Какую-то часть заводов немцам удалось эффективно использовать. На фото самоходное 75-мм противотанковое орудие Marder III ausf.M на шасси чешского танка Pz.38(t)
Казалось бы, мы часто слышим, что на Вермахт работала вся Европа. В данном случае я имею ввиду именно захваченные немцами к 1941-му году страны, а не какие-то там странные теории заговора про Стандарт Оил и Форд. Всем известно, что захваченные страны были далеко не отсталыми в промышленном плане: Франция, Бельгия, Нидерланды имели солидную промышленность, в том числе добывающую, казалось бы, немцы вполне могли ее использовать! Тем более что мы знаем о выпуске танков для Вермахта на заводах в оккупированных Польше и Чехии. И тем не менее, немцам не удалось серьезно использовать промышленное производство этих стран. Да, не все задаются вопросом, почему этого не удалось сделать, для части читателей новостью будет уже сам факт, что этого сделать не удалось. Именно поэтому я и решил написать статью. Так в чем же дело?
На самом деле есть ответ быстрый, а есть — полный, и быстрый является частью полного. Начнем же с быстрого. Промышленность не может работать сама по себе. Как минимум она требует сырья, материалов и полуфабрикатов. Мы постоянно слышим, что в Германии был дефицит тех или иных ресурсов типа никеля, марганца или там молибдена, иногда слышим про вольфрам (не все знают, что он нужен в первую очередь не для сердечников подкалиберных снарядов, а для изготовления резцов металлорежущих станков, буров и т.п.). Но на самом деле это только верхушка айсберга. Для работы промышленности нужно огромное количество сырья, и в те времена важнейшую роль играли уголь и сталь. И вот тут-то как раз начинались главные проблемы: немцам серьезно не хватало железной руды и угля. Дело не в том, что их не было в Германии, нет, например того же угля было довольно много, но для обеспечения роста промышленного производства требуется все больше и больше сырья. Стоит отметить, что уголь нужен и для самого процесса производства стали, которая потом пойдет на заводы в качестве сырья.
В чем же проблема, спросите вы? Как-то же работала промышленность захваченных стран до войны? Совершенно верно, промышленность той же Франции вполне себе работала, но до войны она могла получать уголь, сталь и прочее сырье откуда угодно: из колоний, от Великобритании, США, стран Южной Америки и т.п.. С захватом же Франции с «откуда угодно» пришлось ужаться до «откуда может получить находящаяся в блокаде Германия». Как только началась ВМВ, любые поставки сырья и материалов в Германию, кроме тех, что можно было отправлять по суше или через контролируемое немцами Балтийское море, проливы Каттегат и Скагеррак и прибрежные воды Норвегии, стали практически невозможными (не считая редких единичных прорывов кораблей-блокадопрорывателей). А следовательно все внешние связи «трофейной» промышленности были прерваны, что не преминуло сказаться на производственных возможностях. Нет сырья — нет производства.
С быстрым объяснением закончили, теперь рассмотрим и остальные проблемы. На самом деле проблему сырья еще можно попытаться решить, в частности во Франции было и добывающее производство. Теоретически немцы могли его использовать как для своей промышленности, так и для трофейной. Нельзя сказать, что они не пытались. Но тут остро встали еще две проблемы: дефицит продуктов питания и дефицит транспорта. Для того, чтобы промышленность что-то производила, нужно, чтобы на ней трудились рабочие, но рабочие не могут существовать сами по себе, их нужно чем-то кормить, а с этим в Германии были серьезные проблемы. Причем поскольку рабочие трудятся физически, и довольно тяжело, особенно на горнодобывающих предприятиях, кормить их нужно обильно. Германия же столкнулась с серьезными проблемами с продуктами питания еще до войны, во время войны же ситуация стала еще хуже, особенно с захватом новых территорий.
Легкие танки Pz.II производились в том числе и на одном из польских заводов
Вроде бы с захватом территорий должно было быть захвачено и сельское хозяйство. Это действительно так, но воспользоваться им в полной мере немцы не могли, по причине, упоминавшейся в прошлом абзаце — дефицит транспорта. Сама по себе германская транспортная система была в глубоком кризисе, усугубленном Восточной кампанией, который немцы пытались решить за счет транспорта захваченных стран. Логично, что после изъятия большей части транспорта из захваченных стран, любое серьезное производство в них, что в промышленности, что в сельском хозяйстве, ждал коллапс. Эта же проблема мешала воспользоваться и захваченной добывающей промышленностью — добытый, например, уголь, нужно было каким-то образом транспортировать на заводы, а произведенную готовую продукцию — с заводов. Доходило до того, что на угольных шахтах даже в самой в Германии росли горы добытого угля, который было нечем вывезти, а на французских фермах молоко приходилось просто выливать (так как в отличие от угля, его особо долго хранить не получится). Еще одной проблемой «трофейного» сельского хозяйства было то, что для его успешного функционирования требуется большое количество удобрений, которые нужно произвести и доставить. Мало того, что это бремя опять-таки ложится на промышленность Германии (поставок извне-то по понятным причинам нет), так еще и доставить его, опять же, как-то нужно. А ведь нельзя забывать, что производство некоторых удобрений спорит за сырье с производством взрывчатки для снарядов!
Пока Германия торговала с СССР, это позволяло в какой-то мере закрывать дефицит сырья и продуктов питания, но после начала ВОВ были закрыты торговля как с СССР, так и с другими странами транзитом через СССР.
Захват СССР был в том числе одним из способов решить вопрос с недостатком продуктов питания, однако сам по себе захват территории не решал проблему — слишком много населения на захваченных территориях претендовало на эти продукты питания. Принятый немцами способ решения этой проблемы (не только в СССР, но и в других странах) до сих пор вызывает оторопь и отвращение у многих, и попытки отрицания у иных. Я не хочу вдаваться глубоко в эту тему, статья о другом, но не сказать об этом совсем было бы нельзя. Чтобы немецкое население не испытывало проблем с продуктами питания, большая часть «ненемецкого населения» захваченных стран должна была получать сильно урезанные пайки, но самое страшное — немалая часть должна была просто исчезнуть. Это касалось в первую очередь евреев Германии и всех захваченных стран и некоторой доли населения (любого ненемецкого) захваченных территорий СССР в целом, в общей сложности десятки миллионов человек! Стоит помнить об этом всякий раз, когда восхищаешься немецкой военной машиной.
Но и это еще не все! Немцам очень серьезно не хватало рабочих, так как промышленность росла, а одновременно с этим немалая часть рабочих требовалась Вермахту в виде солдат. Это привело к широкой кампании привлечения (различными способами) рабочей силы с оккупированных территорий, а также к использованию труда военнопленных и заключенных концлагерей, причем в некоторых случаях в особо жестокой манере, о чем я, опять же, в статье об экономике писать не буду.
В итоге немцы оказались в замкнутом кругу. Для работы промышленности требуется сырье, для добычи сырья требуются люди, для людей требуется еда, для всего этого требуется транспорт, но ничего этого в Германии в нужном количестве нет. Таким образом получается, что работа самой немецкой промышленности сталкивалась с постоянными проблемами, что заставило оставить промышленность захваченных стран в большинстве своем за бортом распределения необходимых для работы ресурсов. Мало иметь захваченные заводы, нужно еще обеспечить их сырьем, материалами, электричеством, полуфабрикатами, рабочими, а этих рабочих — едой в достаточном количестве. Всего этого, равно как и последовательной экономической политики в отношении использования захваченных ресурсов, в Германии времен ВМВ не было.
Илинич Виталий.
Комментарии (0)