Фрегат «Херсонес», построенный для ознакомления и обучения кадетов морскому делу, ждала непростая судьба, когда в конце 80-х годов он сошел со строительной верфи в польском Гданьске. На исходе четверти века, пережив множество увлекательных приключений и трагических событий, это великолепное судно возрождено и является обучающей площадкой ГМУ им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова. Приписным адресом «Херсонеса» является город – курорт Сочи.
Строительство будущего «Херсонеса» было основано на образцах парусных кораблей начала XX столетия по министерскому заказу, как и еще ряд парусников (систершипс), по проекту конструктора Зигмунда Хорена. Эти фрегаты, имеющие полное парусное оснащение, в настоящее время общепризнанны самыми быстрыми судами, ориентированными на обучение будущих моряков. Особенностью данного вида судов становится ручное управление 26 парусами, которые и дают основное движение кораблю.
Примечательно, что фрегат имел изначально совсем другое имя «Александр Грин». Название корабля «Херсонес» было дано несколько позже и имеет религиозно-политический оттенок, так как напрямую связано с празднованием тысячелетней даты зарождения христианства на русских землях. Херсонес был тем городом, где киевский князь Владимир принял христианскую веру.
Фрегат «Херсонес» - это известный на весь мир корабль, имеющий в своей истории огромное достижение нашего времени. «Херсонес» под полными парусами и с выключенными двигателями огибает южноамериканскую оконечность - мыс Горн, в 1997 году, проплыв из Тихого океана в Атлантический. Подобный результат, показал в 1949 году, однотипный по назначению «Памир». Капитан, руководивший обходом, М.И. Сухина, имеет международный морской титул «Альбатрос». Все попытки других подобных кораблей, проделать путь «Херсонеса» не увенчались успехом, они не смогли избежать включения механизмов для того, чтобы преодолеть этот непростой участок.
В непростое в политическом плане время, в 1991 году, «Херсонес» отошел Украине, и был на балансе Керчи и на протяжении 15 лет использовался как круизное судно, взятое в аренду немецкой компанией «Инмарис». Корабль ходил в морские круизы с немецкими туристами и курсантами вдоль европейских и африканских берегов. В период эксплуатации немецкая компания отреставрировала корабль и перекрасила в более броский ярко-красный цвет с золотистой полосой. А с 2006 года, после разногласий с украинской властью и «Инмарисом» «Херсонес» стоял и гнил в Керченском отстойнике.
Парусник погибал, становясь ненужным металлоломом, все робкие попытки вернуть фрегат к жизни не увенчались успехом. Энтузиасты из экипажа корабля, как могли, берегли судно, но их сил было недостаточно. Корабль жестоко грабился, пропали не только некоторые части судна и аппаратура, но и призы, завоеванные командой фрегата во многих международных соревнованиях.
Но с воссоединением Крыма с Россией, возвращается и жизнь паруснику. После нескольких неудачных попыток «Херсонес» все же был отбуксирован к месту реставрации и возрожден в еще большем величии. И сейчас продолжает служить Родине как школа для будущих моряков. Первые курсанты вступили на трап корабля в августе 2016 года, тогда же судно было освящено. В этом же году судно вновь приняло участие в международной яхтенной регате.
фото: Александр Львов
В настоящее время на паруснике на постоянной основе проводятся «дни открытого трапа» в городах, куда заходит фрегат. Гости могут ознакомиться со всеми историческими перипетиями, бытом и устройством легендарного «Херсонеса».
За свою насыщенную жизнь парусник «Херсонес» прошел множество штормов, участвовал в международных яхтенных и парусных соревнованиях и европейских фестивалях, менял цвета на ярко-красные и вновь возвращал себе прежний знаменитый облик. Умирая, на протяжении 10 лет, «Херсонес» восстал из руин и вернул себе изначальную функцию учебного плацдарма для будущих моряков. Вот такая вот непростая, но в конечном итоге счастливая история у одного из многих легендарных судов, которыми владеет Россия.
Комментарии (0)