Хазарский каганат и Великий Булгар. 6.1.
Дунайские булгары, анто-славяне и Византия (670-701 гг.) 6.
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков
Примечательно, что многие названия кланов у вотяков произошли от названия птиц (а также растений). Так, varzia значит «ворона» по-мордовски; chola (или tsola) – это «рябчик» по-русски; iubera – «дрозд»; chabia (ср. chabei) – «пшенка».
Поскольку обычаи разных финно-угорских племен имеют много общего между собой, мы позволим себе провести определенные аналогии между вотяками и мадьярами. Между прочим, в Казанском музее есть изображение лебедя среди вотякских культовых древностей. Более того, наше внимание может быть привлечено тем фактом, что лист лебеды имеет очертания и форму гусиной (или
лебединой) лапы, а гусиная лапа была излюбленным мотивом орнамента у финно-угорских древностей в пьяноборском и
|
подобных ему типах. К примеру, в коллекции Заусайлова в Хельсинки есть несколько подвесок, имеющих форму гусиной лапы. Подобные же подвески были найдены в могильнике «Атамановы кости» в бассейне Камы
Ананьинский могильник — уникальный по своей значимости памятник древности. Он был обнаружен в окрестностях Елабуги в 1868 г. и тщательно изучается до сих пор. Многие предметы, найденные здесь, вошли в коллекции не только музеев города, но распространились и по другим музеям и выставкам России, а некоторые были отправлены даже за границу. Более того, открытие Ананьинского могильника послужило появлению термина в исторической науке — «Ананьинская культура». Под этим термином сегодня подразумевается археологическая культура, которая была распространена с конца 9-го и вплоть до 3 века до н. э. на территории Среднего Поволжья. После открытия могильника в Ананьино всего в 11 км от Елабуги археологи продолжали
Башня на Елабужском городище
раскапывать свидетельства существования особой культуры на этих территориях. Это были укрепленные поселения древних людей, каменные городища и бревенчатые жилища, святыни и могильники. Название могильнику дано по наименованию села Ананьино — это всего в 11 км от Елабуги. Сегодня местность, на которой раньше стояло село, практически входит в городскую черту, поэтому могильник считается одной из достопримечательностей Елабуги. Могильник был открыт в 1858 г. купцом Иваном Васильевичем Шишкиным — отцом великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, а также писателем и
журналистом Петром Владимировичем Алабиным. Древний могильник находится в лесной зоне на правом побережье реки Кама. Обнаружен он был совершенно случайно — во время разлива реки весной. Вода размыла почву, обнажив ее глубокие слои. Тогда и обнаружились костные останки древних жителей этой местности, предметы культуры и быта, остатки жилищ и архитектурных сооружений. Мало сказать, что открытие могильника стало выдающимся событием, по своей сути тогда это был настоящий прорыв в истории и археологии. Увидеть и узнать больше о данной достопримечательности можно здесь:
Древний могильник находится в лесной зоне на правом побережье реки Кама. Обнаружен он был совершенно случайно — во время разлива реки весной. Вода размыла почву, обнажив ее глубокие с...
rest-isnature.info
Помимо воеводы, в клане Лебедиаса источники отмечают еще два имени или титула мадьярских вельмож. Константин Багрянородный называет их gyla (Γνλαζ) и karkhan (Καρχαν). В восточных источниках эти имена передаются как gila (или jila) и kende (kender)
Вятичи основали Киев. "Братья Кий, Щёк и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трёх горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (ХI век) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные... построили город и назвали оный именем старшего брата Киевым".
По другим источникам эти братья основали Киев в 430 году на Дунае в устье реки Морава. Этот город стоит до настоящего времени в Венгрии под названием Кёвё (Рыбаков Б.А. "Киевская Русь и русские княжества." Москва, 1982 год.)
