Для того чтобы совершать открытия, вовсе не обязательно отправляться в жаркие страны. Пусть мексиканцы, боливийцы, итальянцы и греки сами исследуют свои территории, и не нужно им мешать. Куда важнее для нас разобраться с собственной землёй и с тем, что на ней происходит сейчас и происходило в прошлом. А в том, что наша собственная история не менее важна и увлекательна, большинство уже не сомневается.
Ну скажите на милость, зачем нам знать ширину проезжей части в каком-нибудь городке на Мальте или в Таиланде, ежели мы не подозреваем о том, что творится прямо у нас под ногами! Настоящие открытия можно совершать, прогуливаясь по знакомым с детства улицам городов, или на лесных тропинках, по которым мы можем бегать бегом с завязанными глазами.
Одно из подобных открытий мне посчастливилось совершить буквально в паре десятков километров от дома, в котором живу уже более двадцати лет. Если ехать по Рижскому шоссе Е77 из Пскова, то, не доезжая до деревни Дубник, что перед самым Изборском, можно заметить небольшой поворот налево, где нет даже указателя, информирующего о том, куда именно ведёт узкая грунтовая дорога, на которой не разъехаться двум легковым автомобилям. А ведёт она в деревню Шахницы, через Ржевки и ещё несколько заброшенных хуторов.
Чем же привлекла моё внимание эта ничем не примечательная дорога? А находками, которые совершил прямо на ней и на обочинах «один знакомый знакомого моего знакомого», у которого завалялся в сенях хороший металлодетектор. Съезжая с асфальтированного шоссе, можно впасть в заблуждение, решив, что ничего любопытного на раскисшей от дождей глинистой дороге обнаружить невозможно. Но несколько минут терпения, и вы окажетесь на месте бывшей деревни Лебеж, где сегодня, кроме одного ухоженного дома с участком и видеокамерой над воротами, есть ещё несколько сохранившихся домов, вероятно, используемых в качестве дач, и один неработающий телефон-автомат.
А вот далее становится намного интереснее. Дорога, ведущая от деревни в лес, не оставляет сомнений в том, что крестьяне её не строили. Это объект, который могли построить исключительно строители, обладающие не только навыками инженеров, но и достаточными ресурсами для прокладки прямой, как стрела, дороги, не имеющей перепадов высот. Это совершенное творение, которое не могло появиться на свет благодаря крестьянам, возившим овёс на телегах.
Отчётливо видна выполненная промышленным способом насыпь с твёрдым сухим полотном из песчано-гравийной смеси, насыпанной явно на толстую «подушку» из строительного бута, скорее всего, известняка.
Такое сооружение требует не только работы проектировщиков, но и точных расчётов, а также маркшейдерских работ с применением точных инструментов и измерительных приборов, труда квалифицированных рабочих и привлечения большого количества транспортных средств и строительной техники. На телегах такие объёмы камня и грунта привезти невозможно, по крайней мере, нерентабельно в данном месте. И дорога явно не имеет отношения к советским дорожно-строительным организациям. Тогда кто её построил, когда и, самое главное, зачем?!
Итак. Дорога выглядит в этом месте совершенно неестественно. Для нужд крестьян такие точно никто бы не стал сооружать. И качество сооружения потрясает своим совершенством. Кому-то это покажется просто зарастающим травой просёлком, но опытный глаз немедленно отметит, что дорога построена профессионалами высочайшего уровня. Дело в том, что обычные просёлки зарастают ольшаником практически мгновенно. За какие-нибудь десять-пятнадцать лет дороги, некогда соединявшие деревни и хутора, превращаются в совершенно непролазные чащи, где трудно даже угадать направление.
Здесь же мы обнаружили прекрасную прямую дорогу, на которой не растёт ничего, кроме травы. Даже после недавно прошедших дождей она продолжает оставаться сухой и твёрдой. Но для чего тратить колоссальные ресурсы на обустройство дороги подобного качества, которая никуда не ведёт и ниоткуда не приходит! В некоторых местах на поверхности попадаются плиты из известняка и плоских гранитных плит. Мне доводилось встречать в псковских лесах участки булыжной мостовой, но они по большей части примитивны, выполнены кустарно и без какой-либо подложки. Здесь же мы видим насыпь, какие обычно устраивают для строительства железнодорожного полотна.
Это и предстояло выяснить нашей маленькой экспедиции, в составе которой были я и мой друг из Пскова Александр (совместные походы становятся уже нашей доброй традицией).
Именно эта мысль и гнала нас вперёд, чтобы найти доказательства или опровержения версии о том, что наша дорога является бывшей узкоколейкой. Не подтвердилось. И данный факт нас совершенно не расстроил, и я скажу, почему. Главной целью экспедиции было обнаружение памятного знака на обочине дороги, где высечена надпись, проливающая свет на историю появления дороги. Без точной геометки камня найти его у нас не было практически никаких шансов. И всё-таки мы его отыскали!
