Мой сетевой друг задал актуальный вопрос: "Можно ли верить прилагаемому тексту?" Не будучи специалистов в истории, переадресовываю этот вопрос вам, мои уважаемые читатели:
Руссы - варяги – не викинги
МНОГОВЕКОВОЙ СПОР
Интерес к тому «откуда есть пошла земля русская» уходит в дальнее Средневековье, отозвавшись бесконечым спором сторонников норманской и антинорманской (славянофильской) теорий. Первые, норманисты, считают, что руссы во главе с Рюриком явились по призыву новгородцев править ими из Скандинавии-Нормандии, вероятнее всего – из Швеции или Дании. Мол, славяне-новгородцы, пригласившие Рюрика, были народом отсталым, неспособным к самостоятельному государственному строительству. Значит, и само появление российского государства – это заслуга норманнов, а вовсе даже не коренных славян. А потому россияне, как бы, не очень самостоятельный народ, который вполне нуждается во внешнем управлении.
Эта теория возникла в начале восемнадцатого века стараниями немецких историков, подвизавшихся на российской службе Г. Байера и Ф. Миллера. В ту пору Россия сражалась со Швецией за выходы к Балтийскому морю, и, естественно, встал вопрос о моральных правах русских на эти территории. Немцы первые осознали, сколь укрепляется право завоевателя, если тот осознаёт, что он не просто захватывает чужие земли, но и возвращает своё, исконно принадлежавшее его предкам. Они, видимо, неплохо знали древние франкские источники, в которых с нескрываемой гордостью рассказывается, как немцы огнём и мечом завоёвывали южную и восточную Прибалтику, заселённую когда-то славянами. Русские этих материалов в ту пору не знали, к своим собственным летописям – и к тем относились без пиетета. Тем не менее, когда в 1749 году Фридрих Герхард Миллер стал в своём докладе на тему "Происхождение народа и имени российского" утверждать, что именно шведы стояли у истоков русской государственности, многие русские учёные возмутились. Академики, среди которых были Василий Тредиаковский и Михаил Ломоносов по поводу этого доклада, заявили, что мол, неблагодарный немец " во всей речи ни одного случая не показал к славе российского народа, но только упомянул о том больше, что к бесславию служить может».
У норманистов прямых доказательств нет, зато есть огромное желание поставить русских «на место» и огромная поддержка немецких учёных, которые, как уже упоминалось, придумали эту теорию и особенно подкрепили её при Гитлере, который пытался доказать, что «Deutschland uber alles» - Германия превыше всех, а русские – неполноценный народ. А потому, мол, Россия, как государство второстепенное, зависимое, должно подчиниться немцам, как когда-то норманнам. Ныне европейцы даже принялись снимать документальные фильмы о том, что и города-то на Руси построили нам норманны, и культура – от них, и если бы не они – то россияне, пожалуй, до сих пор жили бы, наверное, в землянках.
У славянофилов аргументы более основательны. Все древние русские и европейские хроники однозначно свидетельствуют, что русь-варяги – это родственные новгородцам славяне, что жили они на южных берегах Балтики, а приглашённый новгородцами Рюрик был внуком их правителя Гостомысла от его дочери Умилы. Об этом упоминает Иоакимовская летопись, дошедшая до нас в переложении Татищева.
Чтобы установить истину и понять суть и причины возникновения этого спора об истоках Российской государственности без экскурса и древности и в старинные источники нам никак не обойтись. И в первую очередь мы должны посмотреть, кто такие руссы и какое отношение они имеют к славянам и варягам. Из множества документов наиболее достоверными являются, естественно, русские летописные своды, в первую очередь «Повесть временных лет», составленная в Киеве в начале XII века игуменом Сильвестром, и переписанная в большое количество сводов. О славянах, руссах и местах их проживания упоминают также и большинство значительных европейских средневековых источников, среди которых наиболее авторитетные - «Анналы королевства франков», запечатлевшие события VIII-IX веков, «Бертинские анналы» (VIII в.), «Хроника Адам Бременскиого», «Деяния гамбургских архиепископов», которая была завершена во второй половине XI века, «Славянская хроника» Гельмгольда из Босау (Германия, XII в.), «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского (начало XIII в.) и др. Многие из авторов этих трудов были отчасти свидетелями и участниками описанных ими событий. Немало кратких, но достаточно ценных сведений по истории славян содержат и другие европейские документы: анналы, грамоты, записки.
Итак, рассмотрим самые важные аргументы антинорманистов-славянофилов.
РУСЬ - ВАРЯГИ ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Обращаясь к этому основному и фактически единственному отечественному документу о происхождении руссов-варягов, мы должны в первую очередь уяснить для себя: верим мы ему или нет. А не поступать как сторонники норманской теории: тому, что подтверждает их домыслы, они верят, что не соответствует – отвергают. Вся их теория основана на легенде из «Повести временных лет»* (далее ПВЛ) о призвании новгородцами на княжение Рюрика – этому факту они доверяют. А конкретным указанием летописца на происхождение Рюрика и руссов, на место их жительства – этим они пренебрегают.
/* Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ), Т. 1, Ленинград, 1926 г./
Этот свод – ПВЛ – переписанный на пергаменте в 1377 года для суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича, имеет конкретного исполнителя: монаха Лаврентия, который, заканчивая свой труд, назвал себя, запечатлев в вечности. Естественно, инок не сам сочинял этот документ – он переписывал его из более древних источников – и на это есть его прямое указание в тексте. Ведь не только бумага, но и пергамент не вечны – текст с кожи стирается, основа ветшает, насекомые грызут, а нынешних средств по борьбе с вредителями и по сохранению документов – не существовало. Чтобы сберечь источник, его приходилось переписывать. А учитывая давность времён призвания варягов от времени написания труда, мы можем отметить незаинтересованность Лаврентия и его предшественников в искажении каких-то фактов. К тому же точность данных ПВЛ, которые мы можем проверить, впечатляет. Потому, мне кажется, не доверять «Повести» у нас нет оснований. Как нет оснований отвергать существование в нашей стране династии Рюриковичей.
Русские летописцы утверждают, что варяги и русы – это один и тот же народ, или, по крайней мере, народы родственные, восходящие к одному корню. И, словно предчувствуя грядущие наши споры, неоднократно подчёркивают, что русь – это не шведы, не норманны или англы. И что славянский и русский народ - един:
«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти»*. <…> «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской».**
/* Повесть временных лет (далее ПВЛ). Лаврентьевская летопись. ПСРЛ, т. 1, стб. 19. В источнике документ написан на старорусском языке. А потому, для облегчения восприятия даю его в переводе ныне покойного авторитетнейшего учёного Д. С. Лихачёва.
** Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. 1, стб. 28-29./
В более поздние годы летописцы, порой, перечисляют руссов и варягов раздельно. Это может говорить о том, что варяги-славяне постепенно разделялись на разные роды и племена. Примерно, как роды князей Шуйских, Стародубских, Ряполовских, Оболенских, Черниговских были независимыми друг от друга, порой враждовали, но все считали себя потомками Рюриковичей. Или из рода Оболенских со временем произошли Долгоруковы, Репнины, Щербатые, Лыковы и другие.
