Подчёркивать величие и древность народа российского – в этом академик видел задачу историка
Конфликт с Миллером
Выдающегося русского учёного всегда изображают поборником правды во всех случавшихся у него конфликтах. Одним из таких было столкновение с Герхардом Миллером, одним из самых первых членов Петербургской Академии наук. Миллер был приглашён в Россию, чтобы заняться детальной разработкой источников по русской истории.
В 1749 году Миллер готовил доклад в Академии «О происхождении народа и имени российского». По тогдашним правилам, он должен был пройти цензуру коллег. Ломоносов резко ополчился на непрочитанную речь, добился от Академии наук её осуждения и уничтожения напечатанных экземпляров. Но Ломоносов на этом не остановился и настоял на разжаловании Миллера из профессоров в адъюнкты с убавкой жалованья.
Политические мотивы
В своём сочинении Миллер, опираясь на труды работавшего до него в Петербургской Академии Готлиба Байера, развил концепцию скандинавского происхождения первой правящей династии и государства на Руси. Теория Миллера действительно была очень шаткой, но Ломоносов обратил на неё вовсе не научную критику.
По утверждению Ломоносова, «речь Миллера не может служить к чести Академии и побуждать народ российский на любовь к наукам». Во-первых, говорил Ломоносов, Миллер отрицает легенду о миссии апостола Андрея к славянам, а это покушение на религию. И, кроме того, если Миллер прав, то следовало бы упразднить Орден св. Андрея Первозванного, а это недопустимо. Наконец, предположение Миллера о том, что шведы дали русским государей, а чухна, т.е. финны – имя, оскорбительно для русской национальной чести.
То есть, мотивы, по которым Ломоносов обрушился на норманнскую теорию, были откровенно политические. Научных возражений против неё Ломоносов не привёл.
Михайло Ломоносов, 2-й фильм: Врата учености - кадр из фильма
Альтернативная концепция
Ломоносов вовсе не имел к тому времени каких-то сведений, которые позволяли ему опровергнуть норманнскую теорию. Только конфликт с Миллером побудил его заняться разысканиями в области древней русской истории. Но они продвигались медленно. Лишь после смерти Ломоносова вышел первый том его «Древней российской истории». Есть сведения, что Ломоносов написал черновики ещё двух томов этой истории, но они утрачены.
На страницах своей книги Ломоносов представил развёрнутую альтернативу норманизму. Он опровергал идею, будто цивилизация была принесена восточным славянам скандинавами. Ломоносов показал, что скандинавские языки сами содержат заимствования из славянских языков, связанные с городским образом жизни и торговлей. Он утверждал, что варяги не были скандинавами, а представляли собой множество народностей. Конкретно русов Ломоносов сближал с пруссами и литовцами, которых считал славянами.
"Михайло Ломоносов" - Сериал - 1984
Ломоносов не скрывал, что его задача – подчёркивать «древность и величие народа российского». То есть он заранее говорил о своей предвзятости, что немало повредило ему в глазах учёных. Хотя его концепция была не меньше обоснована фактами, чем норманнская. С современной точки зрения, в обеих были существенные пробелы. Но после смерти Ломоносова некому было продолжать его линию, тогда как норманнская теория нашла многих сторонников, особенно за границей.
Комментарии (0)