История,Альтернативная история,История России,СССР

Авары, славяне и Византия во второй четверти седьмого века. 8.

Авары, славяне и Византия во второй четверти седьмого века. 8.

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Кампания 626 г. стала последней попыткой аваров захватить Константинополь. И престиж кагана, и мощь его армии были

Константинополь. Находясь на рубеже Европы и Азии, а так же на стратегически важном мысе, охраняющем переход из Чёрного моря в Средиземное, Константинополь оставался столицей сменяющихся правителей и империй, местом единения христианского мира. За эту царственную власть да и за несметные богатства города, в славянском мире ему дали название Царь-Град.

сильно подорваны этим поражением, и именно с этого момента начинается упадок аварского каганата.

kdet.ucoz.ru Европа второй половины 6 века (период...

nomadica.ru Аварские воины (1-знатный аварский воин, 2.

Вскоре чехи восстали против аваров. Традиция гласит, что предводителем восставших был франкский купец по имени Само.

К началу 620-х гг. недовольство аварским гнетом в славянских землях по Среднему Дунаю достигло предела. Авары притесняли простых славян и в мирное время, и в своих захватнических войнах. Уцелевшую часть славянскую знати — родовых старшин и жупанов — они лишили прежних привилегий и так же втягивали в свои военные предприятия. Чем дальше, тем меньше были в этих войнах заинтересованы сами славяне. В новых землях мораване, расселенные в Чехии дулебы и лучане перестали нуждаться гораздо раньше, чем южные сородичи.
Старую славянскую знать авары предполагали заменить новой, произведенной на свет от насильно взятых во время зимовок славянских женщин. Из этих полукровок аварские отцы выращивали себе наместников. Они унаследовали культуру и быт кочевой знати. Но при этом их положение в иерархии каганата все равно оставалось униженным по сравнению с полноправными аварами и болгарами. Воспитанные все-таки на родине, в славянской среде, "сыновья гуннов" жили чаяниями материнской родни. Когда первое их поколение возмужало, именно они особенно остро восприняли аварское иго. И, возмущенные "злобой и притеснением", стали предводителями первых восстаний против завоевателей.
Авары, занятые до 620 г. войной на юге, мало внимания уделили происходящему на северной окраине каганата. Это позволяло недовольству разрастись. Тем не менее первое время речь шла лишь об отдельных очагах сопротивления. Подобные очаги возникали вокруг славянских градов в дулебских, лучанских и мораванских землях.

В 623–624 гг. некто Само, купец из Сансского округа в Северной Галлии, "увлек с собой многих купцов" из Франкского королевства и во главе этого каравана отправился в славянские земли. О прошлом этого человека ничего не известно. Судя по имени, родом он скорее не франк, а кельт — галл или галлоримлянин. Само, без сомнения, рассчитывал завязать с освобождающимися от власти авар славянами выгодные торговые сношения — повстанцы нуждались во многом из того, что мог привезти им купец. Однако события вовлекли предприимчивого галла в свой водоворот. Вскоре после его прибытия "виниды", среди которых Само поселился, выступили в поход против авар. Само, владевший, разумеется, оружием и сопровождаемый вооруженной охраной, присоединился к ним — то ли всецело по своей свободной воле, то ли выполняя долг гостя.


