занимающаяся изучением
человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в
прошлом.
В более узком смысле история — это
наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий
Первоначальное значение, этимология и смысл термина история
Первоначальное значение слова «история» восходит к
древнегреческомутермину, означавшему «расспрашивание,
узнавание, установление, добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и
фактов[5].
В
древнеримскойисториографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а
повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий
рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.
Истории, популярные в той или иной
культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о
короле Артуре, считаются обычно частью
культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины
[6][7].
Слово история пришло из
греческого языка (ἱστορία, historia), и происходит от
праиндоевропейского словаwid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть»
[8][9]. В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать»
[10].
В
Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например,
Аристотель использовал это слово в «Истории животных»
[11]. Оно встречается также в гимнах
Гомера, сочинениях
Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в
Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю
эллинистическую цивилизацию.
В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке
Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «
естественная история». Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является
память (так же как
наука — плод размышлений, а
поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII веке
[12]. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история»
[11].
Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи[стиль]. По словам итальянского мыслителя
Бенедетто Кроче, «вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа
[13]. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.
Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической
хроники[14]. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического
архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники
[15], например,
археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.
История одними авторами относится к
гуманитарным наукам, другими — к
общественным[16], а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками
[17]. Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства
[18].
Методы истории нашего времени
Основы исторического метода
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
Когда исторический источник был написан?
Где он был создан?
Кем?
На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими свидетельствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Как пишет в самом начале своего труда «
История»
Геродот (484—425 гг. до н. э.),
Он собрал и записал эти сведения (ἱστορίης ἀπόδεξις — изложение сведений, полученных путём расспросов. —Прим.), чтобы прошедшие
события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности,
в особенности же то, почему они вели войны друг с другом[22].
Однако начало использования
научных методов в истории связывают с другим его современником,
Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия[23].
ФУКИДИД
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом
Китае. Основы профессиональной историографии там заложил
Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
На
христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал
Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом.
Гегельтакже следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид[18]. Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в
марксистскуюфилософию истории.
Арабский историк
Ибн Хальдун в
1377 году анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчёркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков[24]. Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии[25], в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии»[26][27][28]. Большое значение имела разработка Ибн Халдуном концепции политико-демографических циклов, представлявшей собой одну из первых попыток научного описания
исторической динамики[29].
Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть
Ранке,
Тревельяна,
Броделя,
Блока,
Февра,
Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как
Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а
искусством. Не менее спорный автор
Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей.
Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами
Хобсбаума и
Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей
Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие
антикоммунистическую историографию, такие как
Пайпси
Конквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения
феминизма. Ряд
постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии[источник не указан 2815 дней]. В последнее время всё большую силу начинает набирать
клиодинамика — математическое моделирование исторических процессов.
Деятельность Венелина не имеет однозначной оценки. Как при жизни учёного, так и после смерти его труды обвинялись в дилентантизме, незнании основ исторической методологии, пренебрежении фактами, стремлении любыми средствами удревнить историю славян. С другой стороны, совершенно бесспорны его заслуги в пробуждении интереса к славяно-болгарской истории как в России, так и в самой Болгарии. Как утверждает
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «он разбудил Болгарию для новой деятельности, напомнил ей славное прошедшее, научил правильно смотреть на язык, традиции и все явления общественной жизни»[7]. Деятели болгарского национального возрождения называли Венелина своим предшественником[8], некоторые из них (
Васил Априлов,
Николай Палаузов) были знакомы с ним лично. Фамилия Венелина стала распространённым болгарским
личным именем.
В последние годы в России, Болгарии, Словении, на Закарпатской Украине снова возникает интерес к наследию Венелина.
Мысли об истории вообще и русской в частности
Ю.И. Венелин
Слово история, Бог весть с чего взятое, означает описание или изображение; посему история России есть то же, что изображение России. Таким образом, вы напишите историю нынешней России тогда только, когда изобразите её со всех сторон и во всех её частях, представите её на ладони. Дело идёт о народе. Так:
1) Откройте его отличительные черты от прочих народов, язык, имя;
2) Изобразите его устройство (organisatio) ибо народ как целое, есть тело органическое; организм этот есть не иное что, как только порядок; порядок же есть единственное условие существования, или жизни целого.