Род Святояров-Киевичей правил русью после падения Русколани и гибели Буса Белояра. «Книга Велеса» называет пять князей этой первой Киевской династии и указывает время их правления:
Кий (430-460 гг.);
Лебедян Славер (460-480 гг.);
Верен Великоградский (480-500 гг.);
Сережень (500-510 гг.);
Святояр (510-543 гг.)…
Последний киевский князь Святояр вместе со своей семьёй был повешен готами конунга Триедорея в 543 году. Известно, что потом готов из Киева изгнал воевода Гордыня вместе с аланами и в Киеве установилась власть славяно-аланской династии Скотеня.
Династия Святояра тогда не была пресечена, ибо его сыновья Пирогощ, Радогощ и Моска княжили в землях Дунайской и Карпатской Руси, то есть на Волыни. Впоследствии Пирогощ стал родоначальником князей южных славян (сербов и хорват).
Восточная Европа V—VI вв. н. э. Ипотешти-кындештская культура
Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения — носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской культур — проникают в VI в. в нижнее Подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали Ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.
Ипотешти-кындештская культура (Ипотешти-Кындешти-Чурел; рум. Ipoteşti-Cândeşti-Ciurel, Ипотешть-Кындешть-Чурел) —
Древности ипотешти-кындештской культуры
1, 6, 8–12 — глиняные сосуды;
2 — фибула;
3–5, 7 — пряжки.
1, 8, 10–12 — Сучава-Шипот;
2–7, 9 — Сэрата Монтеору.
На всех поселениях ипотешти-кындештской культуры распространена была также керамика, сделанная на гончарном круге. Особенно много её на памятниках, расположенных ближе к Дунаю. Северная граница Византийской империи в это время проходила по Дунаю, и на его берегах располагались небольшие города и пограничные крепости, в которых работали ремесленники, в том числе и гончары. Эта ремесленная продукция и распространялась широко по Нижнедунайскому региону. Гончарное производство было налажено также и в некоторых ипотешти-кындештских поселениях. Так, гончарный горн был изучен при раскопках поселения в Дэмэроае. Гончарная посуда Подунавья характеризуется высокой техникой изготовления. Сосуды имеют красную или серую поверхность и орнаментированы поясами из нарезных горизонтальных и волнистых линий. Эта керамика своими корнями восходит к римским традициям.
археологическая культура ранних славян V—VII вв. в Нижнем Подунавье, на территории современных Румынии и Молдавии.
Ипотешти-кындештская культура был сформирована антами — носителями
романизированным населением и просочившимися в регион нижнего Дуная славянами пражско-корчакской группы.
При наличии структурного сходства и отдельных форм горшков, культуру Ипотешти-Кындешти-Чурел трудно причислить к той или иной из раннеславянских культур, что не снимает, однако, возможности славянской атрибуции памятников этой культуры. На территории современной Румынии достаточно устойчивыми оказались традиции позднеримского-ранневизантийского времени. Продолжалось, хотя и в сильно сокращённых масштабах, производство кружальной кухонной посуды, формы которой зачастую воспроизводились и в сосудах, сделанных вручную. Этническая специфика форм горшков здесь оказалась в результате утраченной. Основываясь на этом, румынские археологи усматривают в памятниках культур Ипотешти-Кындешти-Чурел и Костиша-Ботошана не славянское, а автохтонное романизированное население, в которое позднее влились славяне. Среди румынских исследователей существует гипотеза, что после перемещения части славян на южный берег Дуная эти культуры продолжили своё развитие, в результате чего к кон. VII в. возникла культура Хлинча в Молдавии, а к нач. VIII в. культура Дриду в Мунтении.
В VIII в. на территории Ипотешти-кындештской культуры была создана Великая Болгария.
О князьях Радогоще и Моске писал также византийский историк Феофилакт Симокатта, он назвал их Ардагастом и Мусокием. Согласно «Истории» Феофилакта, Радогощ (Ардагаст) был смертельно ранен в 597 году во время войны славян с византийскими войсками, возглавляемыми стратигом Приском. Его гибель оплакивал брат Моска (Мусокий).
Приск воспользовался тем, что славяне справляли тризну по Ардагасту (Радогощу) и были пьяны. После поминального пира и тризны ромеи напали на лагерь Мусокия-Моска и «продолжили поминальный пир, совершая возляния кровью». На следующий день, протрезвев, славяне отплатили за набег и освободили пленных.
Об этом же говорит и «Книга Велеса» (Лют II, 6): «И вот он (Моск) пил о брате своём умершем, который отошёл к Богам. И был он убит волохами, ибо Радогощ тот был Святояричем. И вот после тризны мы не должны были спать, но заснули. И тогда волохи-воины напали на нас, и мы не могли противиться. И так отступили. А затем вернулись. И решили: волохи много едят и пьют, и сего ради мы также придём и будем пить братское вино… И так ромеям было отплачено за зло их».
После сих событий Моска Святоярич был избран «единым князем» (Лют II, 6:2) и стал заботиться о единстве славян. И было это в 597 году. Это год начала правления князя Моска и год исхода славян с Дуная.
См.
В VIII в. на юге России и юго-востоке Украины появляется Са́лтово-мая́цкая культу́ра. Она существует в период господства в этом регионе Хазарского каганата. В широком смысле салтово-маяцкую культуру принято определять как «государственную культуру Хазарского каганата» и включать в её ареал степное Подонье, Приазовье, Тамань, Восточный Крым, Нижнее Поволжье и Прикаспийский Дагестан.
В узком смысле — культура аланского населения лесостепной части Подонья, сложившаяся в результате переселения в этот регион аланских племён. Генетически связана с культурой алан Северного Кавказа.
Керамика лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры показывает присутствие пяти этнических групп, из которых две представлены аланскими племенными группировками, три — булгарскими.
Полиэтничное население Хазарии имело различия в погребальной обрядности.
Сравнительный анализ жилых построек двух наиболее близких в пространственно-временном отношении памятников: Маяцкого комплекса (Салтово-маяцкая культура, аланы) и городища Титчиха (Роменско-борщевская культура, северы). Для городища
Салтово-маяцкая культура | ||||
|
||||
В составе | ||||
---|---|---|---|---|
Географический регион |
Подонье |
|||
Локализация |
степь и лесостепь
|
|||
Датировка |
VIII — X вв. |
|||
Носители |
|
|||
Тип хозяйства |
земледелие, полукочевое и кочевое скотоводство |
|||
Исследователи | ||||
Преемственность: | ||||
|
Титчиха характерна большая глубина котлованов жилищ (около 1 м) в сравнении с Маяцким комплексом. В плане конструкции жилых построек Маякого комплекса и городища Титчиха принципиальных отличий не наблюдается. На обоих памятниках встречаются опорно-столбовая и дощато-плаховая конструкции. Не характерны для построек городища Титчиха хозяйственные ямы, ниши. Наиболее важным отличием полуземляночных построек городища Титчиха и Маяцкого комплекса являются отопительные устройства. На городище Титчиха — это печи четырёх типов: из камней, из глины и камней, из глины, печи с частичным использованием материка. Печи первых двух типов абсолютно преобладают (86 %). Очаг встречен лишь в одном случае. А.З. Винников выделяет только два типа печей: печи-каменки и печи из камней и глины. По подсчетам исследователя, процентное соотношение печей этих двух типов составляет 25 % и 75 %.
Был свой алфавит, что подтверждается находками рунических граффити. Эти короткие записи пока не дешифрованы.
Отмечается синкретизм, присущий кочевникам, в котором древнейшие формы религий (Тотемизм, культ предков, нагуализм, промысловые и аграрные культы, шаманизм) переплетены с более поздними. Несмотря на отсутствие прямых подтверждений в письменных источниках, по косвенным признакам специалисты предполагают, что там мог быть культ верховного божества, Тенгри-хана, а также культ вождей, составляющий оппозицию вышеперечисленным более древним культам. Ни о каком
учение о божественном небе (Тенгри) лежит в основе первых представлений не только о небесном боге, но и о высшем божестве вообще – представлений, которые, спустя века после обращения этих народов в христианство, слились с понятием о христианском боге» (Тайлор Э.Б. «Первобытная культура», М. 1989, с.450). «Термин «Тенгри» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов центральной Азии и, возможно, был представлен еще в языке хунну (III век до н.э. и раньше). Его сближают с хуннуским «ченли» (небо), предлагаются и более широкие параллели (шумерское – дингир, бог, «небо»). Представление о Тенгри складывалось на основе анимистических (первобытных) верований о небесном духе-хозяине, причем небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания. Тенгри как персонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства, выступает в древнетюркской мифологии. Возникший, возможно, еще в дотюркскую эпоху, почти в неизменном виде фигурирует Тенгри у средневековых монголов (Монхе-Тенгри, «вечное небо»), (Манги-Тенгри – казахское). Позднее образ единого благодетельного, всезнающего правосудного божественного неба Тенгри сохранился в верованиях хакасов и у монголов. Поклонение персонифицированному божеству Тенгри-хану наблюдалось у западных тюрок – савиров (VII век.). Тенгри хан мыслился огромных размеров, что отражало космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «хан» указывал на главенствующее положение – во вселенной или в пантеоне богов. Эти представления оказались весьма стойкими» («Мифология», Москва, 1998).
Источник:
© e-history.kz
синкретизме ни с исламом, ни с иудаизмом или христианством даже не ставится вопрос, так как ни одна из вышеуказанных религий не повлияла на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарском каганате.
В 60-е гг. XX в. украинский археолог Д.Т. Березовец, основываясь на научных доказательствах археологии, предложил отождествить аланское население Подонья с русами. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е.С. Галкиной, которая отождествляет донской аланский вариант салтово-маяцкой культуры с центральной частью гипотетического Русского каганата, упоминаемого в византийских, западных и мусульманских источниках в IX в. Она считает, что имя Русь от
(Ру́сский кагана́т — гипотетическое
Титульный лист сочинения
Заморские гости.
В ряде источников
Куявия на карте Идриси (в правом верхнем кружке). Черное и Азовское моря сверху. Киевская Русь |
||||
рѹсьскаѧ землѧ | ||||
| ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
|
|
|||
Крупнейшие города |
|
|||
Язык(и) |
|
|||
Денежная единица |
|
|||
Площадь | ок. 1 330 000 км² (к 1000 году)
|
|||
Население | 5,4 млн чел. (1000)
|
|||
Династия |
|
|||
Преемственность | ||||
←
|
Каган —
Общепринятого взгляда на историю Русского каганата не существует по причине недостатка источников. Время его возникновения и отождествление с каким-либо из «суперсоюзов» восточнославянских племён может быть определено только гипотетически. Большинство исследователей согласно, что в своём первоначальном виде он мог существовать до 2-й половины или конца IX века, затем уступив место объединениям, описанным в русских летописях
Термин «Русский каганат» («русский хаганат») был введён в научный оборот
Степан Александрович Гедеонов | ||||||||
|
||||||||
Дата рождения: | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения: | ||||||||
Дата смерти: |
|
|||||||
Место смерти: | ||||||||
Страна: | ||||||||
Научная сфера: | ||||||||
Место работы: |
Археологическая комиссия в Риме, |
|||||||
|
||||||||
Учёное звание: |
|
|||||||
Известен как: | ||||||||
Награды и премии: |
|
ираноязычных русов-аланов (роксоланов) салтово-маяцкой культуры перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья после разгрома Русского каганата венграми.
См.
Вятичи-ваны переселились на север из Лебедии на верхний Дон и создали государство Вантит (с VIII в.).
861. Можно ли полагать, что karkhan у Константина представляет из себя стяжение kender-kagan (kender-khan)? В любом случае, я Склонен считать эти названия также именами кланов. Теперь, имея в виду происхождение имени Лебедиас либо от
«лебедь», либо от «лебеда», не могли бы мы объяснить названия кланов gila и kende тем же путем и допустить, что каждое из них произошло от названия соответствующего кланового тотема? Что касается первого, то, возможно, тотемом была птица; gila значит «горлица» по-венгерски,
что можно сравнить с упомянутым выше chola («рябчик») у вотяков. Что касается клана kende, представляется возможные что это был растительный тотем. Kender значит «конопля» по-венгерски.
Источник:
Комментарии (0)