Сражение с врагом оказалось успешным. "Огромное множество" авар погибло в бою. Само отличился в битве особенно. По словам Фредегара, "столь большая доблесть проявилась в нем против гуннов, что было удивительно". Молва о доблести франкского купца распространилась среди восставших славян. Среди многочисленных жупанов боровшихся с аварами племен, и тем более среди молодых еще полукровок, составлявших боевой костяк восставших, не могло на тот момент отыскаться общепризнанного вождя. Прославившийся герой-чужак пришелся кстати — как подходящий военный вожак и незаинтересованный арбитр, способный объединить разрозненные жупы повстанцев. Пришедший в нужное время и выказавший нежданную от купца доблесть, он мог предстать в глазах славянам посланцем богов. Препятствием к такому признанию могло стать разве что его христианское исповедание. Однако Само оказался язычником.
Итак, славяне избрали Само князем ("королем") и общим предводителем в войне с аварами. Само оправдывал ожидания, мужественно и умно защищая вверившиеся ему племена. В племенной союз, объединившийся вокруг фигуры удачливого галла, на первых порах вошли восставшие против авар славяне Среднего Подунавья — мораване, дулебы, зличане и их соседи. На севере королевство Само граничило с сербскими землями, а значит, включало и лучан с сопредельными им племенами. Что касается земель к востоку от Моравы, Словакии, то здесь аварское господство поколебать не удалось.
Само являлся для своих славян верховным военачальником и судьей, ведал общими для всех внешними делами. На первых порах, когда Само сплотил лишенные собственных князей племена Среднего Подунавья, он являлся единственным князем всего небольшого еще союза. Но в "подвластных" ему землях сохранилось аварское территориальное деление на жупы. А следовательно — и власть жупанов, которые теперь окончательно превратились в выборных вождей малых племен. Связь Само с этими племенами осуществлялась посредством княжеских браков. Такие браки, заключавшиеся у славян в период гощения, символизировали священную власть князя над отдельными "родами", связь его с населяемой ими землей. Стоит обратить внимание на "священное" число жен Само. У короля к концу его долгого правления насчитывалось "12 жен из рода славян". Он первый известный нам славянский князь-многоженец. До того времени, скорее всего, князья были скромнее — как скромнее были по размерам и владения большинства из них. Впрочем, нам ничего неизвестно о количестве жен, например, бужанского "Маджака". Само же подражал в величии, влиянии — и в повадках — побежденному им кочевническому кагану. Любопытно, что около того же времени в славянских языках появляется слово "наложница".
Опорой власти Само являлись воины-всадники полуаварского происхождения, ранее главные зачинщики восстания. Теперь эти люди переняли многие черты быта своих изгнанных аварских отцов — в том числе ритуал погребения с конем или с конской сбруей. При Само они составляли дружину — но, конечно, пользовались влиянием в родных местах и посредничали между князем и своими материнскими родами.

Само — первый вождь славян, о котором у нас есть более или менее подробные сведения. Со страниц пусть единственного, но довольно броско рисующего его источника — хроники Фредегара — перед нами предстает образ яркий и неоднозначный, достоверный для той мятущейся эпохи. Само являлся авантюристом, притом храбрым — более храбрым, как ясно дает понять Фредегар, чем положено при его роде деятельности. К этому добавлялись природный ум и известная образованность. При всем том он на родине или вовсе не принял побеждающего христианства, или принял его лишь внешне.
В ту смутную пору всякий купец был отчасти воином, отчасти даже разбойником. Но Само родился определенно для большего. Прибытие к славянам дало ему реализоваться так, как он того действительно заслуживал. И Само служил своему новому роду со всей искренностью, свято блюдя его интересы даже против своих вчерашних соотечественников. Жизнь и деятельность Само станут лучше понятны, если мы признаем его галлоримлянином. В условиях, когда "варвары"-франки завладели его родиной и стали над ней королями, предприимчивый Само счел себя вправе создать на удачу свое королевство среди других "варваров". И управлять им на совесть, оберегая его независимость и свою власть.
Имеет смысл повторить: Само — первый вождь славян, о котором у нас есть сколько-нибудь подробная информация. И это наложило отпечаток на восприятие его личности и королевства в науке. Королевство Само нередко оценивается как "государство". Однако по сути оно не обладало еще ни единым признаком государственности. Да, "держава" Само охватывала обширные пространства. Как и дулебский племенной союз VI столетия. В этом смысле Само мало чем отличался от неизвестных нам по личным именам дулебских "Маджаков". Просуществовало, заметим, созданное Само образование меньшее время, чем их великое княжение. У Само, конечно, имелась дружина — как у любого славянского князя. Но о каких-либо признаках государственного аппарата неизвестно ровным счетом ничего. Местное управление, унаследованное от авар, быстро вернулось на привычные круги племенного устройства. Жупаны у славян VII–IX вв. отнюдь не являлись княжескими чиновниками — скорее сами полунезависимыми (а то и независимыми) князьками. В таких условиях ни о каких устоявшихся границах "страны" не было и речи. Само разве что принимал присягу от тех племенных князей, кто хотел перейти в его подданство. О каких-либо правовых мерах Само тоже ничего неизвестно. Ему вполне хватало традиционного для славян суда по обычаю. В писаном законе славяне еще не нуждались — как обходились и без письменности. Итак, по всем признакам "держава" Само оставалась союзом племен.
Правда, это все-таки довольно большой союз племен, позднее включивший в свой состав и другие, меньшие союзы. В этом, более сложном, устройстве — отличие от старых дулебов, но и залог грядущего распада. Само являлся выходцем из Франкского государства и представлял себе систему управления им. Став вождем славян, он хотел видеть себя королем (rex), а свое "владение" — королевством. Так что королевством, по самоопределению, и следует называть это предгосударственное образование. Но при этом надо помнить, что на практике Само королевства вроде Франкского так и не создал. Для этого недостаточно было сил сколь угодно одаренного одиночки. Даже если ему бы пришло в голову не просто наслаждаться полученной властью и оберегать ее, а заниматься всерьез "государственным строительством". "Строительство" и правда шло — но шло снизу, из славянских племенных градов, в которых сидели зависимые от Само жупаны. И строительство это только спустя два века приведет к появлению подлинного государства, Великой Моравии. У самих франков и покоренных ими галлов, к слову, оно протекало бы не быстрее — не будь римского наследия. Королевство же Само так и останется кратким, пусть и заметным, эпизодом в ранней истории западных славян.
Заслуги Само перед славянством не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Не Само поднял восстание против авар, не он был его причиной и главным движителем. Но он оказался в нужное время в нужном месте — и сумел организовать славянские племена на общее сопротивление врагу. Идея избрания Само общим вождем принадлежала не ему — но с возложенной миссией такого вождя справлялся он сам, и весьма успешно. Тем самым он содействовал освобождению не только избравших его славян. Возникновение независимого славянского королевства на среднем Дунае нанесло мощный удар Аварскому каганату и возбудило к движению против него другие племена. Под знаком существования "державы" прошло несколько десятилетий славянской истории — так что вполне правомерно говорить даже об "эпохе Само". И все же — его королевство, сыграв свою роль, быстро сойдет с исторической сцены. Сделав все необходимое для славянской истории, Само исчезнет не только с ее страниц, но и из самой памяти большинства славянских народов. Падение аварского ига было предопределено. Ускорить же ход истории Само не мог, да и не пытался. Здание славянской государственности и славянской цивилизации продолжало поступательно возводиться руками самих славян.

