Образование Киевской Руси (839-878 гг.)
Русские племена в девятом веке. 1.
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.
а) юго-западная область:
«Повесть временных лет»,
составленная в двенадцатом веке на основе первой летописи одиннадцатого века, открывается
Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ | |
Повесть временных лет, ПВЛ |
общим этнографическим и географическим введением, после которого записи расположены в хронологическом порядке. Во вступительной части составитель «Повести» ведет речь в общих словах о тех местных славянских племенах, которые относятся к русским. Однако, не дается исчерпывающего обзора; приводится несколько перечней племен, и из них ни один не совпадает с каким-либо другим. Поэтому вероятным представляется, что составитель «Повести» имел в своем распоряжении ряд источников, сведения из которых он не систематизировал, а также, что он распределял определенные племена по группам в соответствии с общей для них определенной исторической почвой. Давайте рассмотрим с этой точки зрения два перечня русских племен на листе 4 и листе 6 Ипатьевского списка, соответственно.
Первый перечень включает в себя следующие названия:
поляне,
— название
Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.
Восточнославянские племена на карте Восточной Европы в IX в.
древляне,
С востока их земли ограничивал
Восточнославянские племена на карте Восточной Европы в IX в.
дреговичи,
(
полочане,
Полоча́не, Западные кривичи или Полоцкие кривичи — группа
словене (новгородские) и
Слове́не (и́льменские словене) —
северяне.
Северяне (
Северяне в VIII веке
К этой цепочке следует добавить
кривичей,
союз
От сихъ же [полочан] и кривичи, иже сѣдять на верхъ
|
поскольку полочане представляют собой лишь ветвь этого племени. Смоленск был главным городом кривичей.
Город | |||||
Смоленск | |||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
|
|||||
Внутреннее деление | |||||
Мэр | |||||
Первое упоминание | |||||
|
|||||
|
242 м |
||||
Население | |||||
Плотность |
1983,92 чел./км² |
||||
Агломерация |
нет |
||||
Национальный состав |
|
||||
|
смоля́не, смоляни́н, смоля́нка
|
||||
|
|||||
|
+7 4812 |
||||
|
214XXX |
||||
|
|||||
|
|||||
Официальный сайт |
|
||||
Награды | |||||
|
25 сентября |
Вообще, в этот перечень включены племена Западной и Северной Руси.
Второй список – следующий: поляне, древляне, северяне,
радимичи,
— летописное объединение
Проживали радимичи в междуречье верхнего
Племена Восточной Европы в IX веке
вятичи,
—
Археологические памятники представлены
Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Границы некоторых государств показаны начиная с VII в. Основана в восточнославянской части в основном на археологических картах и описаниях, в частности взятых из работ В.В.Седова (в основном данные по славянам) и тома "Финно-угры и балты в эпоху средневековья" (1987) из серии Археология СССР (в основном данные по балтам и финно-уграм).
Вятичи между
|
|
Экзоэтнонимы |
Вятичи |
---|---|
Этноиерархия | |
Раса | |
Группа народов | |
Подгруппа | |
Общие данные | |
Язык | |
Религия | |
Первые упоминания |
Впервые упоминаются в
|
В составе | |
Предки | |
Родственны | |
Современное расселение | |
Историческое расселение | |
Верхнее и среднее течение Оки и её притоки |
|
Государственность | |
— Племенной союз — В X-XI вв. включены в состав |
хорваты,
(
Нынешние хорваты — это
Известные хорваты:
Прибытие хорватов к Адриатическому морю
Одно из восточнославянских племён, проживавших в восточной
Общая численность 5,53
дулебы
— славянское племя, существовавшее в эпоху средневековья.
Распространение праславянских этнонимов в эпоху средневековья. Красным обозначен ареал славянской керамики второй группы (пражско-корчакской). Стрелками обозначено предположительное направление миграции дулебов.
уличи
—
В разных летописях их имя читается по-разному — уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане
Столицей уличей был город
В первой половине
У́личи | ||||
Восточнославянское племя | ||||
| ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
|
|
|||
Язык(и) |
|
|||
Преемственность | ||||
и тиверцы.
—
Тиверцы впервые упоминаются в
Название племени связывают с одним из названий Днестра, зафиксированным у
Основным занятием тиверцев было
Тиверцы принимали активное участие в походах
В
Городища — почти круглой формы укрепления
В
Стоит заметить, что здесь названы племена Центральной и Юго-западной Руси. Сравнив оба этих перечня, мы можем убедиться, что как в один так и в другой включены три племени:
поляне, древляне и северяне. Все три жили либо в районе Киева, либо близко к нему. Поэтому мы можем предположить, что оба перечня были составлены летописцами, которые в каждом случае начинали свой обзор племен с Киева.
