Бродя по залам Исторического музея можно увидеть массу интересных и шикарных экспонатов. Например, среди других рукописных книг есть два «Сказания о Мамаевом побоище». Одна из книг раскрыта как раз на интересном косяке, имеющемся в этом пересказе прекрасно известных событий.
Обе книги, как написано в описании и в каталоге музея, созданы во второй половине XVII века, то есть это – рукописные копии, переписанные полууставом с более старых оригиналов. Обе книги раскрыты на иллюстрациях, на чем же ещё открывать, это ведь самое интересное.
Иллюстрации хорошие, чувствуется, что книги делали люди с руками. Но вот с одной из них – косяк. На ней митрополит Киприан благословляет Дмитрия Донского и его людей. В тексте тоже есть упоминание Киприана… Ну собственно, как это и есть в «Сказании…», кто читал, тот в курсе.
И все бы хорошо. И книга хорошая, и написана красивым почерком. И иллюстрации красивые. И только одно не так. Не было митрополита Киприана в Москве, когда Дмитрий на поле Куликово собирался. И не благословлял он его. Совсем даже наоборот. В ссоре они с князем были. В жестокой. А в миниатюре в книге его фигуру специально подписали, мол, смотрите, не перепутайте.
На самом деле Киприан появился в Москве только в 1381 году, когда Дмитрий пошлет за ним, так как не согласился принять поставленного без его ведома Пимена. Впрочем, ненадолго, потому что в 1382 году Киприан опять разругается с московским князем на фоне похода Тохтамыша. И тогда из заточения извлекут Пимена, давай, правь митрополией. Для Пимена все, правда, плохо закончится через несколько лет...
А в «Сказании о Мамаевом побоище» всех вот этих дрязг, которыми была полна тогдашняя Москва, нет. Там все выступают вместе против Мамая. Для поучительной истории, которую, судя по состоянию книги, много читали, так, конечно, правильно. Но косяк, тем не менее, есть…
Комментарии (0)