Немецкие средневековые хронисты единодушно подтверждают также принадлежность к славянскому народу и древних пруссов. И это не исключает тождественность руссов и пруссов либо их ближайшее родство, что, в свою очередь, даёт все основания поздним Рюриковичам вести своё происхождение от пруссов. Это запечатлено в некоторых летописях, в «Сказании о князьях Владимирских», в нескольких посланиях Ивана Грозного. Тут надо иметь в виду, что древняя Пруссия к XII веку были жесточайшими истребительными войнами завоёвана немцами, а оставшиеся в живых пруссы - славяне ассимилированы. В конце концов, имя пруссов присвоили себе захватчики. Поэтому более поздние авторы называют жителей Пруссии немцами. Однако в рассматриваемое нами время пруссы являлись хозяевами на своей земле и ещё оставались славянами.
К пруссам относит род Рюрика и автор Пискарёвского летописца, который ссылается на более древний источник. Заметим, автор утверждает, что новгородцы пригласили Рюрика не править, а в качестве третейского судьи:
«Зри на подлинник о Рюрике. Лета 6369-го* некий воевода Новагорода Великого именем Гостомысл скончавает житие свое, и в та лета нача во граде быти межусобица и кровь проливатися. И созывает наугородцов и рече им: “Совет даю вам, мужие: да пошлете в Прускую землю мудрыя мужи и призове от тамо сущих родов князя, дабы судил нас в правду”. И они, по словеси его, идоша в Прускую землю и приведоша Рюрика з двемя браты Тровур да Синеус, да племянника его Ольга»**.
/* 861 год
** Пискарёвский летописец, ПСРЛ, т. 34, стр. 198./
Есть много других данных о том, что пруссы и руссы – это один и тот же, либо близкородственный славянский народ. Порой эти два народа упоминаются как разные, и это естественно, если учесть, что документы создавались уже после их разделения. Похожую версию иллюстрирует старинная чешская легенда о том, что когда-то в древности от племени славян ушли в разные стороны три брата – Лех, Чех и Рус, и создали свои народы.
ГДЕ ЖЕ ЖИЛИ НАШИ ПРЕДКИ – РУССЫ-ВАРЯГИ?
Чтобы найти ответ на этот вопрос сначала обратимся к русским летописцам, которые наверняка слышали о происхождении своих предков, пользовались более древними русскими (Зри на подлинник о Рюрике») и европейскими (в частности византийской «Хроникой Георгия Арматола») источниками. Описывая происхождение и расселение народов, автор ПВЛ традиционно, в соответствии с Библией, определяет происхождение всех европейцев, включая славян, русских, пруссов и варягов как «потомство Иафета». В то же время он подробно перечисляет десятки местных племён и народов, которые не мог знать никакой древний греческий или византийский историк, таких как «чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы». И это лишь подчёркивает, что летописец старался быть точным:
«В Иафетовой же части сидят русь, чудь и всякие народы <…>. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской*».
/* Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. 1, стб. 4. Пер. Д. С. Лихачёва./
Как видим, варяги «сидят близ моря Варяжского», там же, где обитают поляки, пруссы и чюдь (предки нынешних эстонцев), то есть по юго-восточному берегу Балтийского моря. И занимают столь обширное пространство, что западную его границу он доводит «до земли Английской». Если учесть, что англами тогда называли датчан, то получается, что земли варягов занимали территории Южной Балтики до самой нынешней Дании. Тот факт, что славяне заселяли южный берег Балтики – до реки Эльбы (по-славянски – Лабы), которая была границей между саксами и славянами, подтверждают и все средневековые франкские и прочие европейские хроники, которые сообщают о балтийских славянах.
А на востоке, владения варягов простирались «до пределов Симовых», то есть практически до Волги, где обитали восточные народы. Этот факт подтверждают и мусульманские источники, в частности, проповедник ислама из Багдада Ахмед Ибн-Фадлан в своих «Записках о путешествии на Волгу», где он побывал в 922 году. Рядом с древними болгарами он застал и описал руссов, которые, в отличие от болгар, живших в шатрах, уже строили на берегах Волги дома и путешествовали на кораблях. Очевидно, они контролировали водные пути «из варяг в греки» по реке Двине и на Восток по реке Волге.
Ещё более определённо автор ПВЛ указывает место обитания варягов в описании этого знаменитого «пути». Тут мы видим перечень сохранившихся до сих пор (почти тысячу лет!) названия озёр и морей, рек и их притоков, стран и народов. Летописец точен в своих описаниях, и это лишь подтверждает, что ему можно верить и в том, что относится к варягам. И самое главное – у него нет никакой причины тут что-то выдумывать, прибавлять от себя, приукрашивать:
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, <…>. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское.* Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова».**
/* «море Хвалисское» - ныне называется Каспийским.
** Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. 1, ст. Пер. Д. С. Лихачёва./
В этом описании есть только один уже исчезнувший из употребления топоним – Оковский лес, в котором берут своё начало сразу три великих европейских реки – Волга, Днепр, Двина (ныне Западная Двина), и ещё небольшая, четвёртая – Ловать. Нетрудно отыскать на карте, что ныне это место называется Валдайской возвышенностью. Тут мы сталкиваемся с природным чудом: в одном и том же месте берут исток сразу четыре судоходных реки, которые текут в четыре противоположные стороны света: Ловать – на север к Волхову, а через него к Новгороду, к реке Неве и к Балтийскому морю. В это же море, но уже на северо-запад, течёт Двина. Волга движется на восток – «в Хвалисы», то есть, в Каспийское море, Днепр – на юг к Чёрному морю.
В те далёкие времена, когда на Русской равнине не существовало никаких дорог, водные пути становились основным связующим звеном между многими народами. Волоком можно было перетащить корабли или струги с товарами с одного истока реки к другому и в итоге попасть в нужные части света. Это явление и описал автор древней «Повести». Но главное в этом описании для нас то, на что не обращают внимания сторонники норманнской теории: « <…> а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское». Следом автор уточняет : «а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима».
То есть Двина и её устье – это конечная точка балтийского побережья по пути к варягам и, стало быть, однозначно земля варягов. К тому же, если от устья Двины плыть сразу к Риму, то нет никакой нужды забираться на север Балтийского моря к норманнам. Неудивительно, что при раскопках в Швеции, в том числе и в древнем городе Бирке, где в те времена был шведский порт, византийские монеты – великая редкость.
