В последнее время стала популярна версия о том, что как такового монгольского нашествия не было. Критики соревнуются в измышлениях и предположениях: что ели захватчики и их кони, как монголы дошли без карты и дорог и прочее.
Послушаем же самих жертв монгольского вторжения...
Археология научилась определять возраст раскапываемого культурного слоя (пласта). Слой монгольского вторжения XIII века лежит на глубине 5-7 метров. Отечественная наука накопила большой объем доказательств и артефактов монгольского вторжения. Они во множестве музеев
Санитарное захоронения времен татаро-монгольского нашествия
Однако, данные последних археологических открытий вряд ли попадут в путинский "единый учебник по истории", в котором сами понятия "татаро-монгольское иго" и "татаро-монгольское нашествие" стыдливо заменены безобидной травоядной "системой зависимости русских земель от ордынских ханов". И это несмотря на то, что словосочетание "татарское иго" впервые появилось аж в 1660 году (в "Сказании о Мамаевом побоище").
Однако идеологическая целесообразность в очередной раз взяла верх над здравым смыслом и исторической правдой. Уж очень не хочется власти и ее евразийским приспешникам признавать, что русские дрались с татарами, превосходящими русских числом, по сути один на один, без союзников. Вот видимо и решили современных татар (потомков волжских булгар) и среднеазиатских гастарбайтеров не обижать. Евразийцы и Фоменко рукоплещут. Наконец-то их фантасмагории о союзе Руси и Орды, отрицания факта нашествия и последующего за ним татаро-монгольского ига приняты в качестве официальной исторической доктрины. А что до истины - им плевать.
Что ж. Вернемся однако в реальность. А реальность такова: в последние несколько лет были обнаружены несколько так называемый санитарных захоронений времен "Западного" похода Батыя на Русь, которые красочно демонстрируют какой это был "союз". Но сначала, для затравки, цитата из Льва Николаевича Гумилева ("В какое время мы живем"):
Углич не сопротивлялся татарам. Все население попряталось в лесу, за исключением купцов, которым жалко было бросать свое имущество и которые заключали соглашение с татарами о выплате небольшой контрибуции лошадьми и продуктами в обмен напайдзу- охранную грамоту от татар. Так уцелел Углич, и не он один, уцелела Кострома, Тверь, Ярославль - все города по Волге уцелели именно потому, что они заключили мир с татарами и монголами. Какое там завоевание! Какое там иго -не было его!
Самые сокрушительные находки — это санитарные захоронения жертв монгольских штурмов. Братские могилы русских периода 1238-1250 гг. Вот этот немой крик...
Монгольский тип стрелы не использовался русскими
Ярославль
Накануне глобальной стройки к тысячелетию Ярославля ученые пытались спасти возможные артефакты, что будут потеряны под слоем юбилейного бетона. Экспедиции Института Археологии РАН в 2005-2010 гг. исследовали исторический центр XIII века. Обнаружили 9 санитарных захоронений.
Мужчины, дети и женщины со следами одномоментной насильственной гибели и толстым слоем золы. В одной могиле 40-77 человек. Скелеты сброшены хаотично, в спешке. На черепах прилипшие ворсинки меховых шапок. Штурм был зимой что совпадает с источниками.
Жертвы с травмами спины, били по убегающим. Повреждения говорят что многих поднимали на копья. Немало застрявших в костяках широких наконечников монгольского типа. Раны – рубленые и колотые, нанесены азиатским оружием сабельного типа и булавами.
Шквал обстрела был такой плотности что “двум ярославцам из XIII века стрела попала в пятку, причем с внутренней стороны стопы”...
Найдена привязанная к столбу корова, умершая от истощения. Вместе с испорченными насекомыми костяками это говорит, что хоронить в день смерти было уже некому. Их похоронили намного позже.
Двойные травмы говорят о мужестве защитников русских городов..
Почти не обнаружено молодых мужчин призывного возраста. Известно, что ярославский полк со своим князем в это время находился в армии Северной Руси на реке Сить. Там и остался.
Это череп русского воина, найденный недавно во Владимире при вскрытии
санитарного захоронения времен монгольского нашествия.
На черепе видны три травмы, две не смертельные, первая от стрелы, вторая
от сабли и лишь последняя, смертельная в висок от булавы.
Воин, истекая кровью, бился до последнего...
К Ярославлю мы еще вернемся.
ИТАК:
Летом 2011 г. сотрудниками «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» были проведены исследования на участке строительства по ул. Златовратского д.1. Впервые было обнаружено массовое захоронение большого количества людей, с огромной долей вероятности, погибших в результате осады города монголо-татарами в феврале 1238 г.
Захоронение было осуществлено в хозяйственной яме внутреннего двора древнерусской усадьбы, сожженной во время взятия города. Об этом свидетельствует большое количество элементов сгоревших деревянных конструкций и зерна, также найденных в этой яме.