Устройство народа состоит из двоякого порядка: а) внешнего, или формы устройства, и б) из внутреннего, или законов и прав. Вот два условия жизни народа как целого, из коих первое представляет нам органы, или орудия жизни народной, а последнее самую внутреннюю, жизненную силу. Оба рода порядка имеют между собою столь тесную связь, что один без другого существовать не может. Изображение всего первого на чужом языке называется археологией, археографией ( ). Русского названия для этой науки нет, ибо учёные, для общего блага, до сих пор думали, что понятнее будет название науки, вымастеренное из какого-либо бусурманского языка, чем русское и что полезнее для уразумления оного имени заставить юношу коптеть 7 лет над Эллинским языком, чем посредством русского слова дозволять ему понять то в одну секунду.
Это просто, по русски, можно перевести чинопись, т.е. описание чинов.
Изображение последнего есть (номография) nomographia, законопись, dicaeographia описание прав и законов, иначе, правоведение, законоведение.
Изобразив подробно внутреннее и внешнее устройство народа, т.е. тело как целое, мы уже получаем о нём довольно ясное понятие.
3) Изобразите душу народа. В этой статье изобразите а) характер и нравы; б) умственные способности: 1) всю сферу его сведений касательно Бога, природы и самого человека; 2) состояние искусств и изжелий.
4) Изобразите его, так сказать, прозябание: а) все роды напитка, пищи, им употребляемой, образ приготовление и употребления оной: б) все виды, качества и формы одеяний: в) качества и формы жилищ: г) опишите ясно все вещи, употребляемые в общежитии, во-первых, из необходимости, во-вторых, из пользы, в-третьих, для удовольствия: словом, опишите обзаведение народа, или питание.
5) Получив понятие о теле народа или массы, устройстве оной, душ или духа оной, и образ пропитания оной вы начертили главные условия, соединение коих составляют полную жизнь народа, совершенно аналогически с теми законами или условиями какими поддерживается жизнь самого человека.
Единственный признак сей жизни есть движение, как в человеке, так и в народе. Может быть, скажете, что человек может жить некоторое время без всякого движения, т.е. что, ничуть не двигаясь, он всё живёт. Нет, движение хотя и неощутительно с наружи, но составные частицы его тела движутся безостановочно. И тогда, когда тело человека будет находиться в совершенном, так называемом, покое, дыхание как условие питания тела, движет большую часть покоящегося тела, а пульс разливает во все уголки оного движущуюся влагу, т.е. питательные соки. Посему самое питание тела, само по себе, есть вечное движение, происходящее в столь строгом порядке, что нельзя ему не удивляться довольно.
Конечно подобное движение совсем различно от того, которое производит человек, возбудившийся от сна и принявшийся за работу. Разница ощутительна : посему, вообще, движение разделить можно на: 1) движение внутреннее, или питания, или существования, или порядка: 2) лвижение внешнее, или предприятия.
Совершенно подобным образом происходит и в народе.
Внутреннее движение есть:
а) повиновения или порядка; это есть беспрерывное течение дел государственных, дел управления всего целого во всех больших и малейших его частях;
б) питания, когда все частицы сего целого гоняются за собственным своим пропитанием. Внешнее движение или предприятия, суть все те деяния, которые целый народ или часть оного, по воле целого предпринимает; эти то предприятия суть дела, или деяния народа, почти всегда клонящиеся к своей настоящей или будущей пользе, а иногда и для пользы другого, если этого требует собственная выгода, точно так, как это бывает и с человеком. Дела народа обыкновенно происходят или посредством послов, или посредством армий, или посредством коммерческой компании, караванов; Сюда относятся все предприятия для общего удобрения и усовершенствования поля наук, искусств и ремёсел и кое что ещё, тому подобное.
В сем-то последнем (внешнем движении) мы должны понять и изобразить степень народной деятельности, от которой единственно зависит его независимость и довольство, т.е. счастье.
Итак, в полном изображении народа вы должны очертить и степень его деятельности и сравнить с делами других. Это весьма нужно знать; ибо эта деятельность не всегда находится на той же точке: иногда бывает сильнее, иногда - слабее, иногда в том, а там в другом отношении. Конечно, только из верного назначения разных оттенков деятельности народа можно начертать верное его жизнеописание, или описание его деяний.
Наконец, чтобы почувствовать относительное достоинство, деятельность, относительное состояние народа, должно познакомиться с его соседями: ибо нужно знать какую роль он играет в кругу своих соседей. Это суть те оттенки, которые вполне осветят ваше изображение.