Легко выяснить, что летописная река Двина теперь в России называется Западная Двина, отсюда через Белоруссию она уходит в Латвию и там переименовывается в Даугавпилс. А неподалёку от её устья стоит город Рига, основанный в 1201 году латинскими пилигримами и крестоносцами, в основном немцами. Этот город, как и сам народ латышский, возникают в начале 13 века - после жестокого разгрома и почти поголовного уничтожения крестоносцами местного населения. Мои попытки выяснить, что же находилось в низовьях Двины до возникновения Риги, показали, что латинские проповедники христианства в конце XII – начале XIII века застали здесь кроме ливонских племён, не имевших в ту пору ни городов, ни крепостей, богатые русские города-государства во главе с королями. Об этом подробно рассказывает очевидец и отчасти участник тех событий Генрих Латвийский в «Хрониках Ливонии». Автор с некоторой гордостью описывает, как собранные со всей Европы пилигримы и крестоносцы с редкой жестокостью уничтожают и грабят местные народы и племена, сжигают их сёла и города.
В частности, в «Хрониках Ливонии» не раз упоминается о короле (rex) «Вячко (Vesceka)» - Вячеславе из «русского замка Кукенойса», расположенного на правом берегу Двины «в трёх милях» от Риги. Пишет и о сражениях с воинами «короля Всеволода (rex Wissewaldum) из Герцикэ»,— русской военной крепости на Двине, центре одноименного княжества, также расположенного в нижнем течении реки Двины.
О том, что русские здесь – давние коренные жители рассказывает один из эпизодов «Хроники» - разгрома крестоносцами русского замка Герцикэ. Это произошло в начале XIII века, вскоре после основания крестоносцами Риги. Автор пишет об этом с гордостью за победы своих сторонников-латинян:
«<…> тевтоны ворвались за ними в ворота <…>. Тот день все войско оставалось в городе, собрало по всем его углам большую добычу, захватило одежду, серебро и пурпур, много скота; а из церквей колокола, иконы (yconias), прочее убранство, деньги и много добра и все это увезли с собой, благословляя Бога за то, что так внезапно Он дал им победу над врагами и позволил без урона проникнуть в город. На следующий день, растащив все, приготовились к возвращению, а город подожгли. Увидев пожар с другой стороны Двины, король был в великой тоске и восклицал со стонами, рыдая: “О Герцикэ, милый город! О наследие отцов моих! О нежданная гибель моего народа! Горе мне! Зачем я родился, чтобы видеть пожар моего города и уничтожение моего народа !»*
/* Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. АН СССР. М.-Л. 1938, стр. 233-234./
Мы видим, что король Всеволод, увидевший, как погибает его родной город, восклицает, что это «наследие отцов моих», то есть место, где жили многие его предки, и, стало быть, нижнее течение и устье Западной Двины было древней родиной части русского народа.
СЛАВЯНЕ И РУССЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ
Впервые упоминание о наших предках – руссах, - встречается в латинской рукописи IX века - «Бертинских анналах», подлинник которой ныне хранится во Франции. Там рассказывается о жизни и деятельности франкских королей и императоров в период от 830 до 882 года. В 839 году в город Ингельгейм на реке Рейне, ко двору франкского императора Людвига Благочестивого для заключения договора о мире прибыли послы из Константинополя (ныне Стамбул) от византийского императора Феофила. Вместе с посольскими людьми к франкам прибыли чужеземцы из народа "rhos", которых надо было переправить на их родину.
Нас не должно смущать написание русской нации в форме "rhos". Очевидно, что образцом для этого перевода стало послание византийского императора, написанное, как было принято в то время, на греческом языке, который с четвёртого века был в Византии государственным. У греков в алфавите и в речи нет букв «у» и «ь». Они и заменили «у» единственной возможной для них буквой "ω" – омега (заметим, что не буквой «о»), отбросив совсем мягкий знак. Вот и получилось слово "ρως", которое франкский переводчик изобразил побуквенно. Последующие франкские и немецкие авторы, ближе знакомые с нашим народом, единодушно называли его «Русь» - «Rusci» или «Ruzzi» и даже «Rugi». А то, что некоторые историки называют древний русский народ «росами» - явное заблуждение.
Византийские послы прибыли ко двору Людовика в тревожное время. Его земли то и дело подвергались набегам грабителей и погромам со стороны скандинавов - «норманнов», среди которых были датчане и шведы. Понятно, что появление среди послов незваных гостей насторожило императора, ибо он опасался засылки шпионов противника. Ведь они могли бы разведать о делах в его стране, которые из-за междоусобиц обстояли далеко неблестяще. Потому к гостям император отнёсся с большой подозрительностью. В результате проверки, как видно из текста, быстро выяснилось, что его гости – вовсе не «росы», с которыми франки в это время, очевидно, находился в мирных отношениях, а как раз те самые шведы «из народа свеонов», с которыми он воевал:
«Расследуя более тщательно причину их прибытия, император узнал, что они из народа свеонов*, и решил, что они являются скорее разведчиками в той стране и в нашей, чем просителями дружбы; он счел нужным задержать их у себя до тех пор, пока не сможет истинно узнать, пришли ли они честно туда или нет ».*
/* «свеоны» - шведы.
* Бертинские анналы. С сайта vostlit.info. Перевод - А. Волынец 2006 г. Или Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Вып. I. Середина IX - первая половина XII в. М. Институт истории АН СССР. 1989. Стр. 10-11. (пер. М. Б. Свердлова)./
Как видим, этот документ не только чётко различает шведов и «россов», но и противопоставляет их, как противников и союзников. А путь к руссам мимо Рейна подсказывает, что они жили где-то в близком регионе, и это тоже косвенно указывает на южные берега Балтики.
Напомню, что «Повесть временных лет» подробно рассказывает, что варяги-славяне расселялись на огромном пространстве южного берега Прибалтики до самой «до земли Английской». Знаменитый саксонский автор первой половины IX века Эйнхард, автор популярного и ныне труда «Жизнь Карла Великого», созданного между 829 и 836 годами, подтверждает, что славяне в IX веке, до начала завоевательных походов Каролингов, занимали южное побережье Балтийского моря до реки Эльбы (Лабы), которая являлась границей между Саксонией и славянскими племенами:
«От западного океана на Восток протянулся некий залив, длина которого неизвестна, а ширина не превышает сто тысяч шагов, хотя во многих местах он и более узок. Вокруг него живет множество народов: даны, так же как и свеоны, которых мы называем норманнами, владеют северным побережьем и всеми его островами. На восточном берегу живут славяне, эсты и различные другие народы».*
/* Историки эпохи Каролингов. М. РОССПЭН. 1999, стр. 789./
Автор XI века Адам Бременский в книге «Деяния Гамбургских архиепископов», написанной в 1070-х годах, подтверждает факт проживания славян, в том числе и руссов, на южном побережье Балтики.
«За рекой Одером живут сперва поморяне (Pomerani), потом поляки, соседями которых с одной стороны являются пруссы (Pruzzi), с другой — чехи (Behemi), а на востоке — Русь (Ruzzi) <…>. Итак, берега этого моря с юга находятся во власти славян, а с севера — шведов (Suedi)»*.
