ТЮРКИ В ЕВРОПЕ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ПСИХОЛОГИЯ ХИЩНИКА И ЕГО ЖЕРТВЫ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ. А вот и психология: хищник и его жертва определяются с первого взгляда, кратчайший путь от хищника до жертвы – прямая линия, а любые кривые или скачки в сторону уже считаются верхом изощренности. Главные отношения – господства и подчинения, основная тактика – преследование по прямой линии, основная хитрость – редкие отклонения от прямой. Правда, если у жертвы нет сил бежать, она может остановиться и ощетиниться: выставить рога (быки) или встать задом к хищнику в намерении ударить копытом (лошади), и как бы прирасти к месту именно в такой позиции: либо пригнув голову, либо повернувшись к хищнику задом. Прямо скажем, и та, и другая позиции весьма уязвимы. Реализация открытого пространства в соответствующей природной зоне. А есть ли на земле соответствующие природные зоны? Разумеется, есть. В Евразии они называются степью, в Африке – саванной, в Америке – прерией. Видимость простирается до горизонта, противник заметен издали, есть время для различных маневров до того, как он подойдет на опасное расстояние. Если же хищник перешел опасную черту, то надо либо встать как вкопанному, либо бежать как можно быстрее. Существуют ли народы, живущие в степях? Разумеется, да! Это степняки. Под степняками я понимаю не конкретный этнос (он может быть различным), а некий теоретический конструкт, некое понятие, вытекающее из теории. А именно: степняк – это тип жителя степи, идеально приспособленный для этой природной зоны. Конечно же, реальные этносы могли жить в степи долго, а могли и совсем кратко, и потому реализуют тип степняка в различной степени.
Что должно характеризовать степняка? Подобно стадам травоядных животных ему предпочтительнее питаться за счет степи, но не прямо, а косвенно: иметь мелкий рогатый скот (он мобильнее крупного рогатого, с ним удобнее перемещаться) и питаться им, тогда как сам скот выгоднее содержать на подножном корме. В случае же любой опасности (набеги соседей, эпидемия, пожар, появление опасных хищников) сниматься с места и убегать. Иначе говоря, степняку выгодно быть кочевником не столько потому, что так удобно кормить скот (в принципе траву можно косить и развозить по стойлам), сколько потому, что так ведут себя все живые существа степи, вполне приспособившиеся к ее особенностям. Хозяйство должно быть небольшим, сборно-разборным, но транспортабельным. Разумеется, должны быть в изобилии и транспортные средства, принятые в данной местности: быки, лошади, ослы, верблюды. Если же возможности бежать нет, то необходимо ощетиниться: занять круговую оборону, иметь средства ближнего боя, а также небольшие запасы пищи и боеприпасы на случай недолгой осады. Если же и это не получается, остается сдаться на милость победителя и стать его верным слугой, терпя все издевательства и унижения. Это как бы тактика травоядного живого существа.
А аналог хищника должен вести себя иначе. Хотя он тоже кочевник (иного не дано), его средства доставки должны быть лучшими на суше. Если это кони – то великолепные тонконогие скакуны, которые смогут настичь любого беглеца. В этом смысле со степняками не сравнится ни один земледельческий народ. Тактика нападения – внезапность и быстрота. Стиль поведения – абсолютное господство, требующее столь же абсолютного подчинения. Перед таким повелителем нельзя стоять, тем более сидеть – перед ним следует падать ниц. Ведь при почитании бога поза должна быть коленопреклоненной, а лоб касаться земли.
Подобный повелитель никогда не ошибается. Если даже его слова не подтверждаются, значит, на то была воля Всевышнего. Любое высказанное им мнение, даже если оно абсурдно, являет собой Высшую Мудрость и не подлежит не то что отмене, а даже обсуждению. Завоевав кого-то, он становится живым богом не только в собственных глазах, но и, прежде всего, в глазах подчиненных ему людей. В принципе они достойны лишь целовать пыль на его сандалиях. Но стать хищником можно, только имея покоренных или плененных людей. Поэтому у степняка обязательно есть невольники; при неразвитых общественных отношениях он подчиняет себе людей сам, при развитых – покупает на невольничьих рынках. Даже если представитель степняков не может реализовать свое господство в полной мере, он желает быть господином хотя бы в семье, среди родственников и знакомых, по отношению к младшим. Если же, в конце концов, он попадает в среду бывших земледельцев, то и тут стремится быть только начальником, но никак не подчиненным. Сила и ее эквиваленты. Чтобы побеждать, надо быть сильным: иметь мощные клыки или когти, быстро бегать и наносить мощные удары, противостоять чужим ударам. В худшем случае надо пятиться, но огрызаясь и устрашая рыком противника. Словом, надо представлять собой нечто очень мощное.
Там, где нет военных столкновений и они вообще не предвидятся, необходимо быть богатыми, иметь много золота и денег. Тогда при прочих равных условиях можно надеяться на победу в решении многих проблем.При перенесении всего этого на людей государству необходимо иметь мощную армию и сильные внутренние войска, а также целую систему государственного подчинения одних групп людей другим. Чиновники должны не только собирать с населения налоги, но и постоянно демонстрировать гражданам их зависимость от государства при всяком обращении в государственные органы за помощью.
Закрытая местность как противоположная природная среда. Все перечисленные качества оказываются ненужными, сомнительными или даже противоположными при существовании в закрытой среде. Наиболее простой реализацией закрытой среды является лес или просто пересеченная местность с холмами, ложбинами, естественными навесами и укрытиями. Здесь уже невозможно двигаться по прямой, поскольку тут же наткнешься на ближайшее дерево, очень крутой подъем, непреодолимую яму с водой или реку. Отсюда вытекает, что движение по прямой уже не будет наиболее эффективным, придется придумывать массу сложных траекторий из кривых или ломаных линий. Но в таком случае в споре побеждает не обязательно самый массивный или сильный. Можно спрятаться за дерево, складку местности, а затем, обойдя с тыла, ударить в спину. Здесь побеждает уже не самый сильный, а самый ловкий и изворотливый, использующий особенности ландшафта. Тут чем больше масса, тем более уязвимым становится существо. Побеждает маневренный, понимающий перемещения своего противника.
Но если особая сила не очень нужна, то не очень нужно и концентрированное богатство. Если при всех перемещениях люди живут оседло, то им будет вполне достаточно и распределенного по местности богатства, красоты природы, ее полезных ископаемых, целебных сил земли, родников, трав и деревьев. Это не требуется никуда перемещать, это остается всегда свойством местности. Основным средством соблюдения правил поведения здесь будет не сила закона, за которой стоят чиновники и полиция, а сила разъяснения и убеждения (за ней стоят жрецы и ученые), так что идеалом здесь будет не правовое государство, а основанный на этнической этике храмовый строй. Люди здесь будут защищать до последнего вздоха не дворцы или банки с золотым запасом, а храмы и свою веру.
Таким образом, степнякам противостоят жители лесистых речных русел. Понятно, что именно у таких народов будут наиболее противоположные взгляды, ценности и поведение. И даже если степнякам придется осесть и вести городской образ жизни, а жителям лесных русел стать кочевниками на какой-то период, все равно в силу традиции их этнические характеры сохранят психологию предков. Разнообразие жителей открытых пространств. Конечно, степняки иллюстрируют приспособление только к одному типу открытой местности. Но открытой может быть и обширная долина реки, особенно большой реки; открытой может быть полупустыня и пустыня, мы можем говорить также об открытых морских просторах. В этом смысле пираты – такие же разбойники, какими могут быть разбойники сухопутные. Мыслят они теми же категориями – догнать и подчинить себе, опираясь на силу и численное превосходство.
Оригинал взят у
Впервые германские племена вандалов упоминаются в 1 веке нашей эры у Плиния Старшего. Согласно этому автору, вандалы (или вандилии) представляли собой северо-восточную группу германцев, в составе которой были варины, бургундионы, гутоны и карины. Также известно, что в составе вандалов были племена силингов, асдингов и лакрингов (возможно карины?). Вандилии упоминаются также у Тацита. Согласно данным историка 6 века, Иордана, эти племена изначально проживали где-то в Прибалтике (по современным данным, между Одером и Вислой), а когда туда из Скандинавии пришли готы, вандалы были вынуждены переселиться к границам Римской империи. С ранней историей этого народа часто связывают начальный этап становления пшеворской культуры, распространенной в междуречье Вислы и Одера во 2 веке до н.э. – 4 веке н.э. Судя по всему, новой родиной для вандалов на короткое время стали земли Меотиды в бассейне Азовского моря. На это указывает Прокопий Кесарийский, и это подтверждается тем, что вандалы находились в тесном союзе с сарматским (готским, согласно Прокопию) племенем аланов, кочевавшем в те времена как раз по соседству с Меотидой. Союз с аланами был настолько тесен, что они в дальнейшем сопровождали вандалов на всем их долгом пути из Меотиды в Испанию и дальше в Африку в эпоху Великого переселения народов. К началу V века н.э. Западная Римская Империя постепенно теряла свое влияние и военную мощь под натиском многочисленных варварских племен. На бывших землях некогда могущественного государства творился хаос: новые племена покоряли города, но на их место через пару лет приходили новые завоеватели. Одним из таких племен и являлись вандалы, которые из Германии переселились сначала в Испанию, а оттуда вынуждены были перебраться в Северную Африку. Причины этого исхода непонятны: одни историки утверждают, что вандалы были вытеснены другими племенами, другие говорят, что вандалы были приглашены в Африку римским наместником, который хотел чужой силой присвоить себе провинции и стать в них единоличным правителем. Так или иначе, к 435 году вандалы овладели большинством территорий в Северной Африке. Хрупкий мир с Римом продлился недолго, и уже в 439 году под натиском германцев пал город Карфаген. Раздираемая врагами империя не могла ничего противопоставить варварам, поэтому была вынуждена признать их завоевания и заключить мир. Теперь вандалы всей своей мощью нависали над беззащитным Римом, войска которого сражались в других уголках страны. В это время известному своим распутством римскому императору Валентиниану III вдруг взбрело в голову овладеть добродетельной женой сенатора Петрония Максима. Пригласил тогда император сенатора во дворец и предложил сыграть в шахматы — на личный перстень. На беду, император оказался неплохим игроком. А может, сенатор посчитал, что перстень — это форма взятки, и поддался. Учитывая личность Максима, вполне возможно и такое. Выиграв перстень, Валентиниан отправил к жене Максима слуг с носилками: дескать, муж зовет ее во дворец, а в подтверждение своих слов посылает свой перстень. Не подозревая ничего дурного, жена сенатора села в носилки, и ее унесли в дальние покои дворца, к Валентиниану… Жена от такого стыда умерла. Опозоренный муж решил отомстить. Он устроил заговор, и на военном параде Валентиниан III был убит ударом кинжала в спину. Императором стал он, Петроний Максим! И, будучи к тому времени вдовцом, конечно, женился на вдове-императрице, которую звали Евдоксией. Но однажды хитрый, осторожный Максим совершил оплошность, в припадке откровенности проболтавшись новой жене, что это он организовал убийство Валентиниана. Теперь уже решила отомстить Евдоксия. Она послала тайное письмо в Карфаген вождю вандалов Гейзериху, в котором просила его прибыть с войском в Рим, дабы покарать убийцу, и сообщала, что войск в Риме сейчас почти нет. Гейзерих был маленького роста, хромой (неудачно упал с лошади), крайне скрытный, немногословный, бурный в гневе. Презирая роскошь, он был жаден до богатства, но при этом очень дальновиден, когда надо было возмутить племена и посеять семена раздора. Весь мир знал о несметных богатствах Рима, и Гейзерих, получив такое неожиданное и лестное приглашение от императрицы, быстро и тайно снарядил большой флот. Что ж, он только выполнял просьбу вдовы законного императора. Корабли вандалов пересекли море, вошли в устье реки Тибр и 12 июня 455 года появились перед стенами великого Рима. Вторжения варваров никто не ожидал, войск не было, в городе началась дикая паника, о сопротивлении никто не думал. Император Петроний Максим попытался тайно бежать из обреченной столицы, но его опознали и забили камнями сами римляне. Папа Лев I вышел умолять вандалов сжалиться над жителями, не входить в город, предлагал выкуп. Ведь только три года назад приходили с севера тюркские племена гуннов, встали на холмах и сонными глазами посмотрели со своих косматых коней на великий Рим, взяли выкуп и убрались восвояси. Но в этот раз мольбы Папы оказались напрасными. 15 июня Гейзерих во главе дикой и алчной орды вошел в богатейший город античного мира. На целых 14 ней Рим был отдан на полное разграбление. Захватчики дочиста разграбили сокровищницы храмов, дворцы знати и дома горожан; подвергли насилию всех женщин, превратили в рабов и рабынь надменных римлян. Одного лишь золота вандалы вывезли не менее 400 тонн! На корабли тащили статуи, произведения искусства, золоченые медные листы с крыш храмов. Но даже огромный флот не мог вывезти всех сокровищ. Тогда вандалы поломали и разрушили оставшееся. В качестве «благодарности» Гейзерих прихватил с собой свою царственную корреспондентку вместе с двумя дочерьми. (Собственно, на что иное она могла рассчитывать, посылая свое приглашение?) Перегруженные добычей корабли еле дотащились до Карфагена, один, нагруженный мраморными статуями, затонул уже у входа в порт. Вандалы, видимо, сумели поставить своеобразный «рекорд» даже для тех жестоких времен. После такого разгрома Рим оправиться уже не смог. Через 20 лет пришли отряды германцев во главе с Одоакром, и Западная Римская империя перестала существовать. Странны бывают порою выверты истории: последнего императора Рима звали так же, как и его основателя. Ромулом началось, Ромулом и кончилось. Однако память о страшном посещении вандалов затмила даже этот тихий конец. Хотя к разрушению Западной империи «приложили руку» и тюрки, и германцы, вся сомнительная слава досталась именно вандалам. 15 столетий назад исчезли они с лица земли, но вдруг спустя века появилось слово «вандализм». [ источники] Еще про историю племен: вот узнайте кто такой
|
6
Комментарии (0)