Образование Киевской Руси (839-878 гг.)
Русские племена в девятом веке. 1.
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.
а) юго-западная область:
«Повесть временных лет»,
составленная в двенадцатом веке на основе первой летописи одиннадцатого века, открывается
| Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ
|
|
| Повесть временных лет, ПВЛ |
, л. 14v Миниатюра: Поход с дружиной на Царьград. Tекст из Радзивиловской летописи: "... С сими со всеми поиде Олег на конех и на кораблех, и бе числомъ кораблей 2000. Прииде къ Царюграду; и греци замкоша Суд, а град затвориша. ... " Литература: Кукушкина: Радзивиловская летопись. Текст. Исследование. Описание миниатюр, стр. 308
общим этнографическим и географическим введением, после которого записи расположены в хронологическом порядке. Во вступительной части составитель «Повести» ведет речь в общих словах о тех местных славянских племенах, которые относятся к русским. Однако, не дается исчерпывающего обзора; приводится несколько перечней племен, и из них ни один не совпадает с каким-либо другим. Поэтому вероятным представляется, что составитель «Повести» имел в своем распоряжении ряд источников, сведения из которых он не систематизировал, а также, что он распределял определенные племена по группам в соответствии с общей для них определенной исторической почвой. Давайте рассмотрим с этой точки зрения два перечня русских племен на листе 4 и листе 6 Ипатьевского списка, соответственно.
Первый перечень включает в себя следующие названия:
поляне,
— название , в эпоху расселения поселившегося по среднему течению , на его правом берегу. На земле полян появился — столица (с 882 г.) и предшествовавшего ей княжества . Поляне первыми из племён, вошедших в состав Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 г.).

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Восточнославянские племена на карте Восточной Европы в IX в.
древляне,
, обитавшее в (гл. образом в и на западе области).
С востока их земли ограничивал , а с севера река , за которой жили . И. П. Русанова предполагала, что древлянам принадлежал правый берег Припяти, за которым начинались исконные земли летописных дреговичей. Е. И. Тимофеев и В. В. Седов указывали на широкую полосу припятских болот, южнее основного русла реки, как на природный барьер между этими племенными объединениями. Окончательно вошли в состав при в .

Восточнославянские племена на карте Восточной Европы в IX в.
дреговичи,
( дьрьговичи; дрыгавічы) — племенной союз, обитавший в - в районе , , и областей современной . Восточными соседями дреговичей были , северо-восточными — , южными — , северо-западными — и .
полочане,
Полоча́не, Западные кривичи или Полоцкие кривичи — группа , населявшая территорию современной и север . На территории расселения полочан сформировалось .
словене (новгородские) и
Слове́не (и́льменские словене) — , жившее в конце в бассейне озера и в верхнем течении реки .
северяне.
Северяне ( сѣверо, сѣверъ, сѣверы) — племенной союз, населявший в начале VIII—XI веков территорию современных , , , , областей. В археологии отождествляется с и культурами .

Северяне в VIII веке
К этой цепочке следует добавить
кривичей,
союз , который в VIII—X веках сложился в верховьях , и . Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главные города: , , . С IX века — в составе . По одной из гипотез, вошли в состав . В XI—XII веках территория кривичей входила в и , северо-западная часть — в . В «Повести временных лет», которая является основным историческим источником сведений о кривичах, указывается, что кривичи ведут свое происхождение от :
| От сихъ же [полочан] и кривичи, иже сѣдять на верхъ , и на вѣрхъ и на вѣрхъ , ихъже и городъ есть ; туда бо сѣдять кривичи ( ) |
поскольку полочане представляют собой лишь ветвь этого племени. Смоленск был главным городом кривичей.
| Город | |||||
| Смоленск | |||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
| Внутреннее деление |
|
||||
| Мэр |
|
||||
| Первое упоминание |
|
||||
|
166,35 |
|||||
|
242 м |
|||||
| Население |
↗330 025 человек ( ) |
||||
| Плотность |
1983,92 чел./км² |
||||
| Агломерация |
нет |
||||
| Национальный состав |
- 94,8 % |
||||
|
смоля́не, смоляни́н, смоля́нка |
|||||
|
|
|||||
|
+7 4812 |
|||||
|
214XXX |
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
| Официальный сайт |
(рус.) |
||||
| Награды |
|
||||
|
25 сентября |
|||||
Вообще, в этот перечень включены племена Западной и Северной Руси.
Второй список – следующий: поляне, древляне, северяне,
радимичи,
— летописное объединение — , традиционно считающееся или племенным союзом. Согласно , «… были же радимичи от рода , пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне» . Однако в научной литературе единого мнения относительно этнической принадлежности радимичей нет. Археологические данные указывают, что данное племенное объединение имело смешанное, славяно-балтское происхождение.
Проживали радимичи в междуречье верхнего и по течению и его притоков ( и современной ). Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с по .