/* Адам Бременский «Деяния Гамбургских архиепископов». В скобках приводятся названия народов так, как они даны в источнике. С сайта
Авторитетным немецким источником по истории руссов и славян является «Славянская хроника» Гельмгольда из Босау, которая охватывает период от восьмого века и до 1171 года. Он был современником и участником событий последней части Хроники. Гельмгольд частично повторяет выводы Адама Бременского, но и добавляет многое из того, что видел и слышал сам. Вот что он говорит о народах Балтики, которых называет варварскими:
«Много славянских племен живет на берегу Балтийского моря. <…> Это же море называется Варварским, или Скифским, морем по варварским народам, страны которых омывает». Вокруг этого моря сидят многие народы. Ибо северное его побережье и все острова возле него держат даны и свеоны*, которых мы зовем нортманнами, южный берег населяют племена славян», из которых первыми от востока идут русы, затем полоны**, имеющие соседями с севера прусов, с юга — богемцев***». ****.
/* Даны и свеоны – датчане и шведы.
** Полоны - поляки
*** Богемцы - чехи
**** Гельмгольд из Босау. «Славянская хроника». Кн. 1, гл.1 Авторские кавычки обозначают, видимо, его заимствования из других источников. С сайта
Варварами европейцы называли варягов – это название одной народности – поморян, людей живущих у моря. Эти слова имеют одно общее значение, в них – единый корень «вар», море. Стало быть, Балтийское или Варварское море у немецкого летописца – то же самое, что в русских летописях и других источниках – Варяжское море. Гельгольмд, как и прочие средневековые авторы, прекрасно различают руссов и норманнов, подчёркивая, что это разные народы, что руссы – это славяне, и что они живут на южном побережье Балтийского моря.
Гельмгольд, как и древний русский летописец, снова и снова повторяет, что весь южный берег Балтики, включая побережье реки Одер, занимают славяне, уточняет их племена, места проживания.
«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами называются. Из них первыми являются поморяне, поселения которых простираются вплоть до Одры*. Одра же — это «самая богатая река в славянской стране», <…>. Одра, направляется к северу, пересекает землю винулов, отделяя поморян от вильцев». «В устье Одры», где она впадает в Балтийское море, «некогда «находился знаменитейший город Юмнета **, <…>. Это действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный славянами <…>. Впрочем, по нравам и гостеприимству - нельзя было найти ни одного народа, более достойного уважения и более радушного [чем они]». ***
/* Ныне река Одер.
** Юмнета - славянский город Волин, находившийся в юго-восточной части одноименного острова в устье реки Одер.
** Гельмгольд из Босау «Славянские хроники», книга 1, гл.2. С сайта
Тут мы сталкиваемся с тем фактом, что за два века славяне уже потеряли немалую часть своих территорий – от реки Эльбы до Одера. Уже уничтожены и разрушены многие славянские города, но всё ещё сохраняется память о древнем городе Юмнете, носившем прежде славянское имя Волин, о котором немецкий автор сообщает, что это был «самый большой город из всех имевшихся в Европе городов». Гельмгольд в своём труде не только подробно и обстоятельно перечисляет племена славян, заселяющих южную часть Балтийского моря, среди которых пруссы и руссы, но и их знаменитые города «Ретру», «Микилинбург», «Рацисбург» (возможно, что славянское название этого города было Ратибор, ныне — Ратцебург), «Альденбург» (славянский Старгард, ныне Ольденбург) и другие.
Проповедникам норманской теории, которые нам рассказывают о том, что большинство древнейших русских, славянских городов основали скандинавы, неплохо бы ознакомиться с этими старинными европейскими документами. Почитать, что именно славяне в средние века создали множество городов, в том числе крупнейший в Европе город Волин - Юмнету, который славился своими торговыми связями, зданиями, богатствами, кораблями. Самый большой город в Европе! Так что не скандинавам учить славян строить города, в средние века нормандские викинги их в основном разрушали, а не строили.
К сожалению, наши учёные, сторонники норманнской теории, нередко сами стараются умалить роль наших предков в истории своей страны. Например, почти все русские летописи, рассказывающие о приглашении Рюрика на княжение, сообщают, что он был приглашён в уже существующий Новгород, что к тому времени на Руси уже имелось много городов. И лишь единственная, Ипатьевская летопись, составленная в в XIV веке в западной Руси, принадлежавшей в ту пору Литве, повествует, что это Рюрик пришёл, и построил славянам их города. И почему-то именно эта версия настойчиво внедряется в наше сознание нашими же историками. А на сайте Санкт-Петербургского Пушкинского дома вывешена именно эта – норманская версия «Повести временных лет» с переводом. Других вариантов у них нет. В то время, когда существует перевод древнейшей ПВЛ авторитетнейшего академика Д. С. Лихачёва:
«И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске»*.
/* Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись. ПСРЛ, т. 1, стб. 20./
О том, что, что руссы обитали именно на южном, славянском побережье Балтики, а не на северном, указывают и другие европейские документы. Например, в булле и папы Климента III (1188—1191 гг.) бременскому архиепископу “Руссией” называлась территория Ливонии. Автор XIII века Рожер Бэкон в «Великом сочинении» пишет о Левковии (Литве), вокруг которой «с обеих сторон» Балтийского моря «расположена великая Руссия». Русские продолжали жить на Балтике и позже – почти до XIV века. Так, в 1304 году папа Бенедикт IX обращается в письме к рюгенским князьям как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Русские проживали на территории не только нынешней Латвии, но и Эстонии. Они вместе с эстами оборонялись от полчищ крестоносцев в начале XIII века, в 1343-1345 годах русские возглавили восстание в Эстонии (в Роталии и Вике) против господства тевтонского ордена. И даже в XIV веке, после многолетнего господства немцев и шведов в Эстонии в ряде документов упоминаются русские сёла, например, Руссен Дорп близ Вендена. Нельзя исключать, что и древний город Юрьев (нынешний Тарту), основанный в 1030 году князем Ярославом Мудрым, возводился именно на русской земле.
Заметим, что прекрасно осведомлённый о расположении славянских земель Гельмгольд, так же, как и русские летописцы, подтверждает соседство славянских племён с Данией: «имел соседями народы данов и саксов».
КУДА ДЕЛИСЬ ПРИБАЛТИЙСКИЕ СЛАВЯНЕ?
Куда же делись эти цветущие славянские города вместе с их населением? Если говорить без политесов, они, под лозунгом спасения и приобщения к христианским ценностям, были захвачены европейцами, в первую очередь франками, немцами. Сопротивлявшееся население либо бежало, либо было с беспримерной жестокостью уничтожено, его остатки – ассимилированы.
Сначала франки захватили и поработили саксов, которые были соседями славян – их земли разделяла река Эльба (Лаба). Об этом на многих страницах красноречиво рассказывают «Анналы королевства франков». В 758 году «король Пипин с войском вторгся в Саксонию»*. Саксы сопротивлялись долго и мужественно, поднимали восстания, сражались, гибли. Но франки были настойчивы, их войска регулярно наведывались в саксонские владения, жгли, грабили, подчиняли, казнили. Саксонцев выселяли в другие земли, на их место привозили новые народы, которые уже не тосковали по своей независимости.