Это было невероятно сложно. Трава в это время года стоит высотой более полутора метров. Густая листва кустов и деревьев скрывает всё от взора на два-три метра вглубь леса от обочин дороги. Сложный рельеф: многочисленные мелиоративные канавы, небольшие болотца, густой камыш выше роста человека — всё это существенно осложнило поиски.
Тут и там встречались следы боевых действий: траншеи, брустверы, блиндажи, воронки (одна из которых около 25 метров в диаметре и 5 метров глубиной), которые тоже весьма затруднили поиск. Впоследствии оказалось, что мы несколько раз проходили в нескольких шагах от искомого камня и не видели его. В конце концов, уже начиная терять надежду, мы его обнаружили.
Несмотря на внушительные размеры (с «горбатый Запорожец»), он надёжно спрятался в зарослях ольхи.
Вы поняли, что именно на нём написано? «Шоссе»! Как могло такое случиться, что строили именно шоссе, ведь чем этот вид дорожных сооружений отличается от обычной дороги?
«Шоссе (фр. chaussée) или шоссейная дорога — дорога с искусственным покрытием, чаще всего — твёрдым, обязательно с устройством на основе дорожного полотна поверх грунтового основания, и с канавами для стока воды по обочинам.
Также шоссе в России и некоторых других странах называется дорога, обычно на окраине города, ведущая из него. Иногда название «шоссе» является исторически сложившимся, и магистраль проходит в городской черте, например, Ланское шоссе в Санкт-Петербурге, длительное время бывшее границей города» (Википедия).
Кому в лесу понадобилось шоссе? Это ведь для автомобилей, а не для телег с сеном. Второе: «Отечественную войну…». Какую-какую? Нам-то говорят об «империалистической», а чаще всего о «Первой мировой». А война-то была отечественной, что в переводе с дореволюционного русского языка на современный означало — гражданской. Именно так. Отечественная — значит, в пределах одного отечества. И правда. Ведь император Николай II был ещё и князем многих европейских княжеств: «…наследник Норвежский, герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая». Под «прочая» подразумевается, что Николай являлся монархом Монако, Лихтенштейна и, возможно, каких-то стран помимо того. Напомню, что, будучи полковником русской гвардии, он одновременно имел чины фельдмаршала британской армии и адмирала британского флота. Разумеется, война начиналась как гражданская.
И потом… На дворе идёт великая война, а Россия строит дорогу, которая, по мнению современных историков, совершенно бесполезна. Это как? Или нам опять что-то недоговаривают? Может быть, нужна всё-таки была дорога? Для чего?!
Ответ может оказаться незамысловат, если посмотреть на её направление и пофантазировать, предположив её вероятные начало и конец. Начну с того, что местные псковские краеведы объявили шоссе рокадной дорогой. Но что такое рокада?
«Рока́да (также рока́дный путь, от фр. rocade «объездная дорога») — железная, шоссейная или грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Рокады используются для маневрирования войск и перевозки материальных средств. Как и другие военные дороги, рокады составляют основу военных коммуникаций и имеют стратегическое, оперативное или тактическое значение» (Википедия).
Любой здравомыслящий человек, не задумываясь, отвергнет версию псковских историков. Рокада — это прифронтовая временная дорога, которая намеренно строится с максимально возможным количеством изгибов, для того чтобы противник не имел возможности осуществить пристрелку и не держать под постоянным артиллерийским обстрелом прифронтовые коммуникации. В данном случае об этом не может быть и речи. Рокады не делают капитальными и прямыми, без единого поворота на протяжении целых вёрст.
Допустим, если мы имеем дело с фортификаций, то в этом случае легко объясняется отсутствие дороги на всех известных картах: рокады — секретные сооружения.
Тогда почему её строил гражданский инженер? Для справки:
Станкевич Герард-Клеменс Фортунатович — гражданский инженер. Выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Более 25 лет проработал на различных должностях в строительном отделении Псковского губернского правления.
По его проектам в Пскове были построены: доходный дом Шпаковской, 1897 г. (ул. Ленина, 8), здание банка Общества взаимного кредита Псковского уездного земства, 1902 г. (Октябрьский пр., 8), доходный дом Сафьянщикова И. А., 1912 г. (Октябрьский пр., 18) и другие здания.
Один из лучших архитекторов, работавших в Пскове в конце XIX – начале XX веков.
Второй вопрос: кому пришло в голову строить рокаду при отсутствии линии фронта? Получается, что Станкевич предвидел что Псков придётся защищать от наступления германской армии? Ведь даже в 1916 году ни одного иностранного солдата на территории Псковской губернии и близко не было. Основные боевые действия в 1914–1915 годах велись в Восточной Пруссии, а Псков и Островский район вместе с Изборским были в глубоком тылу. О какой рокаде могла идти речь тогда?!