Если же мы теперь рассмотрим те племена, которые не совпадают в перечнях, а упоминаются лишь в каком-то одном то можем говорить о двух группах русских племен: северо-западной и южной. Хотя перечни составлены в одиннадцатом веке, нет сомнений в том, что большинство из упомянутых в них племен существовали значительно раньше. Мы видели, что Прокопий, историк шестого века, дает названия двух главных славянских групп: склавене и анты. Однако, каждая из них,
вероятно, состояла из ряда более мелких групп, и сам Прокопий говорит в одном случае о «неисчислимых племенах антов». Иордан, которому известны и склавене, и анты (как и венеты на севере), тоже утверждает, что названия славянских
(Иордан (дата рождения неизвестна — после
племен варьируются в разных кланах и местностях. К сожалению, ни он, ни Прокопий не взяли на себя труда дать хотя бы пробный перечень этих меньших племен и кланов. Если обратиться к византийским источникам восьмого и девятого веков, то найдем сведения, касающиеся только балканских славян. Мы уже встречали некоторые из этих племен, когда вели речь о южной экспансии дунайских булгар. Теперь нам следует более тщательно рассмотреть их названия. Согласно хронике Феофана Исповедника,
Феофа́н Испове́дник (
когда булгары начали наступление во Фракию в конце седьмого века, сначала они завоевали северян (Σεβερειζ) и семь кланов (επταγενεαι). Название «северяне», несомненно, соответствует названию одного из русских племен, упомянутых выше. Что же касается семи кланов, то, на мой взгляд, они могут быть идентифицированы с одним из двух русских племен – радимичами или вятичами. Примечательно, что русские радимичи и вятичи жили в непосредственной близости от русских северян, так же как и балканские северяне и семь кланов. Более того, если мы обратимся к археологическим
Меловой мыс, где в IX веке северянами был построен крупный город —
свидетельствам, то надо сказать, что среди древностей радимичей и вятичей были обнаружены характерные семилепестковые подвески. Каждый лепесток подвески у вятичей имеет форму продолговатого щита, в то время как у радимичей – треугольную форму. С моей точки зрения, эту подвеску можно рассматривать как эмблему племени, а количество лепестков показывает, что племя состояло из семи кланов, как и балканские семь кланов. Следует также заметить, что в то время как названия русских племен повторяются на Балканах, названия же ни вятичей, ни радимичей вовсе не упоминаются, и это создает вероятность того, что два эти племени, или, по крайней мере, одно из них, было представлено на Балканах семью кланами. Стоит отметить, что семь было сакральным числом у иранцев, а древнее иранское название крымского города Феодосия, например, – Абдарда, что означает «семь сторон». К югу от балканских
северян и семи кланов в Родопских горах находились места поселения племени дреговичей. Одним из участников церковного Собора в Константинополе в 879 г. был епископ Петр из дреговичей (Δρυνγβιταζ). Поляне и смоляне (Σμολαινοι или Σμολεανοι) упоминается среди македонских племен десятого века. Известно, что племена полян, кривичей и древлян заселяли Пелопоннес. Совпадение названий племен балканских и русских славян не может быть случайным. Ясно, что балканские и русские племена, о которых идет речь, представляют собой разные ветви одних и тех же первоначальных
племен. Некоторые из них, должно быть, принадлежали к склавенской группе, другие к антам. Во времена Прокопия как склавене, так и анты занимали обширные районы к северу от нижнего Дуная. Позднее часть из них двинулась на юг, во Фракию и Македонию. В результате последующих событий, особенно вторжения аваров, анто-славянское объединение на нижнем Дунае было расколото; та часть каждого племени или группы племен, что отправилась на юг, оказалась подчиненной либо Византии, либо булгарам, другие же, отправившиеся на север, со временем стали членами киевско-русского союза. Теперь нам следует определить, хотя бы в виде эксперимента, какие из славянских племен принадлежали к склавенской группе, а какие – к антской. Если начать разговор с балканских племен, то, по моему мнению, как северяне, так и семь кланов относились к антской группе. Свидетельством тому является их географическое положение в северо-восточной части Фракии, поскольку известно, что в шестом и седьмом веках анты занимали восточную часть нижнедунайской территории, а склавене – западную. Более того, само название «северяне» указывает на азовско-северокавказские связи этого племени, будучи иной формой названия «сабеиры», или «савиры», принадлежавшего булгаро-гуннскому народу на Северном Кавказе. Если балканские северяне были антами ими должны быть и русские, и если семь кланов следует идентифицировать с радимичами и вятичами, это значит, что русские племена, носящие такие же названия, тоже принадлежали к антской группе. Полян – как балканских, так и русских – следует тоже рассматривать как
Карта расселения лехитских племён в IX веке
ПОЛЯНИН
антское племя. В данном случае, само их название, видимо, является переводом названия антов, которое первоначально означало «степной народ», то же самое, что и название «поляне». С другой стороны, такие племена как древляне, дреговичи, кривичи и смоляне были скорее склавенами, а не антами, поскольку на Руси эти племена образовали северо-западную группу, северное «острие» которой даже сохранило подлинное название склавен (новгородские словене). Характерно, что за перечнем северо-западных племен в «Повести временных лет» (первым из двух, рассматривавшихся в начале этой главки) следует такое замечание: «И так распростерся славянский народ» (и тако разыдеся словенск язык). Учитывая эти предварительные замечания, давайте теперь обратимся к обзору сферы распространения и образа жизни русских племен восьмого и девятого веков. К сожалению, свидетельства письменных источников на эту тему, как и на многие другие, очень скудны. Больше сведений можно получить из археологических данных, однако относительно нашего периода их не так много, значительная часть системно исследованных славянских курганов и городищ относятся к более позднему времени – с десятого по тринадцатый век. Для удобства мы будем здесь рассматривать происхождение русских племен, группируя их по географическим областям следующим образом:
а) Юго-западная область;
б) Юго-восточная область;
в) Запад;
г) Лесной район Припяти и
д) Север.
Источник:
Комментарии (0)