Легенда гласит: много-много лет назад страшное место с название Останково старались обходить даже бродяги. Проклятыми земли считались. Некоторые археологи утверждают: именно там было расположено древнее капище. Некоторые мистики добавляют: поклонялись в том капище явно не светлым и добрым силам, и в жертву приносили людей, не агнцев.
Ну, а если верить историкам, в Останкино или в Останково, как кому больше нравится, находилось, во первых — немецкое кладбище, а во вторых — кладбище, куда свозили неопознанные тела и тела самоубийц, тех, кого нельзя ни под каким предлогом хоронить в освященной земле.
Рассказывают, что даже сама останкинская телебашня построена на костях. Современная легенда (потому как я сам не нашел подтверждающих документов) гласит:
В октябре 1960 года к пионервожатой Наталье Захаровой прибежали ее подопечные и рассказали страшную вещь: на стройке рядом рабочие вырыли огромный котлован, дно которого усыпано человеческими костями. Пионервожатая побежала смотреть, и увидела, что кости просто сгребали в глубокую яму.
Эта яма была котлованом под фундамент телебашни.
Возможно, эта история на самом деле существовала, а, возможно, она выдумка, но одна из самых живучих городских легенд Москвы родилась как раз благодаря ей. Она гласит: в телебашне шалит нечистая сила!
Там люди сходят с ума, страдают от приступов суициидального настроения, а еще по коридорам ходит сгорбленная старуха с клюкой — некая таинственная провидица Агафья.
Правда это или нет, но тянется история Агафьи с тринадцатого века: именно тогда умерла (или уснула, но не проснулась) изгнанная из Москвы знахарка, якобы знавшаяся с нечистой силой. Хоронить ее не решились — сбросили тело в овраг, с тех пор и появилось в Останково свое собственное привидение. И никому встреча с этим призраком не судит ничего хорошего.
Видали ее, сказывают, императоры. Потому как в 18 веке перешло Останково со всеми останками во владение Шереметьевых.
Первому Агафья явилась Павлу Первому. Возникла рядом с ним будто из ниоткуда, а император, не будь дурак — не прогнал, пошел говорить тет-а-тетно. И предрекла ему Агафия, что будет править император 4 года, 4 месяца и 4 дня, а умрет там же, где и родился. Так и вышло: в ночь на 12 марта 1801 года он был задушен в своем Михайловском дворце…
Второй августейший правитель, столкнувшийся с нею был внук императора Павла, Александр II. Ему Агафья сообщила:
-Будешь ты, добрый Государь-батюшка, править 25 лет, а погубит тебя безбожник — злой враждебина…
В марте 1881 года бомбист революционер-народоволец взорвал карету императора.
И к смерти Прасковьи Жемчуговой Агафья, оказывается, отношение имела. Той, уже ставшей женой Шереметьева, призрак сообщил:
— Сегодня ты получила две пьески, не берись сразу за две роли. И там и там ты хочешь играть покойниц, а где две покойницы на сцене — быть третьей наяву.
В это время Жемчугова репетировала в Петербурге две роли: Офелию и Клеопатру. В феврале 1803 года, через несколько дней после рождения сына, Прасковья Жемчугова скончалась. Ни одну из ролей на сцене показать она не успела.
Говорят, темные дни тогда настали в имении Шереметьева. Актерки, которые и до того любили топиться в окружающих усадьбу прудах, начали предаваться этому грешному делу с утроенной силою. А сам род графский потом завял (и самоубийства прекратились).
Логическое объяснение этому одно: топились девушки потому как не выдерживали жестокого обращения, а озверевший после смерти жены, которую вроде как он на самом деле любил граф, мягкостью не отличался… Что касается угасания дворянских родов — ну, учитывая уровень медицины, близкородственные браки и прочее — ничего в нем удивительного нет.
Тот самый театрал Шереметьев
Однако живет, живет легенда об Агафье, обрастая новыми подробностями: видели ее и перед пожаром в телебашне, и еще много раз. Во только вспоминали о встречах потом… Словно подгоняя сказку под свершившиеся события.
И создавая одну из самых темных городских легенд Москвы.
В которой историческая правда — только несколько событий. Реальное наличествование на территории Останкина множества кладбищ: немецкое, Лазаревское, кладбище для самоубийц и неопознанных, а заодно, морг, который перенесли туда с Божедомки, и Актеркины пруды, в которых нашли покой множество актрис, принесенных в жертву на алтарь Мельпомены владетельным любителем театра…
Комментарии (0)