/* Анналы королевства франков. С сайта
К концу VIII века настал черёд славян. В 789 году франкский король и римский император (с 800 г.) Карл Великий*, «приготовив огромное войско, <…> подошёл к Эльбе <…> и, вступив в землю вильцев, приказал опустошить всё огнём и мечом». В 806 году «он послал своего сына Карла с войском в землю славян, которые зовутся сорбами и которые живут на Эльбе»**. Уже к 810 году Карл задумал проект захвата соседних славянских племён под видом их христианизации, для чего решил создать в Гамбурге архиепископство. Это план был осуществлён его сыном Людовиком в 831 году.
/* Король Карл Великий, король франков (768-800), король лангобардов (774-800), император 25.12.800-814.
** Анналы королевства франков. С сайта
Славян, как и саксонцев, выдавливали из Прибалтики долго и целеустремлённо, всё это зафиксировано в европейских источниках. Об этом, в частности, рассказывает в «Славянской хронике» германский автор XII века Гельмгольд из Босау:
«Когда вся славянская земля, как выше сказано, была покорена и разорена, тогда и город Альденбург* обратился в [христианскую] веру и стал самым большим по числу верующих».** <…> «И весь этот год вели они войну с успехом и частыми набегами опустошили земли славян, <…> обратив всю страну их в пустыню».***
/* Альденбург - славянский Старгард, ныне Ольденбург.
** Гельмгольд из Босау. «Славянская хроника». М. 1963, кн. 1 гл.10. С сайта
*** Там же, гл. 56./
О том, как немцы захватывали прибалтийские земли уже в начале XIII века, подробно и красочно рассказывает Генрих Латвийский в книге «Хроники Ливонии», написанной, как считают специалисты, до 1226 года. Автор был не только свидетелем, но и участником тех событий, о которых повествует с нескрываемой гордостью: «Придя туда, мы разделили свое войско по всем дорогам, деревням и областям той земли и стали все сжигать и опустошать; мужского пола всех убивали, женщин и детей брали в плен, угоняли много скота и коней»*.
/* Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Славянские хроники. СПб. Глагол. 1996 г., стр. 269./
Гельмгольд из Босау в «Славянской хронике» не только описывает, как уничтожались славянские племена и захватывались их земли, но и как эти земли заселялись. Например, один из немецких завоевателей, граф голштинский Адольф, получивший в дар от короля за свои воинские подвиги опустошённую землю славян-вагров, расположенную на огромной территории от реки Одер до реки Эльбы, бросил клич своим воинам и ко всем участникам крестового похода:
«Будьте же первыми, переходите в землю обетованную, населяйте ее, станьте участниками благ ее, ибо вам должно принадлежать все лучшее, что имеется в ней, вам, которые отняли ее у неприятеля». На этот призыв поднялось бесчисленное множество разных народов, которые, взяв с собой семьи и имущество, пришли в вагрскую землю к графу Адольфу, чтобы владеть землей, которую он им обещал.<…> И начала заселяться пустынная вагрская земля и увеличилось число жителей ее*. <…> И ушли славяне, жившие в окрестных селениях, и пришли саксы и поселились здесь. Славяне же постепенно убывали в этой земле**. <…> И увеличились десятины в земле славянской, потому что стеклись сюда из своих земель тевтонцы, чтобы населить землю эту, просторную, богатую хлебом, удобную по обилию пастбищ, изобилующую рыбой и мясом и всеми благами»***.
/* Гельмгольд из Босау. «Славянская хроника». М. 1963, кн. 1 гл.10, стр. 137-138. С сайта
** Там же, гл. 77.
*** Там же, гл. 87. /
Балтийские славяне сопротивлялись долго и мужественно, несколько столетий. Но силы были не равны – против их, часто разрозненных племён, сражалась вся Европа во главе с римским императором и папой Римским, которые не раз бросали клич для сбора крестовых[ походов на иноверцев Прибалтики. Так исчезли венеды, пруссы, вагры и прочие славянские племена и народности. К середине 13 века немцы сравняли с землёй, перестроили, переименовали не только древние прибалтийские славянские города, но и постарались стереть память об их народах. Часть славян-варягов отправилась на службу в Византию, многие ушли в сторону Новгорода, где до сих пор одна из старинных улиц центра носит имя Прусская. Время пришествия Рюрика с его родом в Новгород как раз совпадает со временем начала императором Карлом и его потомками знаменитого германского «Drang nach Osten». Остановить это нашествие удалось лишь Новгороду с Псковом и объединившемуся Российскому государству.
АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ НОРМАНСКОЙ ТЕОРИИ
Не странно ли, что на Руси слово «викинги» вообще не встречается? А в Скандинавии почти до XII века не встречается ни слово русь, ни варяги. Не было там таких племён и народов. Никаких следов. Хотя могли быть, ведь руссы и норманны были соседями, воевали-торговали, сватались. Не существует или не найдено пока ни одного достоверного исторического источника, который бы отождествлял варягов и викингов. Впервые варяги как « væringjar» (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке, когда из русских летописей оно практически исчезает. Да и то упоминаются в рассказах о том, как норманны отправились в Византию и вступили там в отряд этих « væringjar» . И эти факты лишь подчёркивают, что для норманнов варяги были явлением чужеродным.
Ни один европейский источник не пишет, что руссы – это норманны или шведы, что жили они в Скадинавии. Одно византийское упоминание о том, что их воины-руссы – это норманны может говорить лишь о том, что те северяне, прибыли с севера. Для греков все, кто находится далеко на севере – всё норманны.
На чём же основываются доводы норманистов? А, в общем-то, на мелочах, на которые не стоило бы и время тратить. Где-то в Скандинавии нашлось имя, созвучное имени Рюрика. Где-то – созвучное название с племенем руссов. Однако некоторые их доводы всё-таки рассмотрим, потому что дело немецких историков Байера и Миллера живёт и процветает. Как живёт жажда поставить «на место» русский народ. Хотя, заметим, сам Байер, после того, как его сместили из академиков в адьюнкты и понизили оклад, поспешил отказаться от своей «русофобской» теории и предпочёл принять «роксоланскую». Хороший пример для патриотичного начальства!
Итак, рассмотрим основные доводы сторонников норманской теории.
Среди их аргументов - «Бертинские анналы», где в латинских источниках впервые упоминается нация русь-рос, (этот документ мы разбирали выше), где рядом со словом «рос» оказались «свеоны» - шведы. И хотя в самом тексте эти племена противопоставляются, норманисты почему-то считают наоборот. Может быть, невнимательно читают? Или видят то, что хотят видеть?
