобы постулировать существование изначальной панславянской прародины. Напротив, свидетельства, даваемые ранними авторами, хотя и редки, но говорят скорее в пользу существования вдревние времена нескольких – по крайней мере трех – групп протославянских племен, отличающихся друг от друга. Каждая из них должна была даже в отдаленной древности говорить на своем собственном диалекте и обладать особыми обычаями. Более того, каждая контролировала свою собственную территорию. Мы обозначим эти три группы как западные славяне, средние славяне и восточные славяне.

Выдвигая это положение Г.В.Вернадский, естественно, не предполагал появления генетики в применении к историческим исследованиям.Но эта наука начала играть Особую роль среди специальных научных исследований в приложении к археологическим артефактам биологического происхождения:

"…В 60 - 80-е годы ХХ века в связи с изучением структуры генетического кода произошла «бесшумная революция» в антропологии. Возникла новая отрасль науки, именуемая палеогенетикой или молекулярной палеонтологией. Оказалось, что в самом человеке, точнее - в его генотипе, являющемся совокупностью всех генов организма, можно обнаружить следы эволюционной истории вида. Гены впервые предстали в роли надежных исторических документов, с той лишь разницей, что запись в них сделана не чернилами, а химическими компонентами молекулы ДНК. Генетики научились извлекать информацию в буквальном смысле из «праха земного» - окаменевших остатков, которые принадлежали весьма древним существам.

Палеогенетика —отрасль генетикивприменениикпроблемам  палеонтологии.ОбычноприменяетсядляизученияэволюциисиспользованиемданныхдревнейДНК.Термин«палеогенетика»предложилив 1963 году ЭмильЦукеркандльихимик ЛайнусПолинг,а«крёстнымотцом»новойдисциплинысталбиолог СвантеПаабо.

Палеогенетика —отрасль генетикивприменениикпроблемам  палеонтологии.ОбычноприменяетсядляизученияэволюциисиспользованиемданныхдревнейДНК.Термин«палеогенетика»предложилив 1963 году ЭмильЦукеркандльихимик ЛайнусПолинг,а«крёстнымотцом»новойдисциплинысталбиолог СвантеПаабо.

Почему палеогенетика - неточная...

Полученные палеогенетикой данные радикальным образом трансформировали прежние представления о ранних стадиях «человеческой» эволюции. ..."

Можно предположить, что во время рождения Христа места обитания западных славян были в регионе средней и верхней Вислы: поселения средних славян простирались от Карпат до среднего Днепра, в то время как кланы восточных славян распространились по северной кайме степей, по территории, известной с семнадцатого столетия и далее как Левобережная Украина или Слобидшина (Харьковская, Курская, Полтавская, Воронежская губернии)

Некоторые восточные славянские группы возможно проникли и дальше на юг, по направлению к региону нижнего Дона. Не существует археологических свидетельств для предположения, что вышеупомянутые славянские группы были просто новыми пришельцами на территории, которую они занимали в первом веке нашей эры. Напротив, свидетельства указывают скорее на определенную преемственность культуры на этой территории в течение тысячелетия от 500 г. до н.э. до 500 г. н.э.

Мы можем таким образом заключить, что группы прародителей славянских племен осели в этом месте по крайней мере не позднее 500 г. до н.э.

Благодаря исследованиям археогенетиков в настоящее время мы можем утверждать, что на территории южной Европы славяне появились не менее 12000 лет назад.

Развитие генетической науки и применение её научных методов исследований в археологии позволило значительно расширить исторические знания о происхождении русского народа, установить вероятный регион происхождения, пути миграций по Евроазиатскому континенту и уточнить их пространственно-временные рамки. Большое значение при этом имеет открытие геномов и их деления на характерные группы для разных народов. Оказалось возможным исследовать геномы костных останков из древних захоронений. В 20 веке наука дала и методы определения возраста артефактов. Установлено, что характерным геномом для славян в общем и, в частности, для русских является геном гаплогруппы R1a1

Гаплогруппа R1a.

R1a — Y-хромосомная гаплогруппа, распространённая в Восточной Европе, Сибири, Средней и Южной Азии.

Происхождение гаплогруппы R1a

Происходит от мутации гаплогруппы R1, произошедшей у мужчины, жившего в Азии ок. 22 000 лет тому назад (по данным скорости мутаций).
Вероятное распространение — несколькими волнами. Самая значительная волна — ок. 3—5 тыс. лет назад из восточной Европы в рамках археологической культуры шнуровой керамики.

«При изучении истории гаплогруппы R1a1, оказалось, что потомки старейших предков гаплогруппы R1a1 живут в настоящее время в Сибири и Китае. Их общий предок жил примерно 20 тысяч лет тому назад, видимо, в Сибири. Как это удалось установить?