http://www.ruistor.ru/shistory_vosstanie_samo.html

Объединив чешские и моравские племена и освободив их от аварского ига, Само выступил против франков и разбил франкскую армию, посланную королем Дагобером (630 г.). Сведения о первом чешском государстве очень скудны.

historicus.ru Дагобер I

По-видимому, оно распалось примерно через тридцать пять лет после образования. Другим не менее важным результатом кампании 626 г. стало окончательное освобождение кутригурской орды от аварского контроля. Мы знаем, что кутригурский хан Курт был обращен в христианство во время визита в Константинополь в 619 г.

Вслед за тем он не заявлял о себе на протяжении нескольких лет и не предлагал своей помощи Византии в 626 г. Однако во время отступления аваров от Константинополя Курт провозгласил свою независимость. Возможно даже, что он в то время принял титул кагана.

К этому времени прежняя вражда между двумя основными булгарскими племенами – кутригурами и утигурами – прекратилась, и между ними установились отношения сотрудничества. Его основание можно легко понять. Кутригуры угнетались аварами, а утигуры – тюрками. Каждое из племен было слишком слабым, чтобы воевать с их поработителями в одиночку. Объединившись, они стали значительно сильнее. Следует также отметить, что утигуры могли рассчитывать на поддержку оногуров, угрского (мадьярского) племени, находившихся с ними в дружественных отношениях с шестого века

Таковым было основание объединения булгарских и угрских племен в причерноморских и азовских степях. Центростремительное движение среди этих племен искусно организовывалось Куртом. Хотя он был первоначально только кутригурским ханом, утигуры и оногуры, по очереди, признали его господство. Таким образом возникла так называемая Великая Булгария, каганом которой стал Курт

anapafuture.ru Великая Булгария - государство так называемыхЧерных (Кубанских) болгар в с...

liveinternet.ru Дикое поле в VII-IX веках нашей эры

В 650 году Князь Киевский Светояр направляет дружины во главе с Князем Болером на Дон и Кубань для военных действий против казаков, что бы ограничить их свободное перемещение и заставить платить полюдье, но его военная кампания терпит неудачу.

В 701 году умирает болгарский Хан Аспарух.