Ещё они ссылаются на странные имена русских послов, перечисленные в договорах Киева с Константинополем. Мол, они больше похожи на шведские, а не на славянские. Но договора заключались в начале десятого века (в 907 и 917 годах), когда многие руссы ещё не были крещены, и мы не знаем многих имён, которые носили наши дохристианские предки. Впрочем, имена некоторых славянских лидеров встречаются в европейских документах VIII-IX веков, например, а «Анналах королевства франков». Например, Драговит, князь велетов и стодорян, в 789 году его резиденция находилась в Браниборе (позднее немецкий Бранденбург). Король ободритов Витцин (Вышан), убитый в 795 году. Герцог ободритов Траско (Дражко), убитый в 809 году. Вождь славян - сорбов Милидох, убитый франками в бою в 796 году. Герцог ободритов Годелаиб, обманом захваченный в плен и повешенный франками в 808 году. В 823 году в хронике упоминаются «среди прочих варварских посольств <…> два брата, а именно короли вильцев, имевшие друг с другом спор о королевской власти. Имена их были Милегаст и Цеадраг».*
/* Все имена приведены из хроники «Анналы королевства франков»./
Итак, имена славян во франкской хронике: Драговит, Витцин (Вышан), Траско (Дражко), Милидох, Годелаиб, Милегаст, Цеадраг.
А вот некоторые имена киевских послов начала X века из мирных договоров руссов с Константинополем из «Повести временных лет»: Карл, Рулав, Фаслав, Велимид, Лидулфаст, Стемид... Одинаковых имён нет, но и разницы огромной не заметно. И в тех и других почти нет известных нам славянских корней. Норманисты пытались находить такие же имена в Скандинавии, в Швеции. Не нашли, хотя что-то созвучное подобрать удалось и там. Так ведь столетиями наши народы были соседями, сватались, роднились, имена могли быть и похожи. Например, в документах мы встречаем датского короля Рорика и нашего русского князя Рюрика, которые суть совсем разные люди.
Важнейшим доказательством норманистов является труд византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.). Там он описывает «путь из варяг в греки» и приводит названия днепровских порогов на двух языках – на русском и славянском. Эти названия весьма разнятся. На этом основании базируется доказательство, что руссы – не славяне. Но и на шведском языке эти русские названия в большинстве своём ничего не означают. К тому же мы не знаем, кто рассказывал императору об этих порогах и верно ли рассказывал. Нельзя отрицать различия в языках разных племён славян. Я, например, в последнее время совсем перестала понимать речь украинцев, хотя это самый родственный нам народ. Не исключено, что там были болгарские слова или каких-то иных славян, проживающих в регионах, соприкасающихся с днепровскими порогами…
Как ни странно, основной источник и для норманистов при обосновании их теории - уже упоминавшаяся русская «Повесть временных лет». Но лишь та часть записи, где говорится о приглашении Рюрика в Новгород. Приведу ещё раз эту фразу, чтобы никто не сомневался, что варяги-русь – это другой народ, а не шведы, не норманны:
«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. <…> И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене»*.
/* Повесть временных лет. ПСРЛ, т. 1 , стб. 19. Перевод Д. С. Лихачёва./
Ещё одним аргументом этой теории является ссылка на летопись, где говорится, что, мол, за князем Рюриком новгородцы «пошли за море». Но с того места, где расположен Новгород, Швеция – такое же «заморе», как и южный берег Балтики. Мало того, летопись часто описывает, как поссорившись с новгородцами, князь бежит к варягам или за варягами, чтобы призвать их на помощь. Например, к варягам «бегал» будущий креститель Руси князь Владимир. Естественно, верхом на конях, а не на кораблях, ибо из Новгорода выбраться к морю не так-то просто. И если посмотреть на карту, мы увидим, что добраться до Швеции или Норвегии, где хозяйничали викинги, из Новгорода верхом, да и на суднах, было бы в те времена весьма проблематично. А подлинные варяги – они действительно находились относительно недалеко. Да и упоминания о кораблях в новгородских летописях того времени что-то не встречаются.
Что касается фразы «пошли за море», то так было принято в то время говорить, если путь можно было проделать не только по морю, но и пешком вдоль берега. «За морем» находились для киевлян Константинополь, хотя до него можно было добраться и по суше. «За морем» у русских нередко означало и просто – «далеко». Когда, например, в 1390 году женился великий князь московский Василий I Дмитриевич на Софье - дочери великого князя Литовского Витовта, бежавшего от смуты с семьёй «к немцам», то невеста «приведена бысть на Москву из замориа».* Те «немцы» располагались на территории нынешней Латвии, как раз там, где прежде жили руссы-варяги и стояли русские крепости.
/* Симеоновская летопись, ПСРЛ, т. 18 стр. 140./
Упоминание немцев в летописи - ещё один довод сторонников норманской теории. Мол, в некоторых поздних источниках пишут, что Рюрик пришёл «из немец», а не от варягов. А что может писать летописец или переписчик летописи в XIV веке и позже о южном побережье Балтики, в том числе и о бывшей славянской Пруссии, если прошло уже более двухсот лет, как там обосновались немцы? Как написать ему, чтобы было понятно, откуда пришёл Рюрик? Конечно «из немец»! Не от шведов же! И это ещё один веский довод несостоятельности норманской теории, ибо русские летописцы с самых древних времён прекрасно отличали немцев от шведов, англов и прочих народов.
Есть ещё ссылки на раскопки, мол, в раскопках часто встречаются скандинавские вещи, а в русском языке – скандинавские термины. Но в наших землях находят и византийские изделия! И восточные монеты. А в нашей речи – греческие, итальянские, немецкие тюркские, арабские и прочие слова. Это говорит лишь о том, что руссы-славяне торговали и общались со всеми соседями. Отсюда и чужие слова, оружие, деньги и украшения.
ПРЕДКИ РУССОВ-ВАРЯГОВ
Откуда же взялся столь сильный и многочисленный славянский народ – руссы, русь, русские, которые за исторически краткое время, из, казалось бы, небольшого племени, так разрослись и заселили необъятные пространства? И это несмотря на бесконечные истребительные войны, которые вели против них европейцы с запада и тюрки с востока!? Частично мы уже ответили на этот вопрос, обратившись к русским и европейским документам. Но есть ещё один важный источник, который точнее любой летописи или грамоты. Этот источник – наши старинные соседи. Уж они-то знают о нас и нашем прошлом гораздо больше, чем мы думаем. Это относится и к соседям-народам.
Например, до того как франки-германцы завоевали в IX веке многочисленный и могучий когда-то народ саксов, те успели ещё до V века частично захватить и заселить юг Британии, ассимилировать англов. Таким образом, появились англосаксы, сохраняя, в веках имя пришельцев. А как, вы думаете, называют соседи немцев, завоевавших когда-то в VIII – IX веках Саксонию? Эстонцы называют Германию «Saksamaa», а самих немцев - «sakslased». Финны называют эту страну «Saksa», а жителей - «saksalaiset». Будто и не прошло более тысячелетия, в течение которого эта страна называется Германией, «Deutschland», и будто там по-прежнему живут те древние саксы, а не германцы. Да и Пруссия в памяти народов просуществовала почти тысячу лет после того, как исчезли и сами древние пруссы и их славянский язык. Крепка память народная.
