Однобокое у нас о Петре Великом представление. Спору нет, деятель он выдающийся, титан, давший России тот вектор, который и определил ее будущность. Петра мы любим, цитируем и восхищаемся, забыв, однако, о его неудачах и откровенных проколах. А ошибался он, как и жил, на полную катушку.
И не о Нарве речь. А об Азовском флоте. - пишет
Первый поход в 1695 году мы просрали исключительно от отсутствия внятной блокировки с моря. Даже речи не шло об осаде приморского опорного пункта без флота. Ко второму походу "флот" появился, а вместе с ним и "влажные" мечты о большой соленой воде, о разухабистых гаванях Венеции и Прованса, готовых принять русское зерно и лен. Да, друг мой, Россия вступала в эпоху капитализма, и ей нужны были рынки сбыта. Петр это понимал, и дорогу русскому капиталу решил пробивать с боем. А посему под Воронежем и было заложено несколько верфей для производства мощи и гордости нашей державы.
Получилось, блядь, как всегда.
Во-первых, мастера из Европы оказались говном. За те деньги, которые предлагали царские агенты, ехать в Россию соглашались лишь авантюристы и неучи. На должность корабельных мастеров ставили голландских подмастерьев, они же и делали головокружительные карьеры. Напрмер, Корнелиус Крюйс, просоленный голландец из капитанов прыгнул сразу в вице- адмиралы. Иностранному наемнику платили в 6-8 раз больше, да и ставили его выше из-за банального отсутствия своих кадров. Чем они, супостаты, естественно пользовались.
Во-вторых, не хватало даже своих кадров. Русский крестьянин слабо понимал важность морского флота, он ему нахуй не нужен был. Он даже двуручной пилой не владел(реально блин, такой технологии не было на допетровской Руси), там было полное непонимание, на кой ляд он здесь, и ЭТОТ НЕМЕЦ ТУТ ОРЕТ, ЧЕ ЕМУ НАДО, СУПОПОСТАТУ?!?!
В-третьих, корабли, построенные на этом жутком замесе плавать не умели. Из 74 крупных кораблей( без учета гребных и т.д.) к компании 1711 года дожили и вышли в море лишь...4(!!!). Остальные сгнили на верфях. Они строились из сырого леса, садились на мели, ломались, гнили в речных водах, не имея смысла выйти через 2 пролива.
Проект откровенно провалился. Южные земли России так и остались закрыты для торговли, а русский флот не имел сил пробиться. Ну а после Прутского похода... сами знаете.
Вся та же судьба преследовала и Балтийский флот, в общем-то. Гангут? Не смешите. Господство в Балтике было отобрано у полудохлых шведов в пользу деловитых англичан, с коими и пошел вменяемый товарооборот. Флот на Балтике сохранял боеспособность до кончины царя-матроса Петра, потом же, страдая от всех сопутствующих проблем...сгнил, как и Азовский, не имея задач и целей.
В принципе, когда Петр Великий согласился отдать Азов по итогам Прутского похода, он... не особо то и проиграл. Ведь он знал, что усилия тысяч русских людей были напрасны. Напрасны усилия местных мужиков на подвозе и строительстве, напрасны напряжения казны, зря нанимал он спецов с Европы.
Кстати, спустя два столетия его потомки Романовы проебали войну с теми же лозунгами, от которых он и отказался (ПРОЛИВЫ!!!) не сумев понять его ошибок.
История должна учить. Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.
Что требуется от нас? Да ниче. Морали нет, просто не спеши в бассейн записываться. Лучше бегом займись.
Комментарии (0)