Общее число погребенных – не менее 50 человек. Из них не менее 36 – взрослые, возраст которых 20-25 – 40-50 лет. 13 – дети и подростки (28% от общего числа погребенных), от новорожденных (до 3 месяцев) до детей 11-12 лет. 1 – подросток возрастом от 12-15 лет. Травмы у детей сравнимы по характеру с травмами взрослых, но единственным типом травм являются переломы костей черепа. Практически все детские черепа находятся во фрагментированном состоянии.
Обращает на себя внимание половой состав: количество мужчин чуть больше (53%), чем количество женщин (47%), что косвенно подтверждает отсутствие врагов в захоронении, поскольку примерно соответствует обычной пропорции полов русского горда.
Особенностью данного захоронения является практически полное отсутствие людей пожилого возраста, что отличает данное захоронение от захоронений так называемых "палеонтологических" (курганных). Анализ полученных данных позволяет заключить, что в представленной выборке также довольно обычное для Владимира тех времен соотношение взрослого и детского компонента.
Череп женщины-славянки 30-40 лет, настигнутой и убитой всадником сзади
(рубленная рана).
Следует отметить, что данное захоронение характеризуется очень высоким процентом травм, несовместимых с жизнью. Характер травм позволяет однозначно интерпретировать их как полученные в результате нападения отряда вооруженных всадников.
Все травмы могут быть разделены на 2 большие группы рубленые и колотые, нанесенные острыми предметами, и переломы костей черепа при действии тяжелого тупого предмета. У мужчин преобладают рубленые, у женщин и детей раны тяжелым тупым предметом.
Травмирующий предмет был небольшого диаметра (около 5-6 см), но большой разрушительной силы, по-видимому, тяжелый, что вызывало сквозной пролом костей черепа (предположительно, булава или палица).
Обнаружены останки воина славянского антропологического типа, у которого помимо рубленого удара (саблей), не ставшего смертельным, отмечена не смертельная рана, нанесенная небольшим заостренным предметом (стрелой), а также смертельный перелом костей черепа в височной области, череп в результате удара был разрушен до глазного яблока (см. фото сверху и снизу). Количество и характер травм воина доказывает отчаянную стойкость, упорство и героизм защитников города. Жители похоже понимали, что обречены, но не сдались, спасая свою жизнь.
У многих погребенных на черепах отмечены сразу 2 травмы, каждая из которых могла быть смертельной. Такая ситуация возможна, если практиковалось «добивание» жертвы.
У детей единственным типом травм во владимирском захоронении являются переломы костей черепа.
Череп ребенка из захоронения
В 2008 – 2011 гг. раскопки Владимирского университета обнаружили аналогичное захоронение жертв, погибших во время осады 1238 года. Общее число жертв – 50, всех полов и возрастов. Владимирские археологи отмечают ярославский характер травм и использованного против русских сабельного оружия.
У многих мужчин обнаружено несколько последовательных травм до смертельной. Это свидетельствует о сопротивлении раненых до конца. В ходе раскопок тоже обнаружено большое число стрел монгольского типа, использовавшихся только в Азии.В пласте 1238 года найдено большое число сгоревших построек. В одной из них обнаружен склад янтаря весом 200кг под рухнувшим срубом. Янтарь спекся и покрыт коркой окисления от высокой температуры. Янтарь доказательство глобального и мгновенного пожара.Вероятно владелец погиб раз не забрал дорогой янтарь позже.
Таким образом, можно провести реконструкцию трагических событий, следствием которых стало появление массового единомоментного захоронения в санитарных целях. Очевидно, что имело место нападение хорошо вооруженного отряда всадников (рубленные раны нанесены сверху), в задачу которого входило тотальное истребление населения.
Все останки относятся к славянскому антропологическому типу, свойственному городскому населению Владимира.
По всей видимости, часть захоронения пострадала и была случайно уничтожена в ходе строительства жилого дома в 60-е годы.
Монгольская версия нападения подтверждается (в том числе) находками большого количества уникальных наконечников стрел (стрела-вилка), используемых только степняками. А также появлением признаков присутствия татар в более позднем по хронологии культурном слое (см. ниже, усадьба на ул.Гагарина)
Слева -монгольская стрела-"вилка"; справа -русские стрелы
Город отчаянно сопротивлялся, но был обречен, поскольку основные силы (дружина) были стянуты Владимирским князем Юрием Всеволодовичем к реке Сить для решающего сражения, которое состоялось 4 марта 1238 года и было русскими проиграно. |
Застывшие
Санитарные захоронения жертв монгольского вторжения на Русь найдены в 1925 году на городище древней Рязани. 40 братских могил с застрявшими в костях монгольскими стрелами и травмами колюще-рубящего типа. В 1979 году на реке Оке найдено зимнее захоронение 1238 года. Здесь жертв клали штабелями смерзшихся тел.
На линии Галицко-Волынского укрепрайона недалеко от Изяславля (Западная Украина) найдено 200 человек всех полов и лет с похожими травмами. Мирным жителям они были нанесены вбок, со спины или уже по лежащим. Экспедиция М.К. Каргера обнаружила аналогичные погребения в Киеве.
Братская могила киевлян (1240) в районе Десятинной церкви.
Раскопки Д.В.Милеева.
В 1950-годах археологи вскрыли картину яростного боя за украинский Райковец. По каким-то причинам монголы не забрали вооружение полностью. Русские воины лежали в доспехах у земляного вала, больше всего у крепостных ворот.
Во всех найденных захоронениях схожий почерк. Уровень проявленной жестокости не характерен для Руси, это отвергает версию о жертвах междоусобицы князей. Доказательством монгольской атаки городов являются специфичные стрелы, характер ранений и возраст культурного слоя, соответствующий монгольскому нашествию.
800 лет прошло. Города и сражения, весь древнерусский мир ушел под землю. Каждый век из 8 веков вырастала сверху новая жизнь. Уходила вниз прежняя эпоха. Они все где-то там. Под нашими домами, дачами и дорогами. Застывшие в немом крике боли и вечности.
Скелеты киевлян, погибших в битве с татарами.
Раскопки 1946 г.
Татарское присутствие на завоеванных землях (Владимир)
В 2005 году во Владимире в районе ул.Гагарина, д.2 вышеуказанной группой владимирских археологов была обнаружена сгоревшая татарская усадьба, свидетельствующая о присутствии богатой татарской семьи (по всей видимости, наместника).
Усадьба построена в самом "престижном" для того времени районе Владимира (в данном районе найдено самое большое количество кладов). По словам археологов это "владимирская рублевка XIV века".
Татарская усадьба (яма с восточным импортом), Владимир
По характеру находок с огромной долей уверенности можно утверждать, что в усадьбе проживал ордынский татарин, поскольку найденные предметы никогда не использовались русскими и русские ими не торговали.
К найденным предметам относятся:
1) фрагмент стеклянного кубка, изготовленного в Сирии (г.Алеппо, XIII-XIV век) в стиле "мамлюк"
2) фрагмент фляги с тисненным орнаментом в форме "калыпе", изготовленный в Хорезме (XIV век), распространенной в Средней Азии и странах Востока
3) чаша или блюдо из керамики "Цзюнь-яо", Китай XII-XIII (первые находки подобной посуды на территории Восточной Европы)
4) фаянсы (кашинная керамика с непрозрачной поливой) типа "Минаи" (Иран, XIII-XIV век) с арабской вязью и полуфаянсы (кашинная керамика с прозрачной поливой), производство - Ближний Восток (XIII-XIV век), люстровые полуфаянсы с росписью кашином (XIII-XIV век).
Кашинная керамика является уникальным "маркером" ордынцев (татаро-монгол), поскольку она всегда сопутствует их (и только их) присутствию. Данный тип керамики очень ценился в исследуемый период в Орде и богатые татары привозили/увозили ее с собой на всей протяженности всей своей миграции и расселения.
Снова Ярославль
Теперь опять вернемся к Ярославлю, в котором по словам евразийца Л.Н. Гумилева не было ни ига, ни завоевания
Экспедиция Института Архиологии РАН под руководством А.В. Энговатовой в 2004-2005 году раскрыла ряд санитарных захоронений в историческом центре Ярославля. На исследуемой площади (1200 кв.м.) было выявлено 25 жилых и хозяйственных построек различной степени сохранности, зафиксировано более сотни хозяйственных и строительных ям. Выявлена смена планировки и застройки данного квартала, а также следы мощных пожаров, в том числе упомянутых в письменных источниках под 1501 и 1658 гг.
Первое захоронение (всего было открыто девять) было обнаружено под фундаментом Успенского собора в сооружении более раннего периода, углубленном в материк на 80-90 см (предположительно подклет жилого дома, фото сверху) сооружении, имеющем деревянные бревенчатые стены. Судя по хаотичному расположению костяков погребенных (на боку, на спине, плашмя, некоторые были сброшены в котлован вниз головой) захоронение было произведено в спешном порядке.
Датировка археологического материала позволяет утверждать, что все девять захоронений были совершены синхронно - не ранее конца 1220-х годов и не позднее середины XIII века.
Исследование ярославских захоронений показало, что ближе к городским стенам и оборонительным валам (возле границ детинца) преобладают костяки мужчин среднего возраста 25-35 лет со смертельными травмами в лицевой части.
Ближе к центру города с преобладанием женских и детских скелетов (мужчин в два раза меньше) с травмами с области спины, причем женщин всех возрастов. В колодце где похоронены воины обнаружены останки (по всей видимости) ополченца - а именно в колодце обнаружен хорошо сохранившийся утепленный лапоть с зимней стелькой, в котором находились фаланги пальцев ног.