Так что же говорит эта крепкая соседская память о нас, руси, руссах? А вот что. Древнейшие наши соседи – финны называю русских «Venäläinen», а Русь, Россию - «Veneman», «Venäjä». Другие ближайшие соседи – эстонцы зовут нас «Venelane», а страну - «Vene», «Venemaa» (Русь, Россия). И даже корелы зовут нас «Veneä» (Русь).
Странно, не правда ли? Ведь у слов русс, русский, Россия и «венелане» или «вене» – ну ничего общего! Будь наши предки выходцами из Швеции или вообще из Нормандии, нам ближе были бы слова «суоми», «норми» или хотя бы «руси». Но нет же – все ближайшие древние соседи выводят наименование нашей страны и народа из одного корня - «вене»! Кто такой этот «вене», откуда взялся?
Отыскивая ответ этот вопрос, мы вынуждены признать, что термин «вене» ведёт нас к имени мощного и многочисленного славянского народа, проживавшего когда-то в Центральной Европе и на берегах южной Балтики – к венедам. Народа, который упоминали в своих трудах ещё древние историки: Геродот, Помпоний, Тацит, Птоломей и другие, размещая венедов-славян на огромных пространствах Центральной Европы и Прибалтики - от восточных берегов реки Вислы – до северных Карпат и низовьев Дуная.
В определении родства руссов-славян с венедами сходятся все концы – и места их проживания, и ссылки различных хроник, и размышления древних летописцев.
О венедах, которые есть славяне, упоминают не только византийские и восточные источники, но и средневековые европейские историки, называя их не только «венеды», но и венды, виниты, винулы и даже винды.
Вот как рассказывает об этом народе готский историк VI века Иордан в популярном и ныне труде «О происхождении и деяниях гетов» (551 г.):
«… У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами»*.
/* Иордан «О происхождении и деяниях гетов», ч. 34-35/
Далее Иордан подробно описывает места проживания венедов на огромном пространстве центральной Европы.
О том, что славяне и венеды – один народ сообщают все без исключения немецкие и прочие средневековые европейские источники.
Например, автор «Хроники Фредегарда» в 623 г. пишет: «некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды. Славяне уже подняли восстание против авар, называемых также гуннами и против их правителя-кагана. <…> Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем,<…>.
630 г. <…> В этом году славяне (или венды, как они себя называют) убили и ограбили большое число франкских купцов в королевстве Само, и так началась вражда между Дагобертом и Само, королем славян »*.
/* «Хроники Фредегарда» С сайта vostlit.info. Текст переведен по изданию: The fourth book of the Chronicle of Fredegar. Greenwood Press, 1981/
Спустя шесть веков, после продолжительных и кровопролитных войн с римлянами и германцами, венеды оттесняются на восток и к северу Европы. Но продолжают занимать почти всю южную Прибалтику к востоку от Эльбы. Даже в XII веке автор «Славянской хроники» XII века Гельмгольд фиксирует их, как жителей обширной страны на севере Европы:
«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются»* . Перечисляя многочисленные племена южной Прибалтики, рассказывая о занимаемых ими территориях и городах, Гельмгольд не забывает отмечать, что все они принадлежат к древнему народу винулов - венедов: «Таковы эти племена винулов, рассеянные по землям, областям и островам на море».**
/* Гельмольд из Босау «Славянская хроника», книга 1, гл.1. С сайта
**Там же, книга 1, гл.2. С сайта
Об этом же пишут и многие другие средневековые историки, локализуя места проживания венедов на юге Прибалтики, в её центральной и восточной части и единодушно называя их славянами. А это значит, что к венедам-славянам мы можем с уверенностью отнести не только руссов, но и пруссов, и многие прочие прибалтийские народы и племена, живущие в южной части Прибалтики.
О венедах существует обширная литература, начиная со средневековой, кончая новейшими исследованиями. О том, что коренными жителями южной Прибалтики были именно венеды, свидетельствуют и сами завоеватели этих земель – немцы, которые на протяжении многих веков вплоть до новейших времён называли славян венедами (Wenden, Winden). А если хотели отличить старые местные деревни на завоеванных землях от новых, немецких, называли их венедскими - «windich или wendich».
Почему европейцы замалчивают эту информацию? Что нам даёт знание о том, что кроме прочих народов руссы и пруссы тоже были венедами - славянами? Как минимум то, что претензии немцев на бывшую Прусскую землю, как на их «отчину» являются несостоятельными.
ГДЕ ЖИЛ РЮРИК?
В 844 году, в начале завоевания немцами вендских территорий, мы застаём одно из их племён – ободритов, проживающими на берегах реки Эльбы. Под этой датой сразу несколько разных франко-немецких летописцев в разных трудах помещают сообщения о завоевательных походах франкского короля Людовика «за Эльбу против вендов» и о гибели вендского короля (rex) Гостомысла. Причём «Фульдские Анналы» называют его королём «ободритов которые замышляли измену, и подчинил их. Король этого народа Гостомысл погиб». «Анналы Ксантена» именуют его королём венедов, слегка исказив имя: «король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл». «Анналы Хильдесхайма» (Гильдесгейма) называют целью похода короля покорение славян: «<…> пришёл в землю славян, убил их короля Гестимула и подчинил себе остальных».
Несмотря на некоторые различия в написании имени погибшего короля Гостомысла, очевидно, что речь идёт об одном и том же вожде и его королевстве, которое три процитированных источника одновременно называют славянским, вендским и ободритским. Тут наглядно прослеживается, как разделялся огромный народ венедов на разные части, – сначала выделив славян, потом более мелкие племена, сохраняя в памяти соседей все три своих племенных названия. Ободриты – союз славянских племён, проживавших в нижнем течении реки Эльбы (Лабы). Иногда их в связи с проживанием в районе реки Лабы называли ещё и полабами. Крупнейшим их городом был Рерик – на берегу Балтийского моря.
Почему я столь пристальное внимание уделяю именно ободритам? Потому что многие указатели на происхождение Рюрика ведут именно сюда, к берегам Эльбы, на запад современного Мекленбурга. Ведь имя погибшего ободритского короля Гостомысла очень редкое, и в источниках встречается лишь в двух случаях: в рассказах франкских авторов о его гибели в 844 году, и в русских летописях. Напомню, в Иоакимовской летописи Рюрик был назван внуком некоего Гостомысла от его дочери Умилы. В Пискарёвском летописце – новгородским воеводой, который посоветовал новгородцам пригласить на княжение Рюрика, «дабы судил нас в правду». Похоже, что речь идёт об одной и той же личности. Русский летописец за давностью лет мог что-то перепутать в источнике, перенести деятельность короля Гостомысла с берегов реки Эльбы на Волхов. Но он запомнил главное – имя и род предка Рюрика, его совет внуку отправиться на родину матери Умилы.