Племена Восточной Европы в IX веке
вятичи,
— племенной союз , населявший в — бассейн (на территории современных , , , , , , , и областей) .
Археологические памятники представлены археологической культурой .

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Границы некоторых государств показаны начиная с VII в. Основана в восточнославянской части в основном на археологических картах и описаниях, в частности взятых из работ В.В.Седова (в основном данные по славянам) и тома "Финно-угры и балты в эпоху средневековья" (1987) из серии Археология СССР (в основном данные по балтам и финно-уграм).
| Вятичи между , , и на карте | |
| Экзоэтнонимы |
Вятичи |
|---|---|
| Этноиерархия | |
| Раса |
|
| Группа народов |
|
| Подгруппа |
|
| Общие данные | |
| Язык |
|
| Религия |
|
| Первые упоминания |
Впервые упоминаются в под 964 годом в связи с походом на Оку против вятичей |
| В составе |
|
| Предки |
|
| Родственны |
|
| Современное расселение | |
| Историческое расселение | |
|
Верхнее и среднее течение Оки и её притоки |
|
| Государственность | |
|
— Племенной союз — В X-XI вв. включены в состав |
|
хорваты,
( Hrvati) — народ, представители которого проживают в , , , , , , , , а также , , , , , , , , , , , и других странах.
Нынешние хорваты — это и .

Известные хорваты:
, , , ,, , , ,
, , ,

Прибытие хорватов к Адриатическому морю
Одно из восточнославянских племён, проживавших в восточной (ныне ), называлось , а племена, проживавшие в Моравии и Словакии — .
Общая численность 5,53 — 6,9 млн , в том числе в — 4 млн, — 650 тыс. Основная религия — . Язык — .
дулебы
— славянское племя, существовавшее в эпоху средневековья.

Распространение праславянских этнонимов в эпоху средневековья. Красным обозначен ареал славянской керамики второй группы (пражско-корчакской). Стрелками обозначено предположительное направление миграции дулебов.
уличи
— племя, населявшее в период — земли вдоль нижнего течения , и побережья . В начале IX века состояло из 318 общин.
В разных летописях их имя читается по-разному — уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане . В « » сказано, что «…улучи и тиверьцы седяху бо по , приседяху к . Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…».
Столицей уличей был город .
В первой половине уличи боролись за независимость от , однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав: в 922 году , воевода князя киевского , победил уличей и обложил данью. Однако не вся земля уличей была покорена, и Свенельду пришлось вести упорную борьбу за каждый город. Три года он осаждал столицу — Пересечень, но, в конце концов, город сдался. Земля уличей была дана Свенельду в управление. Позже уличи и соседние были вытеснены на север прибывшими кочевниками, где слились с . Последнее упоминание об уличах датируется летописью годов.
| У́личи | ||||
| Восточнославянское племя | ||||
| ||||
|---|---|---|---|---|
| Язык(и) | ||||
| Преемственность | ||||
|
←
|
||||
и тиверцы.
— , расселившееся в в междуречье и , а также , в том числе у побережья на территории современных и .
Тиверцы впервые упоминаются в в ряду с другими восточнославянскими племенами IX века: «… и тиверьци седяху бо по , присѣдяху къ ; бе множьство ихъ, сѣдяху по Днѣстру оли до моря, и суть гради ихъ и до сего дне…» .