Вот условия, по которым вы должны начертить ясное и живое изображение, т.е. историю сегодняшней России. Дело огромное, труд утомительный; сколько предметов, сколько понятий, сведений должно войти в состав этой огромной картины! То есть вы должны знать Россию во всех возможных отношениях и подробностях, насквозь и поперёк; т.е. ваша голова должна заключать в себе библиотеку всех наук, проистекающих из вышеупомянутых условий.
Из этого выходит, что редкий, очень редкий россиянин может быть живописцем своего отечества; ибо у редкого вся упомянутая библиотека в голове. Мне никто ещё не попадался в глаза, коему были известны все подробности состояния России во всех отношениях; разные её черты и мне ещё не известны.
Правда, есть лица, которые находятся на столь выгодных точках, что могут всё почти обозреть; однако и многое убегает от их взора по той или иной причине. Вообще живописец должен иметь все возможные пособия и материалы для своей картины, т.е. он должен иметь перед собой готовые и верно срисованные черты порознь, для того, чтобы соединить их в одно нераздельное целое. Но это искусство, представить все отдельные черты в единстве, весьма трудно и требует гениального творца; между тем как изобразить порознь, например состояние медицины, законодательства, торговли, землепашества, нравов и прочее может написать всякий.
Но изобразить сих предметов нельзя без частых повторений в одних того, что сказано в других; ибо теснейшая связь находится между медициной и законами, медициной и общежитием, общежитие связано с нравом и духом народным, дух с деятельностью в науках и искусствах, и, вообще, всё внешнее движение народа, деятельность с законами, законы с просвещением и религией; словом, всякая черта выходит из другой и переливается в иную, так что одна другой является причиной и следствием.
Итак даже изображение или история одного целого, находящегося перед вашими глазами есть сама по себе утомительнийший труд, ибо, кроме необходимости всех подробных, и вместе, верных сведений, надо бы ещё владеть редким и отличнейшим искусством живописать или описывать.
Конечно, цель истории настоящей России есть та, чтобы познакомить с ней всякого. Верного понятия, верного знакомства нельзя ожидать, как только от верного описания. Для сего нужно снять копию, так сказать, с самой натуры и представить всю машину ясно, как бы нВ ладони.
Съёмка подобной копии может иметь весьма полезные и благие следствия, ибо скорее и удобнее укажет на недостатки в натуре и подаст повод к исправлению оных. Для сего нужно бы всё, что только можно или позволительно выводить наружу.
По настоящему, надлежало бы всякий год снимать с целой народной массы верную копию и хранить её в надлежащем порядке; тогда только всякий наблюдатель, обозревая несколько копий, например 10, может усмотреть с копии до копии, постепенное перерождение, исправление целого, преобразование или перехождение, исправление целого, в тех или других, или во всех чертах. Эти только 10 верных копий, или изображений, т.е. история целого, могут составить верную десятилетнюю историю государства. Правда, что многое и главное в копии нелегко переменяется, т.е. то, что ныне было и в прошлом году, останется и в будущем и т.д. Однако никогда одна копия не похожа совершенно на другую; разница между ними всегда большая или меньщая, смотря по тому, как нововведения, изменения в общем устройстве и явления народной деятельности происходят чаще и больше. Чем более и ощутительнее разница между копиями, тем более было деятельности и движения к лучшему в государстве; но если эта разница между 10 копиями, первою и десятою очень мала, то это показывает, что народ в продолжении десятилетия находился в глубокой тишине или так в летаргическом бездействии; это был бы прямой путь к его ничтожеству,
бедности и слабости. Междоусобие или внутреннее волнение, раздор между частями, есть совершенно то, что конвульсии в человеке от коих всё тело изнемогает и умирает.
Итак, по этому очень ясно, что значит история народа или государства не только лет 10-ти, но и 500 и 1000 лет: разумеется, столько же верных изображений или копий отечества.
Эти 1000 копий, конечно, составляют 1000 томов, в которых многое повторяется одно и то же, но историк не перепишет всех этих копий вполне, но только представит первую полную, и, переходя через следующую, заметит только их постепенные разницы, не повторяя всего находящегося в первой. Или историк изображает подробно и ясно все постепенные перемены в своей копии от 2-й до 1000-й; заметит настоящие причины этих перемен и вместе пускается за их последствиями, которые суть не иное что, как последующие перемены же, или если сих естественных следствий или перемен не последовало, то изобразит те причины или обстоятельства, которые их удержали. Вот поприще для всякого гения. Эта гениальность состоит в том, кто сумеет предмет свой изобразить вернее и живее.
В течение 19-20 веков был собран внушительный объем новых источников по русской истории, и в монографической литературе, выпущенной как в России, так и за ее пределами, появились многие новые и значимые точки зрения. Широта охвата русской истории значительно увеличилась во времени, были осуществлены дальнейшие исследования как недавних, так и ранних периодов, и многие, не получившие ранее достаточного внимания, аспекты были разработаны значительно полнее, хотя и в неравной степени. В настоящее время достаточно подготовлена почвадля систематического представления целостного курса русской истории с соответствующим размахом, позволяющим предложить ее глубокое изложение, которое бы базировалось как на собранном источниковом материале, так и на результатах специальных научных исследований
Наряду с рассмотрением основных тенденций русской политической, экономической и социальной истории, во многих работах предпринята попытка их объединения с анализом культурного развития страны. Особое внимание, как отечественными историками, так и зарубежными, уделено истории составляющих частей Российской Федерации до и после их объединения под единой политической властью как в Российской Империи, СССР так и в РФ. Положение русских в мире обсуждалось историками на каждой стадии истории России не только с точки зрения внешней политики государства, но и в перспективе культурных контактов.
Особый интерес представляют работы, освещающие более ранний период русской истории, вплоть до прихода варягов.Это работы современных и авторов прошлого, таких как Д.И. Иловайский, А.Ф.Вельтман, Ю.И. Венелин, Г.В. Вернадский, В.И. Меркулов, Л.Н. Гумилёв, а так же других авторов 19-20 веков.
Подход авторов 20 века к материалам, используемым в этой работе, требует объяснения. До 20 века было принято начинать русскую историю с варягов, в то время как все произошедшее до этого времени, если и вовсе упоминалось, относилось к «доистории» с точки зрения изучавшего прошлое России. Именно археологи, отталкивающиеся от «доистории», впервые попытались проанализировать наиболее ранние тенденции развития истории России.
Решение задачи достоверного восстановления истории древней Руси встречается с почти непреодолимыми трудностями, поскольку соответствующие письменные, в особенности отечественные источники, характеризующие наиболее ранний период, чрезвычайно редки.
Можно, как это делал Г.В Вернадский, сравнить решение этой задачи с восстановлением разбитой вазы из осколков, часть которых утеряна; из-за широких пробелов трудно поставить на свои места даже те кусочки, которыми мы обладаем. Поэтому во многих случаях авторам работ по истории древней Руси было необходимо обращаться к методу предположения, но в каждом из них эти авторы пытались многократно проверять свои гипотезы при помощи всех доступных непрямых свидетельств.
Учитывая широкую миграцию ранних славянских племен, а так же тот факт, что зарождение и развитие любого государства протекает в тесном соседстве с другими народами и государствами, внимание этими авторами уделялось не только событиям в границах географического пространства самой России, но также развитию некоторых прилегающих регионов, как, например, на Балканском полуострове, а также политике существовавших в то время империй – Византийской империи, Тюркского каганата и халифата, связанной с историческими событиями в древней Руси.
Хотя в книгах авторов20 века много информации об истории Византийской империи, булгар, хазар и т.д., всё же они ни в коей мере не являются очерками византийской или балканской истории, а только описывают лишь некоторые моменты истории византийского мира,которые имеют прямое или косвенное отношение к развитию русского народа и русской цивилизации.
Исторические корни русского народа, как и всякого другого народа на территории РФ, уходят в глубокое прошлое. В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период.,,,»
Как говорилось выше, именно археологи, отталкивающиеся от «доистории»,впервые попытались проанализировать наиболее ранние тенденции развития истории России.
Во второй половине 20 века на основе археологии и открытий биологов в области генетических исследований появилась новая историческая наука - Археогенетика
в которой методыпопуляционной генетики применяются к изучению истории человечества. Автором термина «археогенетика» является британский археолог
Колин Ренфрю.
В 1963 г.
Эмиль Цукеркандль и химик
Лайнус Полинг предложили термин «палеогенетика», а «крёстным отцом» новой дисциплины стал биолог Сванте Паабо.
К методам археогенетики, в частности, относят:
анализ
ДНК, полученной из археологических останков (
древней ДНК,
англ.aDNA);
анализ ДНК современных популяций (людей, домашних растений и животных) с целью изучения человеческого прошлого и генетического наследия взаимодействия человека с биосферой;
применение статистических методов молекулярной генетики к археологическим данным.
Предшественниками археогенетики являлись исследованиягрупп кровии ранние работы о
Нашивка над левым нагрудным карманом на формевоеннослужащегоРФ содержит информацию огруппе кровиирезус-факторебойца (на снимке — военная форма с декорациями увольняемого в запас)
Позднее генетики провели анализ генетической истории всех основных культурных растений таких, как пшеница, кукуруза и домашних животных (таких, как коровы, козы, свиньи, лошади). Были предложены модели хронологии и биогеографии их одомашнивания и последующего разведения, в основном по данным митохондриальной ДНК.
Антонио Аморим использовал термин «археогенетика» исключительно в отношении генетических данных
антропогенеза.
Развитие генетической науки и применение её научных методов исследований в археологии позволило значительно расширить исторические знания о происхождении русского народа, установить вероятный регион происхождения, пути миграций по Евроазиатскому континенту и уточнить их пространственно-временные рамки.
Большое значение при этом имеет открытие геномов и их деления на характерные группы для разных народов. Оказалось возможным исследовать геномы костных останков из древних захоронений. В 20 веке наука дала и методы определения возраста артефактов. Установлено, чтохарактерным геномом для славян в общем и, в частности, для русских является геном гаплогруппы R1a1
Гаплогруппа R1a.
R1a — Y-хромосомная гаплогруппа, распространённая в Восточной Европе, Сибири, Средней и Южной Азии.
Происхождение гаплогруппы R1a
Происходит от мутации гаплогруппы R1, произошедшей у мужчины, жившего в Азии около 22 000 лет тому назад (по данным скорости мутаций). Вероятное распространение — несколькими волнами. Самаязначительная волна — ок. 3—5 тыс. лет назад из восточной Европы в рамках археологической культуры шнуровой керамики.
Этногеографическое распространение гаплогруппы R1a
Наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди лужичан (63%), поляков (ок. 56%),
татар 34%, башкир (36%) (у башкир Саратовской и Самарской обл. до 48 %); и в Центральной Азии: у худжандских таджиков (64%), киргизов (63%), ишкашимцы (68%). Умеренное распространение в скандинавских странах (23% в Исландии, 18-22% в Швеции и Норвегии), в Иране (до 25%). У брахманов в среднем 43%, но в 2-х индийских штатах Западная Бенгалия(восточная Индия) и Уттар-Прадеш(северная Индия) гаплогруппа R1a1 встречается с частотой 72 % и 60 % соответственно (субклад характерный для Центральной и Южной Азии R1a1-Z93).
Подгруппы гаплогруппы R1a
Абсолютное большинство носителей гаплогруппы R1a принадлежат к субкладу R1a1-M417, который делится на следующие субклады:
1) R1a-L664 по сути Северо-Западно европейская ветвь, найденная только в Западной Германии, Нидерландах и на Британских островах.
2) R1a-Z645 составляет корневой субклад R1a, распространенный отЦентральной Европы до Южной Азии.
3) R1a-Z283 является основным субкладом в Центральной и Восточной Европе.
4) R1a-Z284 представляет собой скандинавский субклад с эпицентром в Норвегии. Он находится также в местах колонизированных норвежскими викингами, как и некоторых частях Шотландии, Англии и Ирландии. Несколько субкладов были определены, в том числе L448, L176.1, Z287/Z288, Z66 и Z281, о котором мало что известно на данный момент.
5) R1a-M458, прежде всего, балто-славянский субклад с максимальной частотой в Польше, Литве, Чехии, Словакии, но также довольно распространен в Юго-Восточной Украине и на Северо-Западе России. Подсубклад R1a-L260, очевидно, Западно- славянский, с максимальной частотой в Польше, Чехии и Словакии, и встречается на более низких частотах в Восточной Германии, Восточной Австрии, Словении и Венгрии.
6) R1a-Z280 также балто-славянский маркер, найденный по всей Центральной и Восточной Европе (за исключением Балкан), с западной границы с востока на юго-западе Германии и в Северо-Восточной Италии. Он может быть разделен на множество кластеров: восточнославянские, Балтииские, Поморские, польский, Карпатский, Восточно-альпийский, чехословацкие, и так далее. Его субклад R1a-L365является Поморским кластером найденным также на юге Польши.
7) R1a-Z93 (он же Z94 и Z95) является самым распространенным азиатским субкладом гаплогруппы R1a. Он находится в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Западной Азии (в том числе среди ашкеназских евреев). R1a-Z93 является маркером исторических народов, таких как индо-арийцы, персы, мидяне, Митанни, и татары, и проникнут вплоть до генофонда арабов и евреев. Его субклад R1a-M434 составляет небольшой процентнаселения Пакистана. Следы были также найдены в Омане.
8) R1a-L657 предположительно одна из возможных линий лингвистических ариев(наряду с другими южно-азиатскими гаплогруппами) т.к. сегодня он наиболее типичен для Индии, куда мигрировали индо-арии из некоторых арабских стран (возможно это потомки митаннийских ариев). Хотя он также обнаружен и в Казахстане среди тюркоязычного населения.
9) R1a-Z2123 вероятно связан с миграциями тюрков, т.к. именно этот генетический маркер обнаружен в высокой частоте у тюркоязычных народов - башкир, карачаевцев и балкарцев. Помимо тюрков данный маркер встречается в южной Азии.
10) R1a-CTS6 можно условно назвать еврейским субкладом, т.к. именно этот снип характерен для левитов и ашкеназских евреев.
Место рождения первых носителей гаплогруппы R1a1
«При изучении истории гаплогруппы R1a1, оказалось, что потомки старейших предков гаплогруппы R1a1 живут в настоящее время в Сибири и Китае.Их общий предок жил примерно 20-22 тысячи лет тому назад, видимо, в Сибири. Как это удалось установить? Во-первых, палеолитические образцы со стоянки Афонтова Гора и Мальта выявили наличие гаплогруппы R1 в этом регионе, а это Сибирь.
Также в статье, озаглавленной «Физическая антропология и этничность в Азии: переход от антропометрии к геному», были приведены относительные частоты гаплогрупп, встречающихся у нескольких популяций Китая. Сами гаплотипы не сообщались, но было указано, что гаплогруппа R1a1 встречается у этнических групп Hui, Bolan, Dongxiang и Sala на севере Китая, с частотами 18, 25, 32 и 22%, соответственно, наряду с гаплогруппами DE, С, F*(xK), О, O3, К*(хО,Р) и P*(xR).
Как видно, доля гаплогруппы R1a1 в этих популяциях весьма заметна, причем именно древних и первых носителей гаплогруппы R1a1. Базовый гаплотип в столь древних гаплотипах определяется с трудом, и определённое количество мутаций может быть неточным, потому был применён пермутационный метод расчета времени жизни общего предка. Для этого метода не требуется базовый гаплотип, и не нужно вносить поправку на возвратные мутации. Для всех 31 гаплотипов сумма квадратов мутационных различий между всеми аллелями каждого маркера попарно была равна 10184. Её следует разделить на квадрат числа гаплотипов в серии (961), на число маркеров в гаплотипе (5) и на 2, поскольку пермутации считаются симметрично в обоих направлениях. Это дало среднее число мутаций на маркер 1.060, уже с учётом возвратных мутаций. Разделив на 0.00135 мут/маркер/поколение, получаем, что общий предок всех 31 гаплотипов жил20 000 ±3000 лет на¬зад. Это - более точная величина, чем рассчитанная выше, по «линейному» методу, хотя и совпадает с ней в пределах погрешности расчётов (21000±3000 лет до общего предка).
Вполне вероятно, что гаплогруппа R1a1 (точнее, новая мутация М17) появилась примерно 20 тысяч лет назад в южной Сибири, и её носители разделились. Одни мигрировали на запад и дошли до Балкан примерно 12 тысяч лет назад, хотя этот общий предок технически мог относиться к любой части миграционной траектории. Другие носители гаплогруппы R1a1 Ушли южнее, в Китай и далее в южную Индию и Пакистан, куда прибыли примерно 12 тысяч лет назад. Естественно, эти южно-индийские гаплотипы гаплогруппы R1a1 должны принципиально отличаться от «арийских», «индоевропейских» гаплотипов R1a1. Так оно и получилось.
Гаплогруппа R1a1 в Индии:
Проедставители брахманов, гаплогруппа R1a-Z93 (он же Z94 и Z95)
Этот сценарий разрешает кажущееся противоречие между тем, что одни гаплотипы гаплогруппы R1a1 в Индии являются принадлежащими к субкладу Z93 (5500±500 лет), а другие индийские гаплотипы гаплогруппы R1a1 отличаются от них и по виду, и по возрасту и имеют общего предка примерно 7 тысяч лет назад. Это подавалось в статьях индийских и ряда европейских авторов как отрицание прихода ариев Z93 в Индию и как то, что все индийские гаплотипы гаплогруппы R1a1 являются автохтонными. И то, и другое скорее всего неверно. Приведём конкретные данные. В одной из работ приведены 46 шестимаркерных гаплотипов гаплогруппы R1a1 из трёх племён южной Индии, территория Андра Прадеш, племена Naikpod, Andh, и Pardhan. Все 46 гаплотипов имеют 126 мутаций 9000±950 лет до общего предка.
Гаплогруппа R1a1 в Пакистане:
Рассмотрим серию пакистанских R1a1-Z93 гаплотипов, приведенных в той же статье Сенгупты. В ней - 42 гаплотипа, содержащих 166 мутаций, что даёт 9000±890 лет до общего предка. Эта величина в пределах погрешности совпадает с 9200±950, приведённой выше для южноиндийских древних гаплотипов. Возраст предка тоже совпадает в пределах погрешности расчётов (4375±800 и 4050±500 лет). Не считая «индоевропейского» предка, общий предок трёх пакистанских базовых гаплотипов гаплогруппы R1a1 жил не менее 12 ты-сяч лет назад. Это можно показать попарным сравнением базовых гаплотипов. Например, первый и третий гаплотип различаются на 9 мутаций на 10 маркерах. Это разводит их предков на 25 000 лет и помещает их общего предка на 15 000 лет назад. Второй и третий гаплотипы различаются на 8 мутаций на 10 маркерах. Это помещает их общего предка на 12 000 лет назад. В любом случае, это значительно древнее, чем гаплотипы R1a1 в Южной Индии. Видимо, это всё те же древние южносибирские гаплотипы, носители которых более 10 тысяч лет назад мигрировали в Китай, в Южную Индию, и в Европу. Предковый китайский гаплотип имеет характерную аллель DYS19=14, которая почти не встречается в Европе.
Гаплогруппа R1a1 в Средней Азии:
Таджики.
Киргизы
Наконец, кратко рассмотрим серию из 10 среднеазиатских гаплотипов гаплогруппы R1a1, приведённую в той же статье. Они содержат только 25 мутаций, что даёт 5000±900 лет до общего предка. Это та же величина, что и для «индоевропейских» индийских гаплотипов гаплогруппы R1a1. Таким образом, имеются два древних подразделения гаплотипов гаплогруппы R1a1 - одно на востоке и одно на западе. Восточные гаплотипы происходят от общих предков, живших 20-12 тысяч лет назад, и, видимо, мигрировавших южнее из региона южной Сибири, в Китай и далее в Южную Индию и Пакистан между 7 и 12 тысяч лет назад. Западные гаплотипы происходят в своём большинстве от общего предка, жившего около семи тысяч лет назад на Русской равнине, но некоторые восходят к общему предку, жившему около 12 тысяч лет назад, видимо, в Европе. Около 4 тысяч лет назад имела место обратная миграция носителей гаплогруппы R1a1 с запада на восток, которая принесла гаплотипы с общим предком примерно 7 тысяч лет назад обратно в Сибирь, на территорию андроновской археологической культуры, в Среднюю Азию и далее в Индию, уже как «индоевропейские» гаплотипы гаплогруппы R1a1-Z93. Так в Индии встретились два потока гаплотипов гаплогруппы R1a1, имеющих разную историю, и различающихся по составу аллелей. Это и породило заблуждения в литературе в отношении отнесения этих гаплотипов, которые были ошибочно приняты за автохтонные индийские гаплотипы. Резюмируя этот материал, датировку и регион происхождения гаплогруппы R1a1 следует отнести к периоду примерно 20 тысяч лет назад, предположительно южная Сибирь. Вероятно, там же произошло образование гаплогруппы R1b, примерно 16 тысяч лет назад. Это все ветви древнего азиатского предка гаплогруппы R1а1.
…»
Из приведённых примеров видно, что, для того чтобы превратитьархеогенетику в науку, простого сочетания археологии и генетикиоказалось мало – понадобилась и математика. Выше нами уже упоминалось, что в последнее время всё большую силу начинает набиратьклиодинамика — математическое моделирование исторических процессов.
В возникновении археогенетики как науки, математика послужила связующим звеном между археологией и генетикой. Но это ещё не математическое моделирование исторических процессов, хотя именно это применение математики и показывает, что существующая хронология неверна и требует существенной корректировки.
Ставя себе целью написать историю Древней Руси до прихода Варягов Г.В. Вернадский писал о том какие трудности возникают на пути достижения поставленной цели:
«…Намерение автора при написании настоящего тома состояло в подходе к раннему периоду не с точки зрения археолога или историка классики, а с позиций историка России: целью было рассмотреть его как органическую часть русской истории. Поэтому он начинает не с девятого, а со второго века, не с варягов, а с антов и ранних племен русь. В то время как вряд ли кто-либо будет отрицать значимость такого плана, его исполнение встречается с почти непреодолимыми трудностями, поскольку соответствующие письменные, в особенности отечественные источники, характеризующие наиболее ранний период, чрезвычайно редки. …»
Эту же трудность отмечал и историк 19 века А.Ф Вельтман:
«…не века и не перевороты в судьбах лишили Pyccкий народ памяти о славе прошедшей: он сам стер ее, когда Христианская религия, водвореннаякрасным cолнцем России,отнесла и земную славу к славе Единаго. И нигде, в устах певцов славы,не заменилась так добровольно витязная песнь песнию духовной.
Это составляет главную причину, что из времен язычества Славян и Руссов сохранилось только то, что по отношениям, или случайно, вошло в предание соседних народов. Но у всех исконных дипломатических друзей правда не сходилас языка. …»
Но А.Ф. Вельтман отмечает идругую трудность на пути к исторической правде:
«…Немецкий историк Г. Люден, попытался провести Идею всемирного органического развития государства и права во «Всеобщей истории народов и государств» (Г. Люден (в 3 т. 1814 – 1822).
Г. Люден Изучая Историю древней Германии, и испытав томительную непрерывную борьбу с темнотой, смутой преданий и с тяжким трудом извлечь из них истину, сознается, что эта смута заключается не в самой Иcтории, а в историках, которые по ведению и неведению нарушали самый простой смысл преданий..
Этот справедливый упрек лежит не столько на древних историках, сколько на историках времен истинно варварских, когда, существовавшия некогда, добросовестность и отчетливость в переписке рукописей, заменились подлогами, умышленными и невежественными изменениями, для потребностей времени, и для укоренения в недрах Истории генеалогическаго древа не только пришлых личностей, но и народов. …»
Клио - муза истории и героической поэзии
Клиодинамика - математическое моделирование исторических процессов – это тот инструмент который поможет проложить путь к исторической правде о Древней Руси.
1. Подход к проблеме происхождения русского народа. (По Г.В. Вернадскому)
Карта 1. Ландшафтные зоны европейской части СССР Условные обозначения:
Исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое. В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период. В целом проблема этногенеза любого народа чрезвычайно сложна. Мы не должны подходить к ней в свете таких упрощенных традиционных схем как теория генеалогического древа языков, которая длительное время рассматривалась как универсальная панацея не только филологами, но и историками.
Данное положение выдвминутое Г.В. Вернадским справедливо и до настоящего времени. Это подтверждается фактом существования двух родственных по ДНК народов, а именно Киргизов и Таджиков, имеющих гаплогруппу R1A1 с равным количеством носителей этой гаплогруппы по 63%, но Киргизы тюркоязычны, а Таджики ираноязычны. Явно, что образование языков этих народов зависело от процессов этногенеза.
В отношении доисторического фона формирования русского народа мы должны в особенности избегать таких генерализаций как «изначальный панславянский язык» (Ursprache, праязык), который, как предполагается, существовал до разветвления новых славянских языков, или же «изначальная панславянская родина» (Urheimat, прародина), в которой, согласно предположению, предки всех славянских народов начали свою историческую жизнь. Подобные обобщения не оказывая какой-либо помощи историку, скорее, затемняют вопрос.
Благодаря открытиям археогенетиков о формировании русского и любого другого народа можно вести речь только с точки зрения теории этногенеза, хотя для носителей одной и той же гаплогруппы и существует одна прародина.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)