В 746-750 году Князь Бравлин Новгородский предпринимает действия по очищению Причерноморья от греков и идёт войной на Крым где освобождает от греков город Сурож (Судак), Корчев (Керчь). В 626 году согласно хронике византийца Феофана корабли русов господствуют в Чёрном море.....

С тех пор как Курт был крещен вместе со своими боярами в 619 г., у нас нет свидетельств распространения христианства в его владениях в какой-либо большой степени. Но несомненно, что он сам достаточно долго придерживался христианской веры. Весьма возможно, что он отрекся от нее из-за недовольства части его народа и возвратился к своей первоначальной религии, которая, вероятно, была алтайского происхождения. Что касается балканских славян, то они также пытались освободиться от господства аваров. Согласно сведениям, изложенным императором Константином Багрянородным в его книге «De Administrando Imperio» («Об управлении империей»), можно убедиться, что в седьмом веке кроаты как-то вытеснили аваров из Долмации. Вероятно, именно к этому событию относятся следующие слова из стихов Георгия Писида: «Скиф (т.е. авар) убивает славянина и гибнет сам; так они сражаются в крови до обоюдного уничтожения»

оленьково.рф ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА...

Поэма была написана по случаю возвращения Святого Креста на Голгофу императором Ираклием после его победы над

liveinternet.ru Возвращение Креста

персами. Немного позднее, чем иллирийские, македонские славяне, в свою очередь, видимо, взбунтовались против аваров. В любом случае, к середине седьмого века Македонские славяне отказались признавать над собой власть кагана

Не подчинились они и господству императора. Как в 630-х, так и в 640-х гг. все внимание византийских властей сфокусировалось на восточных войнах,

сначала против персов,

warspot.ru Византийский полководец: Сражение при Даре.

затем – против арабов.

beauty-things.com Beauty Things / арабские войска

У империи не было ни времени, ни сил, чтобы сдерживать как фракийских, так и македонских славян.

tanyusha100.ru Морские походы славян в VII-XII вв



Источник: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/41


Источник: Авары, славяне и Византия во второй четверти седьмого века. 8.
Автор:
Теги: beauty book

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Славяне 12 века не поняли бы нас и вот почему
Славяне 12 века не поняли бы нас и вот почему
0
Интересный мир 10:25 15 окт 2016
LBD-мания и ещё 7 великих фэшн-событий ХХ века
LBD-мания и ещё 7 великих фэшн-событий ХХ века
2
Человек познаёт мир 04:30 24 фев 2024
Секс на Руси: как славяне любви предавались
Секс на Руси: как славяне любви предавались
0
Жизнь прекрасна 09:45 20 фев 2017
Как убрать второй подбородок
Как убрать второй подбородок
11
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:45 02 янв 2022
Секс на Руси: как славяне любви предавались
Секс на Руси: как славяне любви предавались
0
Жизнь прекрасна 22:00 22 май 2017
Какой была гигиена первобытных людей: Тайны, открытые могилами каменного века
Какой была гигиена первобытных людей: Тайны, открытые могилами каменного века
5
Человек познаёт мир 14:30 17 авг 2023
Саркастические иллюстрации о женской красоте и моде в разные века
Саркастические иллюстрации о женской красоте и моде в разные века
1
Человек познаёт мир 10:30 26 ноя 2023
Странные изобретения по уходу за детьми ХХ века, за которые сегодня лишали бы родительских прав
Странные изобретения по уходу за детьми ХХ века, за которые сегодня лишали бы родительских прав
11
Человек познаёт мир 03:30 14 фев 2024
Отношения аваров со славянами
Отношения аваров со славянами
0
Настоящая история 06:39 17 янв 2018
Колкие фотографии на злободневные темы XXI века: Ешь, пей, веселись
Колкие фотографии на злободневные темы XXI века: Ешь, пей, веселись
15
Человек познаёт мир 08:30 09 мар 2024
Восхитительная Брижит Бардо: Фотографии самой красивой французской актрисы XX века
Восхитительная Брижит Бардо: Фотографии самой красивой французской актрисы XX века
2
Человек познаёт мир 03:30 14 янв 2024
Как выглядят сейчас актеры, сыгравшие красавчиков-детективов в сериалах прошлого века
Как выглядят сейчас актеры, сыгравшие красавчиков-детективов в сериалах прошлого века
4
Человек познаёт мир 13:30 11 сен 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства