История,Альтернативная история,История России,СССР

В каких регионах России охотно брали замуж "порченых" девушек

Казалось бы, требование православия – девственность невесты должна была соблюдаться беспрекословно. Недаром же возникло такое понятие, как «женская честь», которое подразумевало невинность женщины до брака и ее верность в браке.

Однако усмотреть за девушками могли не всегда, из-за чего и происходили присказки вроде «Хорош соболек, да измят!». И в деревнях, и в городах вплоть до начала XX века женщин, совершивших «сор» до брака, наказывали. Ответственность за проступок при этом возлагали на женщину и на ее родителей, но никогда – на насильника или любовника. У мужчин в понятие «чести» скромное поведение не входило.

Как наказывали за потерю девственности

Наказания бывали жестокими: «порченой» невесте мазали дегтем или нечистотами ворота и ставни, пачкали дегтем или сажей белье, водили по деревне в рубашке. Заставляли на коленях ползти к столу мужниной родни, просить прощения, а те били ее по лицу до тех пор, пока муж не запретит. Иногда – впрягали в телегу вместе с лошадью и стегали кнутом. Зачинщиками наказаний были недруги девицы – брошенные парни, завистливые подружки. При этом доставалось не только самой девице, но и родне, которую тоже «позорили».

 

В Каменецком уезде в начале XIX века суд постановил выпороть отца девицы розгами. Под Калугой в борону запрягали мать девицы и гоняли по деревне.

Церковные правила предписывали старосте провести расследование по делу появления на свет внебрачного ребенка, затем такой невесте повелевалось трижды обползти храм на коленях. В центральных губерниях невесту допускали к венчанию лишь после того как над ней читали очистительную молитву, – об этом пишет в своей статье «Позорящие наказания для женщин в России» антрополог Наталья Львовна Пушкарева. В Литве и в Малороссии девиц сажали на цепь на паперти. Могли и выпороть нагайкой.

Как поступали у крестьян

При этом стоит помнить, что потеря девственности прощалась гораздо чаще, чем неверность в браке. Часто на соблазнение юных крестьянских девушек барчуками и дворянами крестьяне смотрели сквозь пальцы. Материальная выгода, которая «светила» девушке, прощала ее грех, но недопустимым являлось распутство по любви.

 

Девственность проверяли по-разному – иногда перед венчанием невесту заводили «в камору» и выпытывали у нее подробности жизни. Если оказывалась, что она не целомудренна – позорили. Если же она признавалась раньше, чем заведут в камору, – прощали. Демонстрацией невинности служила выносимая гостям ее ночная рубашка либо битье посуды молодым мужем – это значило, что он был у жены первым.

Но часто бывало, что молодой муж старался скрыть грех жены, здраво рассуждая: «Хоть срами, хоть нет, а другую жену уж не дадут!» И чем дальше от центра России располагалась деревня, тем менее строго подходили к потере девственности до брака. На окраинах Тверской губернии расправ над женщинами не устраивали, под Казанью считали: «Жену с почина берут», под Пермью крестьяне не видели в этом ничего зазорного, а в Мензенском уезде у девицы с ребенком шанс выйти замуж возрастал. На Русском Севере не водилось позорящих обрядов, хотя девственность ценилась.

У купцов и у дворян

Таким образом, можно смело говорить, что в крестьянской среде на отсутствие девственности часто закрывали глаза, особенно если девица была жениху люба и не имела дурных привычек. Что же касается купеческой среды, то в ней часто расчет перевешивал аморальное поведение. Отцы дочерей старались грех скрыть, а дочь побыстрее отдать замуж «с глаз долой», давая за ней большое приданое, которое должно было раз и навсегда заткнуть родню жениха и всех, кто знал о позоре.

 

В дворянской среде потеря невинности была настоящей трагедией. За дочками следили строго, на сексуальные темы с ними не говорили, следили, чтобы не читали «опасных» романов, наедине с мужчинами не оставляли. Исключение могли сделать только для «просватанного жениха».

Как пишет Пушкарева в статье «Представление о женской чести в дворянской культуре», юные дворянки находились под неусыпным контролем взрослых. Те были своеобразными «хранителями чести». Сама же дворянская культурная традиция была в большом сходстве с крестьянской, и в ней существовал обычай благодарить родителей невесты, если та оказывалась девственницей.

Случаи потери девства до брака среди дворянских дочерей были крайне редки, и такие девушки немедленно лишались родительского благословения, отсылались в деревни или отдаленные поместья, где часто выдавались замуж за людей, стоящих ниже их по социальной лестнице. При этом поведение замужних дворянок было более свободным: на адюльтеры и увлечения смотрели часто сквозь пальцы.

 

У священников

Но самым придирчивым в этом отношении сословием было духовенство – девственность невесты будущего священнослужителя должна была быть несомненной, так как ее отсутствие ложилось несмываемым пятном на выпускника семинарии: если его невеста оказывалась блудницей, то обоих ждал либо монастырь и монашество, либо со священника снимали сан.

Это связано с тем, что брак у священника – это олицетворение союза Христа и Церкви Христовой, непорочность невесты связывали с непорочностью Церкви в последние времена перед Вторым пришествием Мессии. Женщина должна была соответствовать этому образу, а брак священника – служить примером остальными прихожанам.

Именно поэтому священник РПЦ мог быть женат только один раз; он не женился, овдовев, и не мог взять в жены разведенную или вдову, то есть ту, которая когда-то принадлежала другому. При этом невеста обязана быть девственна не только физически, но и в духовном смысле – быть неразвращенной, любить Бога, почитать мужа и во всем его слушаться.

После замужества жена священника должна была продолжать служить примером. Даже сейчас к изменам в семье священников церковь относится строго. Считается, что измена жены оскверняет мужа, а измена мужа – оскверняет жену. Священникам после такого греха приходится выбирать – уходить в монахи или оставаться в миру, но при этом продвинуться в иерархии дальше псаломщика или иподьякона никогда не получится.

 


Источник: В каких регионах России охотно брали замуж "порченых" девушек
Автор:
Теги: девушка замуж Россия белье Блудница

