|
ТЮРКИ В ЕВРОПЕ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ГЕРМАНИЗАЦИЯ ТЮРКОВ. Из очерка В.А.Чудинова: Судя по соотношению тюркских и германских элементов у парфян, преобладали именно германские элементы. Иными словами, тюрки стали германцами еще до похода в Европу. При этом, если анализировать отдельные слова, до прихода в Парфию они проживали на территории Южного Кавказа, в районе города Партав Кавказской Албании, и тогда там преобладали тюркские элементы.
Так что окончательная германизация тюрков Албании произошла на территории нынешнего Ирана под влиянием славян ванов.
Закавказье в II—I вв., до н. э., по «Всемирной истории», т. 2, (М., 1956 г.) Цветом закрашена территория государств Закавказья в середине II века (по другим данным, Албанского государства тогда не существовало ); красный пунктир — границы государств Закавказья после 66 года до н. э. (армяно-албанская граница ) О древней истории Албании Кавказской свидетельствуют артефакты археологических культур таких как . Ялойлутепинская культура относится к III—I векам до н. э. и названа по памятникам в местности Ялойлутепе ( ). Среди находок известны могильники — грунтовые и курганные, захоронения в кувшинах и сырцовых гробницах, погребения — скорченные на боку, с орудиями (железные ножи, серпы, каменные зернотёрки, песты и жернова), оружием (железные кинжалы, наконечники стрел и копий и др.), украшениями (золотые серьги, бронзовые подвески, фибулы, многочисленные бусы) и главным образом с керамикой (чаши, кувшины, сосуды на ножках, «чайники» и др.). Население занималось земледелием и виноделием . Албаны впервые упоминаются во времена у : они сражались против на стороне персов в 331 до н. э. в войске Атропата, персидского сатрапа . При этом неизвестно, в какой зависимости они были от Атропата или царя , была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников — как, например, греческие гоплиты.
Кавказская Албания, , и в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов , в 66 до н. э. . Преследуя , Помпей через двинулся в сторону и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании . Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провёл в своём триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении (География, 11.4): «Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. (…) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом вооружении подобно армянам [то есть в пластинчатых доспехах, покрывающих всадников и коней]. Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея. Албаны вооружены дротиками и луками; они носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей, подобно иберийцам. Албаны чрезвычайно склонны к охоте, однако не столько благодаря умению, сколько по страсти к этому занятию. Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом. (…) Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит во главе большой и густонаселённой священной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают пророчества. Того из них, кто, став одержимым богом, в уединении скитается по лесам, священник приказывает схватить и, связав священной цепью, пышно содержать весь год; затем его вместе с другими жертвами богине закалывают. Жертвоприношение производится следующим образом. Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческие жертвоприношения, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу падения и объявляют всем. Затем приносят тело в определённое место и все топчут его ногами, совершая обряд очищения. Старость у албанов в чрезвычайном почёте, и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и всё их имущество, и потому живут в бедности, лишённые отцовского достояния.»
Руины крепостных стен древней (фундамент из белого известняка был сделан в XX в. во избежание обрушения останков башен) преувеличивает примитивность албан: археологические данные показывают известное развитие земледелия, хорошую посуду, изготовленную на гончарном круге и т. д. Но несомненно, что уровень развития албан был довольно низок, особенно по сравнению с соседними армянами и иберами . На территории Албании и Иберии были введены небольшие римские отряды . Так или иначе, в конце II в. — середине I в. до н. э. Албания превратилась из союза племён в раннеклассовое государство со своим царём . Главным городом Албании до VI века была (Кабалака; Кабалак) . Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками . Его руины сохранились в современном (до 1991 года — Куткашенском) районе . упоминает в своей надписи о «союзных» (под чем нередко понимались вассальные) отношениях с царями Албании, равно как Иберии и Мидии Атропатены. На протяжении I в. до н. э. в Албании нередко стояли римские воинские части (видимо, для охраны Дарьяльского ущелья от ), и одна из них даже оставила в 90-х гг. надпись на берегу Каспийского моря. В 116 году , ненадолго превратив Армению в римскую провинцию, «дал албанам царя». Однако вывод римских войск из Армении вернул албанам относительно независимое положение . Бедствия, которым подверглась в III в. из-за персидских нашествий, заставляли многих армян искать убежища в Албании, что способствовало социально-экономическому развитию этой страны. Древнегреческий историк (II век) в своем географическом описании Албании делит её территорию на пять зон, естественногеографическими рубежами которых выступают называемые им реки Восточного Кавказа. Причём в четырёх таких районах он особо выделяет по одному городу и называет иные населенные пункты. В междуречье пограничной с Азиатской река и река Герр — это город Телайба и населенный пункт Тилбис, в междуречье Герра и Кайсия — город Гелда и пункты Тиавна и Табилака, в междуречье Кайсия и — город и пункты , , , , , , в междуречье Албана и — город Гайтара и 11 населенных пунктов и, наконец, между анонимной рекой, впадающей в Кюр, и границей с Иберией — ещё пять населенных пунктов .
Некоторые авторы XIX века (например, ), ссылаясь среди прочего на , который в своей пишет
Между тем, эти три народа занимали единую территорию в центре Европы и могли быть связаны между собой. Адриатические венеты ещё во II тыс. до н. э. были связаны с регионом южной Прибалтики Древнерусская летопись и средневековые литовские легенды о связывают происхождение своих народов с регионом , где жили иллирийские венеты:
Другие подробности выяснить из работ В. И. Щербакова сложно. Он не видит связи германцев с тюрками, русский язык считает возникшим «после слияния фракийских наречий и языка ванов» [172, с. 317], а германские руны сводит к монгольским тамгам.
|






Комментарии (0)