Название племени связывают с одним из названий Днестра, зафиксированным у Τύρας (ср. tura, tīvrás«быстрый»). Славянская форма этого реконструируется как *Tiv(e)rъ, соответственно тиверцы — «живущие по Днестру».
Основным занятием тиверцев было . Расселились в валашском ареале. На западе их граничил с землями романоязычного населения (см. ), на востоке — с так называемым , которое всё больше наводняют кочевники тюркского и монгольского происхождения.
Тиверцы принимали активное участие в походах на в и в . В середине земли тиверцев вошли в состав . После усиления Руси к тиверцам всё тяжелее защищать регион своего проживания от набегов и . В результате основная их масса отходит к северу, где постепенно смешались с соседними славянскими племенами[ ].
В Днестра и Прута, вероятно, сохраняются остатки нескольких групп славянских поселений и ( , , , и др.), которые связываются с летописными тиверцами.
Городища — почти круглой формы укрепления около 80 метров, окружённые рвами глубиной около 4 метров и высокими валами. В городищах собрано множество предметов, идентичных с распространёнными среди жителей Древнерусского государства, а частью явно завезённых из .
В — остатки тиверцев сливаются с романского происхождения. исследованы укрепления, жилища, мастерские ремесленников и т. п. К северу, потомки тиверцев предположительно стали через несколько сот лет частью народа, а их крайняя западная часть (Молдавия, ) постепенно .
Стоит заметить, что здесь названы племена Центральной и Юго-западной Руси. Сравнив оба этих перечня, мы можем убедиться, что как в один так и в другой включены три племени:
поляне, древляне и северяне. Все три жили либо в районе Киева, либо близко к нему. Поэтому мы можем предположить, что оба перечня были составлены летописцами, которые в каждом случае начинали свой обзор племен с Киева.
Если же мы теперь рассмотрим те племена, которые не совпадают в перечнях, а упоминаются лишь в каком-то одном то можем говорить о двух группах русских племен: северо-западной и южной. Хотя перечни составлены в одиннадцатом веке, нет сомнений в том, что большинство из упомянутых в них племен существовали значительно раньше. Мы видели, что Прокопий, историк шестого века, дает названия двух главных славянских групп: склавене и анты. Однако, каждая из них,
вероятно, состояла из ряда более мелких групп, и сам Прокопий говорит в одном случае о «неисчислимых племенах антов». Иордан, которому известны и склавене, и анты (как и венеты на севере), тоже утверждает, что названия славянских
(Иордан (дата рождения неизвестна — после , , Iordanes или Iordanis) — , иногда неправильно называемый Иорнандом.)

племен варьируются в разных кланах и местностях. К сожалению, ни он, ни Прокопий не взяли на себя труда дать хотя бы пробный перечень этих меньших племен и кланов. Если обратиться к византийским источникам восьмого и девятого веков, то найдем сведения, касающиеся только балканских славян. Мы уже встречали некоторые из этих племен, когда вели речь о южной экспансии дунайских булгар. Теперь нам следует более тщательно рассмотреть их названия. Согласно хронике Феофана Исповедника,
Феофа́н Испове́дник ( Θεοφανής Ομολογητής, Theophanes Confessor) или Феофа́н Сигриа́нский ( Θεοφανής Σιγριανής; ок. — ) — , , почитается как , . Память 12 . Биография его известна из «Жития святого Феофана Исповедника» пера патриарха ( — ), а также из его собственного произведения «Хронография».

когда булгары начали наступление во Фракию в конце седьмого века, сначала они завоевали северян (Σεβερειζ) и семь кланов (επταγενεαι). Название «северяне», несомненно, соответствует названию одного из русских племен, упомянутых выше. Что же касается семи кланов, то, на мой взгляд, они могут быть идентифицированы с одним из двух русских племен – радимичами или вятичами. Примечательно, что русские радимичи и вятичи жили в непосредственной близости от русских северян, так же как и балканские северяне и семь кланов. Более того, если мы обратимся к археологическим