Комментарии (18)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Екатерина Дубошинская
Как против на мне эта тема с девственностью и плясок вокруг нее!! Ни один мужчина не в курсе, что такое жить с тем, который не может доставить женщине настоящее физиологическое удовольствие. Мой личный вердикт - выбирать и пробовать претендента нужно обязательно до свадьбы, иначе вся жизнь потом под откос! Если муж "достойных размеров и умений" от такого и не загуляешь!
Ирина Алпатова
Абсолютно согласна! Прочитав статью, в очередной раз порадовалась, что мы живем во времена и на территории, где женщина не является собственностью мужчины, где она сама определяет свою жизнь и судьбу.
Cвета
Женщина собственность раба итд в мусульманских семьях даже самых богатых. Домашний инкубатор, хочешь не хочешь - рожай. Живу в краснодарском крае так появилась мода привозят из далеких краев своих женщин и даже сманивают русских и они приняв ислам ходят полностью закутавшись в тряпки и это то при нашей жаре! Поликлиника забита такими дамами. Скоро вытеснят русских
Ирина Алпатова
Я в мусульманской семье не жила. У меня очень близкая подруга детства вышла замуж за мароканца (мусульманина), живут в Марокко. Это - самый счастливый брак из всех браков моих подруг и знакомых, которые связали свои судьбы с иностранцами. Марокко - цивилизованная страна: одеваешься как хочешь - хочешь, исключаешь для себя косметику, прикрываешь верхнюю часть лба и голову косынкой или платком (в Марокко паранжу не носят), одежда скромная и длинная, хочешь - яркий макияж, голый пупок, всякие там пирсинги и тату, мини и декольте - пожалуйста, никто палкой по ногам не ударит, не обзовет, не оскорбит. Таня (моя подруга) ислам не принимала (от нее этого никто не требовал), посещает православный храм (когда хочет, по настроению, она человек - верующий, но не религиозный, - цивилизованное отношение к религии), родила мужу троих детей, старшую дочь они успели родить еще в России, пока Хамед учился у нас в строительной академии, двое сыновей появились на свет уже в Марокко. Дети - очень красивые (Хамед - жгуче черные волосы, "угольные" глаза, смуглая кожа, Таня - светло-русая голубоглазая с "фарфоровой" (очень светлой) кожей), Хамед, получив строительное образование в России, у себя на родине зарегистрировал маленький бизнес, связанный с кадастровой оценкой земли, регистрацией земельных участков под застройку, инженерными проектами на строительство и т.д. Поначалу Таня работала там в магазине - продавала косметику, по мере роста бизнеса мужа - стала его личным секретарем-бухгалтером-делопроизводителем. В семье все свободно говорят на трех языках - арабском, французском и русском, в Россию к родным и близким Тани приезжают через год, мама Тани летает к ним погостить два раза в год (конечно, ребята эти посещения мамы оплачивают!). Надя (старшая дочь) закончила высшее образование в Марокко, теперь продолжает учиться в Испании, там же и работает, занимается каким-то там дизайном. Единственное требование к дочери-мусульманки (все дети - мусульмане): девушка-мусульманка может выйти замуж только за мусульманина, юноша может жениться на ком захочет. Брак сначала был зарегистрирован в России с соблюдением всех требований российского законодательства (разрешение, документ из Марокко, подтверждающий, что Хамед там не женат, который действителен три или пять дней), и только потом, в Марокко, они зарегистрировали свой брак уже там. Никаких "вторых"/"третьих" и т.д. жен никогда не было - Таня - одна единственная жена-друг-соратник. У Тани - двойное гражданство. К чему я это рассказываю? На мой взгляд, только тот факт, что ты "мусульманин" или "православный" или "иудей" или "чернокожий" и т. д. еще ничего не гарантирует, ни того, что все будет плохо, ни того, что все будет хорошо. Женщины, о которых Вы говорите, "забитые мусульманки" - другого не знают, они в такой среде выросли, для них это состояние "рабы" - естественное, нормальное. Что заставляет наших русских девушек и женщин "надевать паранжу" - вопрос. Мне кажется, это от того, что эти женщины не знают, как выжить самостоятельно, нет уверенности в завтрашнем дне, ложишься спать и не знаешь, чем накормишь завтра детей - паника, ужас, безысходность, усталость от этой безысходности. А, связывая свою жизнь с "рабовладельцем", она больше не думает о том, как и где заработать на хлебушек, она продает свою свободу за "плохую уверенность в завтрашнем дне", но уверенность. Но это - ее свободный выбор свободного человека. Его нужно уважать, как бы мы с Вами лично к этому выбору не относились. Что касается "вытеснят русских"... Если русские дадут себя вытеснить - то вытеснят. Но русские - очень сильная нация, с многовековой историей, и сформировавшейся харизмой. Вытеснить русских не так-то просто, если речь идет о "территориальном вытеснении" (за всю историю России этого ни у кого не получилось), но разрушить устоявшуюся систему (например, социализм, с его социальной ответственностью государства за жизнь и здоровье человека труда) - получилось... Ну, что тут скажешь, как скажет Владимир Владимирович Познер: "Такие времена...".
