Я даже гадать не берусь, какими мыслями был занят князь Владимир, когда крестил Киев, но вряд ли он предполагал, что первыми святыми на Руси станут два его сына. Собственно, всего у него их было аж тринадцать, "великим распутником" немецкий хронист его не зря прозвал. Но именно два его любимчика, Борис и Глеб, удостоились этой сомнительной чести. Почему сомнительной – сейчас расскажу. -
Умирает Великий князь Киевский Владимир в 1015 году, и на престол, вопреки его желаниям, восходит его первый, приемный сын Святополк. Ну как восходит... удачно оказывается рядом. Дело в том, что на момент смерти отца он содержится под стражей недалеко от Киева, обвиненный в измене государству и христианской вере. И, в силу чисто географических причин, в Киев прибывает первым, где ему быстренько присягают бояре и народ. Удача? Безусловно! Если бы не устойчивое мнение, что вообще-то править должен был именно Борис.
Времена тогда были суровые, дикие, поэтому Святополк решает действовать без лишних соплей. А именно – к сопернику отправились убийцы.
Борис в это время стоял с войском на расстоянии одного перехода от Киева, то есть силы на отстаивание своих прав у него были. Дружина сама настаивала на силовом решении проблемы, но молодой княжич неожиданно для всех решил проявить христианские кротость и смирение, признав власть брата. Дружина этого не одобрила и попросту разошлась, не желая служить слабому и нерешительному Борису.
В общем, наутро его закололи копьями прям во время молитвы. Как говорится, "очень по доброму, очень по хрестянске".
Но в Муроме правил еще и родной, единокровный, единоутробный брат Бориса – Глеб. Смекнув, что тот ведь и отомстить может, Святополк решает действовать по накатанной. Тем более Глеб, узнав о смерти отца и смене власти, сам решил приехать... поклясться в верности братцу.
Княживший в Новгороде Ярослав (в последствии названный Мудрым), пытался остановить его, рассказав об убийстве Бориса и о том, что и за Глебом наверняка уже выехали. Но тот, подобно старшему братцу, решает отринуть здравый смысл, заменив его молитвой, христианским смирением и роспуском охраны. Естественно, конец его жизни немного предсказуем: его убил собственный повар (почему именно повар - даже не берусь гадать).
Вот так и получила Русь Святая своих собственных святых, страстотерпцев.
К ним бы мог прибавиться еще один, Святослав, древлянский князь, такой же член семьи, неугодный брату Святополку. Но тот святым быть не собирался. Он бежал, был настигнут в Карпатских горах и в жестокой битве был вырезан вместе с сыновьями.
Не расстраивайтесь, друзья мои, карма настигла нашего злодея. Помимо прозвища "Окаянный" он получил еще и войну с братом Ярославом, из Новгорода. Закончилась она его поражением спустя четыре года. Не помогли ему ни войска могущественного тестя, короля Польши, ни союз с печенегами. После последней битвы он бежал, и за свои злодеяния был наказан параличом, отчего на чужбине и помер в 1019 году.
P.S.
Вроде и не стоит такую красивую историю портить, но язык чешется сказать и об альтернативной версии событий, высказанной исследователями. Согласно ей, убийц к братьям подослал именно Ярослав, недовольный тем, что они поддержали не его, а князя Святополка. Действительно, зачем ему убивать своих же союзников? Да еще и единственных к тому же, ведь остальные братья были несогласны с таким раскладом дел.
Жаль, мы это уже вряд ли выясним...
Комментарии (0)