Афонтова гора

Во-первых, палеолитические образцы со стоянки Афонтова Гора

 

Памятник исполинам появился близ поселка Мальта в Иркутской области

и Мальта выявили наличие гаплогруппы R1 в этом регионе, а это Сибирь. Также в статье, озаглавленной «Физическая антропология и этничность в Азии: переход от антропометрии к геному», были приведены относительные частоты гаплогрупп, встречающихся у нескольких популяций Китая. Сами гаплотипы не сообщались, но было указано, что гаплогруппа R1a1 встречается у этнических групп Hui, Bolan, Dongxiang и Sala на севере Китая, с частотами 18, 25, 32 и 22%, соответственно, наряду с гаплогруппами DE, С, F*(xK), О, O3, К*(хО,Р) и P*(xR). Как видно, доля гаплогруппы R1a1 в этих популяциях весьма заметна, причем именно древних и первых носителей гаплогруппы R1a1. Базовый гаплотип в столь древних гаплотипах определяется с трудом, и определённое количество мутаций может быть неточным, потому был применён пермутационный метод расчета времени жизни общего предка.

Этногеографическое распространение гаплогруппы R1a

Наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди лужичан (63%), поляков (ок. 56%),  украинцев (ок. 45-54% в зависимости от региона), белорусов (51%),  русских (47%),  татар 34%, башкир (36%) (у башкир Саратовской и Самарской обл. до 48 %); и в Центральной Азии: у худжандских таджиков (64%), киргизов (63%), ишкашимцы (68%). Умеренное распространение в скандинавских странах (23% в Исландии, 18-22% в Швеции и Норвегии), в Иране (до 25%).
У брахманов в среднем 43%, но в 2-х индийских штатах Западная Бенгалия(восточная Индия) и Уттар-Прадеш(северная Индия) гаплогруппа R1a1 встречается с частотой 72 % и 60 % соответственно (субклад характерный для Центральной и Южной Азии R1a1-Z93).

Лингвистические отношения и родство культуры не обязательно предполагают расовое родство. Племена, принадлежащие к тому же самому «лингвистическому ареалу» или той же «культурной сфере» могут быть различны в расовом отношении или принадлежать к разным антропологическим типам. История предлагает обильные примеры принятия одним народом языка и культуры другого. Так, во времена расширения Римской империи кельты и иберийцы в Галлии и Испании соответственно приняли язык их победителей – латинский язык, на базе которого эволюционировали современный французский и испанский языки. Не менее разителен пример персидского языка, который после завоевания Ирана арабами подвергся полному изменению. Не только арабские слова были восприняты оптом, но и сама структура персидского языка была глубоко затронута арабским, несмотря на тот факт, что персидский принадлежит к группе индоевропейских языков, а арабский – к семитской.

Русская история подобным же образом предостерегает нас от поспешной идентификации языкового единства с расовым.

Хорошо известно, например, что скандинавы, ставшие правящим классом Киевского государства в девятом и десятом столетиях, быстро ассимилировались среди местного населения, приняв славянский язык.

В настоящее время данный тезис Г.В. Вернадского стал ложным, т.к. можно с уверенностью сказать, что скандинавы ставшие правящим классом в Киевском государстве были славянами, говорившими на славянском языке, чему имеются подтверждения в виде рунических надписей на памятных камнях Скандинавии сделанные славянскими рунами на славянском языке.

Интересный пример социальной группы, объединенной культурой и языком, но построенной на варьирующих расовых элементах, являет собою русская знать. Некоторые из наиболее древних русских знатных семей имеют своих предков среди предводителей аланов и варягов; другие несут в себе польскую, литовскую, украинскую, немецкую, шведскую, монгольскую, татарскую, армянскую или грузинскую кровь. Все эти гетерогенные элементы слились воедино, поскольку состоялось принятие русского языка и русской культуры. Схожие процессы могли иметь место

Пеньковская культура (оранжевым) в  V VI вв.на фоне других древнеславянских и балтийских культур.

в ранний период. Анты, которых историки шестого столетия нашей эры считают сильнейшим среди славян племенем, управлялись иранскими кланами возможно со второго века нашей эры. Во времена Прокопия их язык был, тем не менее, славянским. Таким образом признавая спорную природу вопроса, мы все же можем предположить со всеми положенными оговорками, что  изначальные славянские племена принадлежали в основном к кавказской расе, отличной своими физическими чертами от монголоидной.

грузины | История варварскихплемен- История...

Каждое из трех протославянских племен имело, однако. различных соседей и таким образом подвергалось смесительному воздействию различных чужеродных этнических черт.

Сербо лужичане

Западная славянская группа.

должна была иметь определенные отношения с балтийскими (литовскими) племенами на севере и с немцами на западе.

Славянский мир. Македонцы в фотографиях —...

Среднее славянское племя

было, возможно, в тесных отношениях с фракийскими племенами Трансильвании и Балкан.

Восточная группа славян

Славянские народы делятся на три основные...