Патологоанатомы считают, что с момента смерти до момента погребения прошло несколько месяцев - в черепных коробках наличествуют личинки мух, а тела повреждены грызунами. Судя по всему, оставшиеся в живых жители спешно покинули город, что мертвые тела оставались лежать не погребенными до июня.
Так же в пользу этой версии говорит, то обстоятельство, что в колодце обнаружены останки (скелет) коровы с признаками дистрофического истощения и веревкой на шее. Люди оставили город и привязанная корова издохла от голода. Найдены также отсеченные овечьи головы. По всей видимости татары отрубали баранам головы и обезглавленные туши крепили к седлу, продвигаясь дальше в глубь территории Руси.
По всей видимости погибшие были похоронены в непосредственной близости к месту, где их настигла смерть.
К числу причин смерти эксперты-криминалисты из Бюро судебной медицины Московского департамента здравоохранения, привлеченные к раскопкам, практически во всех случаях установили смерть в результате причинения травм, не совместимых с жизнью. К их числу можно отнести три характерные группы:
1) рубленные раны
2) колотые ранения
3) дырчатые переломы (см. фото)
пробитая насквозь лопаточная кость ребенка
(дырчатый перелом)
Травмы не имели признаков заживления, то есть были смертельными. Повреждения детских скелетов привело специалистов к однозначному выводу, что детей не просто убивали, но и поднимали на копьях (обнаружены характерные зазубрины на позвоночнике и грудной клетке). Женщины и дети в основном погибли от ранений стрелами в грудь, спину и живот.
У одного ребенка обнаружено ранение стелой в пяточную кость, что возможно только в случае, если ребенок убегал от пустившего в него стрелу.
В результате город был подожжен и сгорел дотла. Среди погибших также есть заживо сгоревшие.
Старая Рязань, Изяславль, Козельск, Москва, Киев
Аналогичные захоронения были найдены:
- в Старой Рязани в траншеях восточной части Северного городища (47 массовых захоронений), обнаружены в 1926 году. На костяках следы от рубящего оружия
- деревня Фатьяновка возле Оки, 1979 год. Убитых со следами насильственной смерти (проломы черепа, застрявшие в костях наконечники стрел) клали в три яруса без гробов. Некоторые признаки указывали, что хоронили смерзшиеся трупы
- Изяславль (близ села Городище Шепетовского района Хмельницкой области) - более 250 человек (включая женщин, стариков и детей) с травмами аналогичными Ярославлю и Владимиру (то есть, типичными). Многие трупы были сильно фрагментированы (изрублены на куски), большинство травм небоевому населению было нанесено сбоку, сзади и лежащим на земле. Группа М.К. Каргера
- Киев, 1892 год, погребения возле Великокняжеского двора, Десятинной церкви, Золотых ворот, Подола
- Козельск, Москва - летописи
Вот такой был прекрасный у нас союз русских и тюрок. Браво, евразийцы!
Тайные монгольские захоронения
От монахов-францисканцев, персидского хрониста Рашид-ад-Дина и др. современников монгольского нашествия дошли описания организации монгольских похорон. Погребение в монгольской традиции окутано тайнами и мистицизмом. В отличие от других степняков, монголы времен нашествия никогда не создавали погребальных курганов. Место захоронения являлось сакральным, поэтому монголы хоронили своих соплеменников в большом секрете, в глубоких ямах.
По свидетельствам современников, труп умершего или убитого монгола мог месяцами возится с собой. Часто над могилой снимался дерн, а после похорон возвращался на место. Чтобы не осталось могильного холма, места захоронения вытаптывалось лошадьми. Во время похорон Чингиз-хана по легенде был использован табун в 10.000 лошадей. Создавались мнимые могилы (для отвода глаз врагов и злых духов).
Вместе со знатным монголом хоронили его боевого коня с седлом, в могилу клалось оружие, золото, серебро и все то, что могло пригодится усопшему на другом свете. Часто вместе с умершим хоронили его любимого раба, слуг и жен. Ритуальный конь съедался соплеменниками, кости коня сжигались, а его шкура набивалась соломой и выставлялась на возвышенном месте. По свидетельствам францисканцев-мессионеров, своих умерших монголы старались отвезти в Монголию и на Алтай и тайно захоронить в степи в месте их рождения.
В последствии, когда монголы стали считать оккупированную землю своей стали появляться захоронения на занятой территории (например, захоронение знатного монгольского нойона близ села Олень-Колодезь Воронежской области). Монголы верили, что осквернение могилы означает победу врага над всем родом, которое лишает потомков силы его предков. Приближающегося к могиле чужака убивали
Завершающая
|
Комментарии (0)