ирина Неизвестно 
Но Таня живет в Марокко, и дети уже другой национ.принадлежности,не русские. И таких тань все больше. За китайцами, кавказцами,азиатами, неграми и т.д. Вот так и исчезнет русский народ.
Ирина Алпатова
Если Ваши выводы носят риторический характер, т.е. Вы переживаете, что русские девчонки выходят замуж за мужчин другой национальности и рожают "не русских" ребятенков, то и мне тоже жаль, что это так. Но разве этот момент можно как-то контролировать? Или регулировать? Я, например, замуж выходила не "за русского", а "за любимого", который у меня детей просил ему родить. Да, мой - русским оказался. У кого-то "тот самый" - марокканцем оказался. Что Вы-то предлагаете в этой связи?
Екатерина Казаренко
если люди любят друг друга, то какая разница какой они национальности. человеческая душа может облачаться в разную одежду(тело). не важно,в какую одежду одет человек. главное рожать от любимого человека.
Ольга Лосева 
Пробовать надо, только знать меру. Ато когда до брака несколько десятков мужиков, потом бабу не остановишь.
Ольга Лосева 
Глупости, в мусульманском мире есть свои народные методы контрацепции и женщина отнюдь не инкубатор. Инкубаторы они делают из свежей славянской крови...
Nadezhda M
Чушь, много читала, поэтому есть с чем сравнить. В основном эта показуха была в тех семьях, где отсутствовали понятия любовь, уважения и т.п. Это и сейчас можно встретить. Дураки есть во всех временах. От таких надо бежать без оглядки. Природа дает индивидуально период созревания и как бы мы не придерживались моральных принципов (хотя считаю, что аморально ложиться в постель с тем кто не мил) она берет свое, иначе возникают физиологические и психологические расстройства.
Раиса Харко
Женщин во многих культурах считают "нечистыми" и т.д.Не приятно это всё. Мы живём в мужской стране до сих пор.У нас можно женщине в космос,стоять у станка,работать на тракторе,шпалы выкорчевывать.Лет 20 назад дорожными рабочими были тоже женщины.И при всем этом надо быть "обликоморале".
Екатерина Казаренко
"На Русском Севере не водилось позорящих обрядов, хотя девственность ценилась." означает эта строчка, что люди не были озабочены и не зацикливались на нижнем этаже тела. главное,чтобы люди любили друг друга!!! первого мужчину желательно любить всем сердцем, чтобы избежать психологических травм. изначально в постель можно ложиться только с тем человеком,которого уважаешь, ценишь,которому доверяешь, которым восхищаешься, частью которого хочешь быть - которого действительно любишь! тогда не придется страдать и расставаться, а потом сравнивать с другими партнерами. тем более, что девушки всегда больше переживают такие моменты.
Rasa &lt&lt&lt&lt&lt&lt&lt
да уж...женщин во всем и везде стараются принизить, к ним требования высокие, стагндарты тройные и т.п., а всё ж как вылезали из жещин, так всю жизнь и стремятся залезть обратно, но принижая и проклиная, а в душе (если есть она, эта душа там)побавиваясь - откуда иначе такому взяться...проклятие на женщинах лежит и высшее благословение...
Марина Факторас 
Конечно,понятие "целомудрие" не в чести сейчас,поэтому статья вызвала горячие споры,но что в этом плохого,если разобраться,у меня сын 15 лет,не хотелось бы,чтобы он женился на девушке,прошедшей огонь,воду медные трубы,пусть она не будет девственницей,но моральные принципы должны быть при ней
Марина Факторас 
Да,и статья написана,по крайней мере,не безграмотно,что редко сейчас
Ирина Синицына
"Церковные правила предписывали старосте провести расследование по делу появления на свет внебрачного ребенка, затем такой невесте повелевалось трижды обползти храм на коленях". ГЛУПОСТИ! И ПОЛНОЕ НЕВЕЖЕСТВО. НЕ БЫЛО таких церковных правил! Может, в каком-то храме батюшка посвоевольничал, но это тоже маловероятно.
Olga O
Девственность др брака и верность в браке - две БОЛЬШИЕ разницы.
Сива Маньковецкая
Марина Факторас "Конечно, "целомудрие" не в чести сейчас..." ПОЗВОЛЬТЕ С ВАМИ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ: Юноши очень придирчивы к внешним признакам поведения порядочной девушки: именно целомудрие определяет её поведение, образ жизни, внешний и внутренний мир.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства