ТЮРКИ В ЕВРОПЕ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. АТТИЛА И НИБЕЛУНГИ. СКАНДИНАВСКИЕ САГИ - ТЮРКСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ?
Из очерка В.А.Чудинова:
"...Саги – тюркские повествования?Да, именно на этом настаивает Мурад Аджи: «Действительно, откуда в лесной Скандинавии в V в. вдруг появились степные животные – кони? А ханы-правители?
Здесь явно повторяется история Персии, Кавказа и других регионов, куда приглашали царский тюркский род на правление. Возможно, так было и здесь, на Севере. К сожалению, неясны иные подробности, многое еще не прочитано.Что-то говорит в пользу этой гипотезы, доводов “за” явно больше. Саги открывают прошлое лишь внимательным, их надо уметь читать – читать по правилам Алтая. Иначе никогда не понять, что слово “сага” – тюркское, очень древнее – “савга” (рассказывай историю, повествуй).
Например, сага о Виланде рисует жизнь кузнеца-мастера – чисто тюркский быт.
Высвечивается масса этнографических деталей и мелочей, придумать которые невозможно, даже то, что “связывает” Виланда с Чингисханом: тот и другой из черепа врага сделали чашу для вина. Древний алтайский обычай, о котором знали лишь избранные. И в саге о Сигурде (Зигфриде) приметы тюркской символики, особенно интересны сведения о богатырях “нибелунгах”… Страница за страницей саги описывают быт, в котором царствовали тюрки» [4, с. 302–303].
Конечно, степные животные не могли сами по себе появиться в Скандинавии, их туда завезли, но завезли люди, привыкшие к обращению с ними. Так что появление тюркских коневодов кажется вполне закономерным. Возможно также, что тюркское повелительное наклонение «сагва» передалось в немецком императиве sage – «говори, рассказывай». Слова действительно близки и фонетически, и семантически. И если в предыдущем разделе нас интересовали имена существительные, то в данном случае мы имеем дело с первым глаголом, что весьма интересно.
«Атли, Этцель – такие имена получил великий тюрк в германо-скандинавских былинах и сагах. Но в южногерманских произведениях, например в “Песни о нибелунгах” или в героической песни “Вальтарий”, Этцель воспевается как могущественный монарх, который в силу великодушия позволяет себе иногда слабость, нерешительность. Так, он пассивно наблюдает за интригами во дворце, не спасает от гибели сына и жену. И, что поразительно, его не осуждают, наоборот, восторгаются им» [3, с. 147]. В этой симпатии к тюркскому хану Мурад Аджи также видит тюркское влияние на саги.
Саги сообщают о единстве германской и тюркской культуры? Да, и на этом настаивает Мурад Аджи. Он пишет: « Саги щедро открывают одну страницу прошлого за другой, показывая, что даже созвучие имен Тенгри у алтайцев и Донар у древних германцев случайным не было. И не потому, что у тюркских народов принято по-своему произносить имя Тенгри – Тенгри, Тегри, Тер, Тура, Дээр, Тигир. Тюрки-европейцы тоже могли произвольно произносить это имя. Такой вывод возможен, но он мало что дает.
Весомее здесь иное, не звучание слов, а образ Тенгри и Донара! Он был един у алтайцев и германцев! Именно образ! И обряд почитания. А это уж никак не совпадение. Это – единство культуры, основанной на Единобожии. Даже если отбросить остальное (коней, железо, одежду, обычаи, письменность), единство налицо… Можно спорить о правителях, об одежде, даже о письменности, но любой спор уже становится пустым: аборигены Европейского Севера в период Великого переселения народов отошли от язычества. Они познали Бога Небесного. Факт, который надо просто принять» [4, с. 305]. Замечу, что саги прямо на это не указывают. Это – выводы Мурада Аджи, его горячая вера в то, что древние германцы почитали Тенгри. Вместе с тем он прав в том, что саги действительно описывают народ, имеющий много общего в бытовой культуре с тюрками.
Промежуточный итог. Мурад Аджи, ссылаясь на мнения других исследователей, продемонстрировал, что тюрки до Великого переселения народов уже имели развитое народное творчество, умели изготавливать бумагу и писать книги. И все же приведенные им примеры (Коран – после VI в. н. э., книги с золотыми обложками – X в.) достаточно поздние, и из них не вытекает, что именно тюрки принесли с собой в Европу книжную культуру. Скорее всего, она у них все-таки отставала от европейской, хотя могла развиваться и вполне самобытно.
Однако следует отметить совпадение ряда сказочных сюжетов как у тюркских народов, так и у германцев. Если бы такое совпадение было единичным, можно было бы говорить о наличии «бродячих сюжетов». Однако солидные исследователи отмечают очень высокую статистику подобных совпадений, что простым заимствованием объяснить невозможно. Следовательно, можно говорить о перенесении основных сюжетных ходов из Азии в Европу. Вместе с тем конкретные персонажи сказок и легенд, а также некоторые подробности при этом заменялись, так что в Европе сказки возникали только «по мотивам» тюркских, но уже не чисто тюркские.
Еще более доказательным представляется совпадение героических эпосов тюрков и германцев. Правда, Мурад Аджи не конкретизировал тюркский эпос, не показал совпадение сюжетных линий и поступков персонажей, авторских описаний между тюркским и германским эпосами, а пояснил только имена некоторых персонажей и мотив общения с конем, а также воспевание воинской доблести и патриотизма.
Так что в данном случае можно сделать более осторожный вывод: германский эпос может иметь тюркские корни. Для более сильного утверждения представленных данных явно недостаточно. ..."
Но о том какие корни имеют Скандинавские саги говорит сам автор "Истории Готов" историк готов 6 века н.э. Иорнанд в предании Vilkina Saga, где одним из главных героев является царь гуннов Аттила:
"...Аттила принадлежал к отрасли Велико-Русских князей. По Villc. S. отец его владел Фризией, коей жители были Vaeringar (Фрязи, Варязи). Собственное имя Атилло (Attilla) относится к форме Влошской. Соответственные ему Литовския имена: Ягло, Ягелло, Свидригайло, Гедвилло, Вителло, Скиргелло. Тоже самое должно сказать и об его отчестве; по Приску Μουνδιουχος - Мундиух, Мундио; по Иорнанду Mundzucco или вернее Manzuchius (Код. Парижс. 1809 г.) Соответственное имени Мундиух, Литовское Миндовг, сближающееся с Сербо-Лужицким Милодух (
По Иорнанду Mundo, Mundio, по Прокопию Μούνδος, служивший при Дворе Имп. Иустиниана с дружиной Лугарей (Неruli) (
Предание в Vilkina Saga, что Аттила наследовал Гуннское княжество по смерти князя Melias (
У Мурада Аджи несомненным может быть правдой только то, что готы являлись тюркским племенем, но историк Иорнанд пишет о том, что готы входили в союз со славянским племенем гетов и однозначно их язык уже был под влиянием славянского языка. К тому же Готы пришли в Скандинавию во втором веке н.э. с территории Дакии, разгромленной армией императора Траяна.
...Немецкий историк Г. Люден, попытался провести Идею всемирного органического развития государства и права во «Всеобщей истории народов и государств» (Г. Люден (в 3 т. 1814 – 1822). Г. Люден, (
(96. Hist. d'Allemagne, par Luden. Edit. par M. A. Savagner)
изучая Историю древней Германии, и испытав томительную непрерывную борьбу с темнотой, смутой преданий и с тяжким трудом извлечь из них истину, сознается, что эта смута заключается не в самой Иcтории, а в историках, которые по ведению и неведению нарушали самый простой смысл преданий.. Этот справедливый упрек лежит не столько на древних историках, сколько на историках времен истинно варварских, когда, существовавшия некогда, добросовестность и отчетливость в переписке рукописей, заменились подлогами, умышленными и невежественными изменениями, для потребностей времени, и для укоренения в недрах Истории генеалогическаго древа не только пришлых личностей, но и народов.
Чтоб избежать упомянутой Люденом смуты в изысканиях истины, мы обращаемся прямо к простому смыслу преданий, боясь не столько темноты их, сколько затемнения.
В изданном опыте свода и поверки сказаний о первобытных населенцах Германии,
Вновь очная ставка современных описываемому этапу и раннесредневековых летописцев, обнаруживает как именно и почему при переводах и пересказах наименований местностей, имен и стран появлялись вымышленные города, страны и народы!
Проясняется порядок заселения Европы народами их происхождение и расселение.
Основные выводы:
1. Под именем Germani Римляне понимали отдельные роды Славян
2. Под имененем Сайван понимались жившие в Италии привереженцы веры Парабрамы (Рамы или Рамхи) предвечного
3.Часть Готов или Гетов появились в Европе только в 4 веке до "нашей эры" и это племена, приверженные зороастризму в корне отличные по происхождению от Германов
4. Описания летописцев в основном касаются быта и нравов славянских военизированных пограничных поселенений (казаков и др.), а не родов славян как таковых
5. Понятие "Русский", "Юрьевский" или "Рюриковский" есть понятие царственности рода, а не название племени или народа, в Европе имеющий этрусские и далее индийиские корни, собственно из этого царского рода и были призваны княжить в Новгород Рюрик, Трувор и Синав по бытовавшему тогда обычаю.
объяснено, что известные истории Свевы, суть Славяне;
( Изменение si в sv было обычно; напр. слобода, свобода; Slep, Svaf, Schlaf - сон; точно также и Slave обращается в Suave; Slavaland, по квидам Suafaland.)
Готы пришедшие на славянские земли имели свой язык, но быстро перенимали язык коренного населения и его письменность.
- Пример по выше приведённому замечанию: «Кого понимали Греки под именем Скифов лучше всего видно из Нестора при его исчислении Славянских народов Руси: 'и суть грады их и до сего дни, и зовяхусь от Грек Великая Скυөь.
а от Гот, прибавим, Svythiod hin mikla, т. е. Suava, Suevia, Suavonia, или Russia: magna.»
- в этом примере приведены готские названия руссов в переводе на русский язык эти назания значат: светлые; белые; рыжие. Слово же «Suavonia» по русски читается как «Славения»
а также определено время переселении ГоӨов, Готов или ГотӨов из Дации на острова Балтийскаго моря. Следует теперь обратить внимание на водворение их и распространение по всему Северу.
В самом исходе 1-го столетия по Р. X. Император Траян поднял повсеместное гонение на Иудеев.
Иудейская война при Траяне (115–117 гг.)Во время парфянского похода Траяна восстали иудеи в Александрии, на Кипре, в Сирии. Этими мятежами началась новая кровопролитная иудейская война. Подавление
У императоров династии Флавиев. ненависть к иудеям была фамильным чувством. Она была и у благородного Тита, и у строгого Веспасиана, и у свирепого
Вступив в союз с парфянами, евреи подняли в тылу армии Траяна страшные мятежи. Они разгорелись во местах, где было много иудеев (115–117): в Кирене, в Верхнем и Нижнем Египте, на Кипре. «Чувство человеколюбия, – пишет великий историк Эдуард Гиббон,
(Эдвард Ги́ббон (
– возмущается в особенности при чтении рассказов об омерзительных жестокостях, учиненных евреями в городах Египта, Кипра и Кирены, где они под видом дружбы предательским образом употребили во зло доверие туземных жителей, отчего мы и склонны одобрять римские легионы, сурово отомстившие расе фанатиков, которая вследствие своих варварских и легкомысленных предрассудков сделалась непримиримым врагом не только римского правительства, а и всего человеческого рода. В Кирене они умертвили 220 тысяч, на Кипре – 240 тысяч греков-христиан, в Египте – огромное число жителей. Многие из этих злополучных жертв были распиливаемы надвое согласно с прецедентом, который был санкционирован примером Давида. Победоносные иудеи пожирали мясо несчастных, лизали их кровь и опоясывали себя их внутренностями». Схожую картину рисует и прославленный историк Теодор Моммзен:
(Те́одор Мо́ммзен (
«восстание, хотя и было поднято диаспорой, носило чисто национальный характер; в главных своих очагах – в Кирене, на Кипре, в Египте – оно имело целью изгнание римлян и эллинов и, по-видимому, основание особого иудейского государства. Восстание распространилось вплоть до области Азии и охватило Месопотамию и самую Палестину. Там, где повстанцы одерживали верх, они вели войну с тем же ожесточением, как сикарии в Иерусалиме [в Первую Иудейскую войну], убивая тех, кого успевали захватить; историк Аппиан,
(АППИАН (?—70-е гг. 2 в.), римский историк. По происхождению грек. Автор «Римской истории» от основания Рима до нач. 2 в. (на греч. яз.); из 24 кн. дошли целиком кн. 6—9-я и 11—17-я, полностью утрачены 18—24-я.)
уроженец Александрии, рассказывает, как он, убегая от них, чтобы спасти свою жизнь, едва скрылся в Пелузии; нередко они умерщвляли своих пленников, подвергая их мучительным истязаниям… Говорили, будто в Кирене они уничтожили таким образом 220 тыс., на Кипре даже 240 тыс. человек. С другой стороны, в Александрии, которая, по-видимому, не попала в руки иудеев, осаждённые эллины перебили всех находившихся тогда в городе иудеев».
Эти бунты были усмирены полководцами Траяна Лузием Квиетом и Марцием Турбоном с той свирепостью, какая владычествует во всех войнах, когда племенное ожесточение соединяется с религиозной ненавистью. На Кипре, где иудеи разрушили Саламин и с неумолимой яростью истребили население этого города, римляне отомстили упорным мятежникам с такою же неумолимостью; все иудеи были истреблены, и было запрещено иудеям из других мест переселяться на Кипр. Но это лишь на время прекратило борьбу римлян с евреями.
Правление преемника Траяна, Адриана, ознаменовалось новой страшной
Готы были прозелитами иудеев и имели веру подобную иудеям.
Первосвященник Готов в Дации, Фридульфзон, называемый вообще Оденом, начал заботиться о переселении на Север с своими Дроттарами (жрецами), Диарами (вельможами) и народом, разделявшимся уже на Остроготов и Визиготов; но это переселение относится преимущественно до Визиготов.
О переселении на север Готов, Шведский историк Далин говорит следующее:
(У́лоф Дали́н
'Оден вел счастливо войну с Ванами (Vani, Vindili - Венды Дации), которая по дружелюбным отношениям к владетелям их и союзами между вельможами обоих народов, прекратилась. Но он навлек на себя вражду сильнейшаго неприятеля - Римлян, которые под предводительством Траяна, напали на него в собственной его земле (в Дации). Предводитель Готов не мог уже быть безопасен в столичном своем Асгарде (?); а потому удалился в соседство Скандии, предоставив земли свои (по Дунаю) братьям Be и Виле (Остроготам)'. 'Это переселение Готов однако же не относится к эпохе глубокой древности, приписываемой Иорнандом: оно совершилось вероятно в начале Христианской Эры.' Geier. Hist, de Suede.
Выход жителей Дации, изгнанных Римлянами, на север, изображен на колонне Траяна.)
Мы упомянули во вступлении, по сказанию Эдды, о Гильве, владетеле Скандии, первом прозелите Готов, когда еще их Годгейм был в недрах Карпатских гор. По тому же преданию Эдды, Оден предварительно послал к Гильфу просить земли для поселения. Послом была сладкоглаголивая Гефиона(
(100. Здесь должно подразумевать Готскую религию.)
Христианство начало распространяться у
Христианство было государственной религией в двух основных государственных образованиях готов — в
Она так пленила Гильва своими речами, что владетель Скандии дозволил занять ей столько земли, сколько можно обойдти в сутки плугом.Гефиона была не глупее Дидоны:(
(101. Дидона, колонизация Тира на берегах Африки. Она, по народному иносказанию, попросила у туземцев земли для поселения, не более, как на объем воловьей кожи. Разрезанная кожа на ремни, и вытянутая в струну, дала довольно пространства для основания города.)
она запрягла в плуг четырех сыновей своих,добрых волов, рожденных ею от некоего великана(
(102. Великорослое войсковое сословие Руссов, дало между Готами смысл слову Rise - великан.)
(Risar), отмежевала огромное пространство земли, и в дополнение свезла его в море, от чего и образовался островЗеланд (Seeland).
Вот предание определяющее местность водворения Готов-Дациян(
(103.'Quod Graecis Gothi et Getae vocati, Romanis Dani et Daci dicuntur'. Olai Vereli Hervarar saga, Cap. X.)
на севере. Кроме этого сведения, оно определяет даже количество приобретенных Гефионой сынов (т. е. русских племен) со стороны, которых она могла уже запрягать в ярмо, и которые, должно заметить, составляя прозелитов Готских, продолжали носить свои народныя собственныя имена, как Руссы, по принятии Христианской религии, и как ныне Сербы и прочие при-Дунайские Славяне.
Таким образом остров Зеланд и есть та исходная точка, которую Иорнанд принял за Скандию, откуда 'Готы, подобно рою пчел налетели на твердую Европейскую землю.'
Действительно с острова Зеландии началось их распространение посредством пропаганды верования, за которою следовали и победы. Их правление было Феократическое, как у Израильтян до преобразования в царственное; следовательно оно было противоположно правлению древних Германов и Скандинавов. Готы управлялись первосвященниками, которые сосредоточивали в себе и власть царскую (
- 'Rex et pontifex' Jorn. 'On vouloit voir dans Odin et les Ases les types primitifs des dieux du Nord, quoique la Saga elle meme les offrit comme des prètres. Hist, de Suede. Geier.
'Древнейшиe жители Скандии, говорит Далин, в истор. Швеции, поклонялись Единому Богу в трех лицах, но вымыслы Одена и поэтов, замечает он, изказили это учение.Чтоб понравиться более населенцам Скандии, Асы, или Готы, принимали имена их божеств и сами вперяли народу, что это истинные боги'.
Но до Христианства, инстинктуальное сознание тройственности божества, принадлежало, как мы уже объяснили, только Сайванскому верованию; следовательно Оден,
котораго презирали язычники,(
(105. Des payens mèpriserent Odin, et rendirent un culle a Thor.' Geier.)
вносил с собою деизм,облекая его, для язычников Сайван, в наружные аттрибуты их тримуртизма, точно также как в последствии, но уже невольно, тот же деизм Готов укрывался от Христиан, под названием Арианизма, облекаясь притворно в аттрибуты верования в Св. Троицу.
Саксон Грамматик, в его труде "Деяния Данов", подтверждает о том, что скандинавией владели русы - венды и о том, что русы - славяне
Взгляды Саксона Грамматика изложены русским историком шведского происхождения Александром Фомичом Вельтманом:
Таким образом смешение того и другаго верования, в темных понятиях прозелитов, образовало и в преданиях народных ту мнимую 'МиӨологию севера', в которой прежде всего следует отделитьЕдиного в тройственности, от Адонаи Готовь.
Обратимся теперь к древней Истории Дании, или лучше сказать острова Зеландии; ибо до времен Яромира или Ерманарика,(
(106. По лет. Дании Jarmar; пo Сакс. грам. Jarmericus; по Иорн. Ermanaricus; по квидам Jormunrekr.)
Дания, или Северная Дация, только временно выходила из пределов этого острова.
Уклоняясь от соображений историков и хронологов, по которым основание Датскаго королевства(
(107. 'Dani, ut testatur veteres historiographi, temporc Saruch, proavi Abrahae, regnum, quod nunc Dania vel Dacia dicitur, intraverunt, vinientes de Gothia.' Erici Dan. Reg. Wratislai VII. Ducis Pomeraniae filii, historica narratio de origin, gentes Danorum. Hist Goth. Vand. et Langob. H. Grotio. 1655.)
относится и ко временам Даная,
и ко временам Дана, современника Царя Давида, и к 1038 году до Р, X., и наконец к 60-му году до Р.Х., когда, по Торфею, совершилось 'Asianorum in has terras transmigratione,' мы знаем только предание, что до переселения Одена, т. е. Готов на север, не существовало Дации или Дании, и следовательно полагаем основание оной около 98-го года по Р. X.
До основания Дании, на Кимврийском т. е. Сербском полуострове были известны следующие Князья или Жупаны(
(108. Hist, de Danemarc. par. J. B. Des Roches. 1740. apud Annal. Gothl. et Suaningius Chronol. Danica.)
Жупан — князь или старшина у южных славян, правитель какого-нибудь округа. По Константину Порфирородному, придунайские славяне (хорваты, сербы) управлялись жупанами — старцами. У него же говорится, что страна хорватов была разделена на жупанства (zupania), а жупанами (Zupanus sea jupanus) у сербов, венгерцев и повсюду у славян назывались начальники какой-либо провинции или государства.
У далматов жупаны составляли особый класс вельмож-советников государя. Мадьяры изменили это слово в ишпан (ispan), то есть граф. У поляков жупан — весьма древний костюм, род сюртука; на Украине жупан — теплая верхняя одежда, род охабня, на народном языке — зипун (Рязанская и Смоленская губернии), короткий кафтан, полукафтанье (Ярославская губерния); подземная труба для впуска воздуха в юрту во время топки (у камчадалов).
Жупа — округ у западных и южных славян; также селение, деревня, курень, рудник, копь, рудокопный завод.
Segub или Segud. - Его столица была в Кимврии.
Adtze(r). - (Ацо).
Truidus. - Тройдо, Тройдень.
Thielvar. - Тслемир, Тербел (?). Перенес столицу на остр. Зеландию.
Osfred. - Острад, Острой.
Gulhius. - Годой.
Truidus. и. - Тройдо и-й.
Toreld. - Туро (?)
Jelling. - Иело, Иелашин
Viset. - Вичо, Воица.
Bogh. - Богой.
Зять Богои, Вичан (Witton), владел городом и областью Sleeswig на p. Slye; жители области были Sigulones или Slievones. (
(109. Hist, de Dan. Des Roches. По Саксону и Meypcию Sclavi, называемые и Вандалами, были cocеди Сербов (Кимврии). Следовательно племя собственно Славен или Словаков по родоначалию от Славоя или Славко, жило по р. Слию)
Острова же: Зеландия, Langeland и Моне, назывались Withasloth, (
(110. Ссыльными: Witi - vicium, crimen, poena; Выть - суд. Slott - Schloss; Sluta - заключение. В Gragas: Vitislauss, знач. освобожденный от казни.)
или Wideslete.
Bcе эти имена могли сохраниться в предании только по отношениям к Готам переселенцам.
Кимвры т. е. Сербы полуострова Кимвры т. е. Сербы полуострова, часто отправлялись на преследование морских разбойников, живших в скалистых островах над Фризией, и известных Риму под названием Saxones, от saxum - cкала.
Комментарии (0)