Опять не складывается. А теперь о находках «знакомого знакомого моего знакомого». Вся дорога и её обочины буквально перекопаны «чёрными копателями» Основной их улов составляют монеты конца девятнадцатого века, а также торговые пломбы.
Экономические связи всех городов на рубеже ХIХ–ХХ веков можно проследить по таким необычным атрибутам торгового оборудования, как... свинцовые пломбы. По правилам того времени, отправляющийся в путь товар обязательно опломбировывался. Эта мера обеспечивала сохранность груза. Пломбировалось буквально все, начиная с тюков с мануфактурой и мешками с мукой и заканчивая бидонами с молоком! О ящиках с чаем или бочках с маслом и говорить нечего.
Каждый фабрикант или купец имел свой, неповторимый тип пломбы. Получатель продукции, убедившись в ее сохранности, выбрасывал свинцовый кругляш, не заботясь о его дальнейшей судьбе. Русская земля бережно сохранила эти немые свидетельства эпохи. Их часто находят на местах бывших перевалочных пунктов, таможенных терминалов, причалов и складов.
И именно таким пломбами буквально нашпиговано всё «шоссе». Надписи на них самые разные, но чаще всего попадаются «Ярославль», «Псковъ», «Изборскъ», «Санктъ-Петербургъ», «Рыбинскъ», «Тверь» «Казань» и «Нижний Новгородъ». Выходит, что по дороге возили тысячи тонн, нет, десятки и сотни тысяч тонн обычных гражданских грузов. Потому и монет здесь так много. Из этого следует вывод о том, что ни о какой военной роли дороги и речи быть не может. Это был коммерческий тракт, соединяющий две узловые железнодорожные станции в Новом Изборске и в Острове. А они были ключевыми пунктами имперской железной дороги на путях из Санкт-Петербурга в Кёнигсберг и по маршрут Санкт-Петербург – Рига.
Допустим, данный вопрос для нас до некоторой степени прояснился. Но остаётся проблема высокой концентрации свинцовых пуль на квадратный метр дороги.
Пуля от винтовки системы Бердана
Это пуля от винтовки системы Бердана, которая была снята с вооружения русской армии задолго до наступления грустных событий 1917 года.
Мне удалось выяснить, что она сделана для 4,2-линейной (10,67 мм) винтовки Бердана № 2. Точнее, наоборот, — винтовка создавалась под имеющийся патрон. Любопытна история «Берданки»:
Два русских офицера, командированные в начале 1860-х годов в Америку, Александр Павлович Горлов и Карл Иванович Гуниус, внесли в конструкцию стоящей на вооружении русской армии бельгийской винтовки 25 различных усовершенствований (от первоначального образца осталось немного) и переконструировали её на калибр 4,2 линии; разработали к ней патрон с цельнотянутой гильзой. В Соединённых Штатах её называли не иначе как «Russian musket».
Производством винтовок в США занималась компания «Кольт» на заводе в Хартфорде, штат Коннектикут (потому в Америке она известна как «Кольт-Бердан», Colt Berdan rifle). Винтовка была принята на вооружение русской армии в 1868 году как «стрелковая винтовка образца 1868 года» — без упоминаний её первоначального создателя и последующих рационализаторов (впоследствии в документации практически всегда употреблялось выражение «винтовка Бердана», в просторечии просто «берданка»).
С учётом её достаточно высоких, на конец 1860-х – начало 1870-х годов, баллистических качеств, ею вооружали в первую очередь стрелковые части (организационно отдельную от линейной пехоты лёгкую пехоту, в основном действовавшую в рассыпном строю огнестрельным оружием и избегавшую ближнего боя). В войска винтовки Бердана № 2 начали поступать с 1871 года и по мере расширения их выпуска на отечественных заводах постепенно вытесняли винтовки более старых систем. По состоянию на 1 января 1877 года, на вооружении армии имелось: винтовок Бердана № 2 1870 года (пехотных, драгунских, казачьих и карабинов) на вооружении 253 152 шт. и 103 616 шт. в запасе.
После того как это оружие было снято с вооружения, огромное количество «берданок» оказалось в гражданском обороте, в основном у охотников на мелкого и среднего зверя. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что аномально высокое количество бердановских пуль в дороге Станкевича говорит об успешной охоте псковичей в этом месте. Но не факт. Слишком уж много их застряло в насыпи. А это признак явления, суть которого нам сегодня понять сложно.
Данный вопрос, конечно, ещё только подлежит разрешению. Но главное, мы всё-таки смогли уяснить: на территории Псковской губернии Российской империи существовала неизвестная ныне дорожная магистраль. Оживлённая, загруженная и… почему-то секретная (на картах не отображалась). Это свидетельствует о совершенно ином уровне развития технологий в дореволюционной России, нежели нам привычно воображать. И тут возникает главный вопрос: чего ещё мы не знаем о своём таком недавнем прошлом?
Автор: kadykchanskiy, источник:
|
Комментарии (0)