Вендский - ободритский король Гостомысл погиб в 844 году, но его народ продолжал сражаться не только с франками, но и с норманнами. В 862 году, по сообщениям Фульденских анналов, ободриты восстали, и франкский король снова «повёл войско против ободритов и вынудил их герцога Табомысла, который поднял мятеж, подчиниться ему».
Это вендское восстание произошло как раз в том 862-м году, когда князь Рюрик со всем своим родом отправился на княжение к новгородцам. Мы видим, что правителя ободритов летописец называет уже не королём, а всего лишь герцогом, как лицо подчинённое и зависимое. Кем был герцог Табомысл Рюрику? Дядей? Отцом? Старшим братом? Этого мы уже не узнаем. Понятно лишь, что на родине, где в качестве вассала правил его родственник, из-за бесконечных захватнических войн соседей у Рюрика не было никаких перспектив на достойную жизнь.
Предположение о происхождении Рюрика и его русского племени с берегов Эльбы подтверждает исследование Мекленбургских генеалогических текстов, проведённое ещё в конце XVI века немецким учёным, нотариусом И. фон Хемницем. Город Мекленбург, как уже отмечалось, стоит на землях древних венедов-ободритов. Часть потомков вендской знати выжила в суровых сражениях и остались жить в своих владениях, принеся присягу франкскому королю и выплачивая ему дань. Они даже образовали мекленбургскую герцогскую династию, которая просуществовала до самой революции 1917 года. Эти потомки венедов не только помнили о своих корнях, но и вели хроники, в первую очередь, семейные записи, которые рассказывали о предках. Их-то и изучал нотариус И. фон Хемниц. Он установил имена большинства ободритских правителей, начиная с седьмого века. И тоже нашёл в документах имя короля Гостомысла, а также имена князей Рюрика, его братьев Сивара и Трувора, а также их отца князя Годлиба.
Имя князя Годлиба действительно упоминается во многих хрониках, где рассказывается о нападении данов на укреплённую славянскую крепость Рерик в 808 году и казни князя:
« <…> король данов Годфрид переправился с войском против ободритов, <…> захватив силой несколько славянских замков, вернулся с большим уроном для своих войск. <…> герцога, Годелаиба, захваченного хитростью, повесил на виселице [и] сделал своими данниками две области ободритов».*
/* Анналы королевства франков. С сайта
И хотя о Рюрике и его братьях европейские анналы не упоминают, а семейные генеалогии не считаются надёжным источником, у нас всё-таки есть все основания считать, что русские князья Гостомысл и Рюрик – не вымышленные лица. И что основатель правящей династии в России - Рюриковичей был славянином-венедом с южного побережья Балтики, а ещё точнее – с берегов Эльбы. И что новгородцы пригласили на княжение в Новгород своего сородича-славянина.
ДАТСКИЙ КОРОЛЬ РОРИК И РУССКИЙ КНЯЗЬ РЮРИК.
Мы не можем игнорировать ещё один аргумент, который приводят сторонники нормандской теории, будто во многих европейских хрониках князь Рюрик упоминается именно как датский конунг, либо король. Действительно, во многих анналах встречается похожее имя: Рорик. О датском короле (конунге) Рорике и его судьбе существует обширная литература. Чаще он упоминается как разбойник, который организует нападения на франкские и славянские земли, грабит, сжигает города и селения, берёт в плен граждан. И этот образ совершенно не совпадает с образом славянского Рюрика, который, якобы, устанавливает порядок в новгородских землях, строит города.
Вот как рассказывает о нём «Хроникон о свершениях норманнов во Франкии»:
«Король норманнов Рорик направляет против Людовика в Германию по реке Эльбе шестьсот судов. Саксы, поспешившие им навстречу, когда свершилась битва, с помощью Господа нашего Иисуса Христа становятся победителями. Удалившись оттуда, они атакуют и захватывают некий город славян. В тот же год, возвращаясь к морю по пройденному [ранее] руслу Сены норманны разграбляют, опустошают и сжигают дотла все местности, граничащие с морем».
/* Хроникон о свершениях норманнов во Франкии. Текст воспроизведен по изданию: "Chronicon de gestis normannorum in Francia" // Античная древность и средние века, Вып. 37. 2009. С сайта vostlit.info/
Король (конунг) Рорик чаше всего выступает как мореплаватель, передвигающийся по морю или рекам на судах. Новгородские летописи о судоходстве того времени молчат. О том, что Рорик и Рюрик – разные люди говорит и тот факт, что первый довольно часто упоминается в европейских источниках и после 862 года, когда русский Рюрик уже княжит в Новгороде. Например, в 873 году Рорик, «желчь христианства», поступает на службу к франкскому королю Людовику:
«Людовик, восточный король созвал во Франкфурте собрание <…>. Равным образом пришел к нему Рорик, желчь христианства, притом на [его] корабль были доставлены многочисленные заложники, и он стал подданным короля и поклялся верно служить ему»*.
/* Анналы Ксантена. Текст приводится по изданию: Историки эпохи Каролингов. М. РОССПЭН. 1999, стр. 158. (пер. А. И. Сидорова)./
Трудно себе представить, что поклявшись служить франкскому королю Людовику, конунг Рорик, бросив свои корабли, тут же подался на работу по совместительству в Великий Новгород.
Славянский Рюрик умер в 876 году. О датском Рорике, как об уже умершем, в 882 году сообщает «Хроникон о свершениях норманнов во Франкии*». Вероятно он умер незадолго до этой даты в преклонном возрасте (считается, что он родился около 810 года). Исходя из всех фактов, маловероятно, чтобы датчанин Рорик правил одновременно в королевстве фризов – Ютланде – на самом северо-восточном краю Европы, и, в представлении народов того времени, на другом краю света – в Великом Новгороде. Да ещё и умудрился в старчестве родить и бросить в Новгороде своего малолетнего сына Игоря.
/* Хроникон о свершениях норманнов во Франкии (Chronicon de gestis normannorum in Francia) // Античная древность и средние века, Вып. 37. 2009, стр. 118. /
ВЫВОД
Нас не должно смущать, что историки разных времён указывают разные места жительства венедов-славян, в том числе и руссов. Очевидно, что полабские венеды – ободриты, руссы - первыми из прибалтийских славян попали под каток франко-германской машины. Сотни лет они либо уничтожались, либо ассимилировались или вытеснялись на восток. И к XII веку историки застают венедов-руссов лишь на восточном побережье Балтики. Но та же франко-германская машина с точностью до года на многие века расписала все передвижения славян-венедов, в том числе и руссов, их имена, места проживания, дела и подвиги. И во многом благодаря этому, мы можем знать о своих корнях и своих героях, отринув русофобские теории «просвещения» русского народа пришельцами – шведами или кем-то ещё.
Людмила Гордеева, Руссы - варяги – не викинги // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22909, 04.01.2017
Комментарии (0)