Меловой мыс, где в IX веке северянами был построен крупный город — .
свидетельствам, то надо сказать, что среди древностей радимичей и вятичей были обнаружены характерные семилепестковые подвески. Каждый лепесток подвески у вятичей имеет форму продолговатого щита, в то время как у радимичей – треугольную форму. С моей точки зрения, эту подвеску можно рассматривать как эмблему племени, а количество лепестков показывает, что племя состояло из семи кланов, как и балканские семь кланов. Следует также заметить, что в то время как названия русских племен повторяются на Балканах, названия же ни вятичей, ни радимичей вовсе не упоминаются, и это создает вероятность того, что два эти племени, или, по крайней мере, одно из них, было представлено на Балканах семью кланами. Стоит отметить, что семь было сакральным числом у иранцев, а древнее иранское название крымского города Феодосия, например, – Абдарда, что означает «семь сторон». К югу от балканских
северян и семи кланов в Родопских горах находились места поселения племени дреговичей. Одним из участников церковного Собора в Константинополе в 879 г. был епископ Петр из дреговичей (Δρυνγβιταζ). Поляне и смоляне (Σμολαινοι или Σμολεανοι) упоминается среди македонских племен десятого века. Известно, что племена полян, кривичей и древлян заселяли Пелопоннес. Совпадение названий племен балканских и русских славян не может быть случайным. Ясно, что балканские и русские племена, о которых идет речь, представляют собой разные ветви одних и тех же первоначальных
племен. Некоторые из них, должно быть, принадлежали к склавенской группе, другие к антам. Во времена Прокопия как склавене, так и анты занимали обширные районы к северу от нижнего Дуная. Позднее часть из них двинулась на юг, во Фракию и Македонию. В результате последующих событий, особенно вторжения аваров, анто-славянское объединение на нижнем Дунае было расколото; та часть каждого племени или группы племен, что отправилась на юг, оказалась подчиненной либо Византии, либо булгарам, другие же, отправившиеся на север, со временем стали членами киевско-русского союза. Теперь нам следует определить, хотя бы в виде эксперимента, какие из славянских племен принадлежали к склавенской группе, а какие – к антской. Если начать разговор с балканских племен, то, по моему мнению, как северяне, так и семь кланов относились к антской группе. Свидетельством тому является их географическое положение в северо-восточной части Фракии, поскольку известно, что в шестом и седьмом веках анты занимали восточную часть нижнедунайской территории, а склавене – западную. Более того, само название «северяне» указывает на азовско-северокавказские связи этого племени, будучи иной формой названия «сабеиры», или «савиры», принадлежавшего булгаро-гуннскому народу на Северном Кавказе. Если балканские северяне были антами ими должны быть и русские, и если семь кланов следует идентифицировать с радимичами и вятичами, это значит, что русские племена, носящие такие же названия, тоже принадлежали к антской группе. Полян – как балканских, так и русских – следует тоже рассматривать как

Карта расселения лехитских племён в IX веке

ПОЛЯНИН
антское племя. В данном случае, само их название, видимо, является переводом названия антов, которое первоначально означало «степной народ», то же самое, что и название «поляне». С другой стороны, такие племена как древляне, дреговичи, кривичи и смоляне были скорее склавенами, а не антами, поскольку на Руси эти племена образовали северо-западную группу, северное «острие» которой даже сохранило подлинное название склавен (новгородские словене). Характерно, что за перечнем северо-западных племен в «Повести временных лет» (первым из двух, рассматривавшихся в начале этой главки) следует такое замечание: «И так распростерся славянский народ» (и тако разыдеся словенск язык). Учитывая эти предварительные замечания, давайте теперь обратимся к обзору сферы распространения и образа жизни русских племен восьмого и девятого веков. К сожалению, свидетельства письменных источников на эту тему, как и на многие другие, очень скудны. Больше сведений можно получить из археологических данных, однако относительно нашего периода их не так много, значительная часть системно исследованных славянских курганов и городищ относятся к более позднему времени – с десятого по тринадцатый век. Для удобства мы будем здесь рассматривать происхождение русских племен, группируя их по географическим областям следующим образом:
а) Юго-западная область;
б) Юго-восточная область;
в) Запад;
г) Лесной район Припяти и
д) Север.
Источник:

Комментарии (0)