Происхождение славянских народов до сих пор окутано тайной. Кто-то считает, что славяне — это прямые потомки ариев — племен, которые в свое время перекочевали на территорию Европы предположительно из Индии. Есть ученые, которые считают, что славяне произошли от германских племен и прошли путь "из варяг в греки". Ведь не случайно первые киевские князья были по сути варягами. Взять, к примеру, династию Рюриковичей. Но самая распространенная версия заключается в том, предками современных славянских народов были протославянские племена: анты, венеты и склавины. И вне всяких сомнений, в этногенезе современных славянских народов сыграли определенную роль германские, романские, тюркские, финно-угорские народы, а также греки и евреи.  Восточная группа славян была более открыта взаимосмешению с кочевыми и полукочевыми племенами степей – и имя им легион.Племена фракийского, кельтского, иранского, готского, угорского, тюркского и монгольского происхождения преследовали одно другое в бесконечной последовательности.Каждое должно было оставить некоторый след в стране. Суммируя сказанное, можно утверждатьчто именно некоторые изначальные средние и восточные славянские племена могут рассматриваться как группа предков русского народа. Эти ранние славяне оседали в основном на границе степной зоны, хотя некоторые из их частей расположились более к северу, в лесах, в то время как другие группы спустились на юг в степи. Сельское хозяйство должно было составить главное занятие людей: жившие в лесах занимались охотой и пчеловодством; жившие на юге были скотоводами. Поскольку в реках было много рыбы, рыболовство было также важным средством выживания. Так, ранние восточные славяне были хорошо знакомы с речной жизнью; они делали лодки, выдалбливая стволы деревьев. Их мастерство управления судами позволяло им чувствовать себя уверенно при выходе в открытое море, когда они спускались к берегам Азовского и Черного морей. Разнообразие их естественного окружения и экономических условий привело к раннему формированию различных типов экономической и социальной организации людей. Клановые или семейные общины типа задруги31 должны были преобладать среди групп, чьим главным занятием было сельское хозяйство. Охотничьи и рыболовецкие коллективы представляли иной тип социальной единицы, в то время как другие, рискнувшие уйти на юг в степи и используемые сарматскими предводителями как воины, были, возможно, организованы в военные коммуны позднего казацкого типа.

Территория раннего распространения средних и восточных славян предварительно совпадала с той местностью, что позднее стала известна как Украина. Около восьмого века нашей эры они распространились на более широкой территории, которая теперь называется Европейской Россией, но, возможно, может быть лучше обозначена как Западная Евразия, понятие «Евразия» объединяет регионы европейской и азиатской России воедино32. Западная Евразия таким образом может рассматриваться как первая, единая древняя и средневековая стадия русской экспансии, а Евразия – как целое в качестве ее второй и завершающей стадии. В определенном смысле Западная Евразия уже в древние времена формировала общее географическое основание для развития восточных славян, хотя в это время они в действительности занимали лишь ее юг. Географически и экономически Юг и Север, как и теперь, были взаимосвязаны. Для осуществления подхода к ранней истории восточных славян, нам необходимо поэтому изучить их доисторический фон в более широкой географической рамке. Хотя население Западной Евразии в доисторические времена было редким, страна не представляла собою пустыню. Человек жил здесь многие тысячелетия или скорее десятки тысяч лет до рождества Христова. Именно в далекой древности сложились его основные занятия на всей территории Евразии; приспосабливаясь к природным условиям страны, человек создал раннюю экономику, а культурные традиции постепенно сформировались для передачи его потомкам. Разбросанные по евразийским равнинам, поселения доисторического человека не были изолированы друг от друга. Отношения как мирного, так и военного плана устанавливались между различными группами в первобытный «доклановый период» (дородовое общество), согласно терминологии советских ученых, и в период более организованной родовой жизни. Имели место миграции и войны; торговцы шли вслед за воинами.

Реки, возможно, служили в это время в качестве главных коммерческих путей, и характерно, что большинство доисторических поселений, открытых до сегодняшнего дня археологами расположены на речных берегах или поблизости. Взаимодействие различных групп не сводилось к местной торговле. В значительной степени поражает, что уже в эти древние времена были установлены коммерческие пути международного значения, и племена Западной Евразии таким образом связывались с прилегающими странами. Занимавшиеся сельским производством в районе среднего Днепра наладили связи с людьми аналогичных интересов в Трансильвании и на Балканах. Коммерция продвинулась далеко на юг и восток. Товары кавказского типа были принесены как в Днепровский, так и в Верхневолжский регионы: раскрашенная керамика района среднего Днепра в этот период обнаруживает поразительную схожесть с глиняной посудой Туркестана, Месопотамии и Китая. Так же как и в более поздний период, причерноморские степи были открыты для набегов кочевых племен Центральной и Восточной Евразии. Фактически эти степи были просто продолжением евразийских. Нет сомнения, что задолго до прихода скифов их предшественники использовали зону степей для своей миграции. Было очень важно, что степная дорога из Китая к Черному морю проходила через такие провинции древней цивилизации как

Иран и Кавказ, культурный базис которых находился в Месопотамии. Через народы степей эти старые центры культуры распространяли свой свет далеко на север. Во втором тысячелетии до нашей эры жители Верхневолжского региона заостряли свои каменные топоры по типу бронзовых топоров кавказцев и украшали свои глиняные изделия типично кавказским рисунком. Поскольку кавказская культура этой эпохи находилась под влиянием хеттской цивилизации, стереотипы и дизайн хеттской Азии находили путь на север России.

 


Источник: М.В. Ломоносов и современные историки о проблеме происхождения русского народа.
Автор:
Теги: история история России ломонос Ломоносов народ проблема происхождение

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства