Киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. до н.э.)
Северные соседи скифов
В перечне народов, живущих к северу от «рынка борисфенитов» (т.е. Ольвии), Геродот упоминает среди других племен
каллиппидов
(Каллипидами называют древний народ живший, по утверждению
О проживании в Европе скифов-кочевников писали Геродот, Фукдид, Диоген Лаэртский. Геродот рассказывает, что вокруг Ольвии живут каллипиды, или эллиноскифы, т.е. эллины скифского происхождения. Уже эти названия показывают, что сами греки стали считать этих жителей полугреками-полускифами. Очевидно поэтому греческие летописцы относят царей скифов к потомкам Зевса, Геракла. В сохранившихся легендах, мифах встречаются смешанные греко-скифские (тюрк.) гибридные имена героев. В древнегреческих мифах рассказывается, как богиня обмана Ата овладела разумом Зевса. Разгневанный на богиню Зевс, схватив за волосы, низвергнул ее с Олимпа. С тех пор, как гласит легенда, богиня обмана Ата живет среди людей. Или мифологический беотийский герой Агамед, сын Эргина (Аргина), знаменитый зодчий. Ни в одном языке мира нет таких слов, кроме тюркского Ата, Ага. Даже на праязыке тюрков ата означало деда, а ага - старший по возрасту мужчина, чаще так без имени обращаются только к старшим мужчинам, а не женщинам. Неизвестно, каким образом в греческой легенде Ата стала богиней, женщиной. Имя Агамед дословно на тюркский переводится, как брат мой, в прошедшем времени. Имена предводителей греческого войска во время Троянской войны Агамемнона и его брата Меналая тюркские. Он сын Атрея и Аэропы. Фукдид пишет, что родоначальник их Пелопс прибыл из Азии с большими деньгами. Деньги укрепили могущество и власть Пелопса. Эллино-скифы (каллипиды) тоже возводили родословную знатных людей к мифологическим героям древней Эллады. Позже, правители и знатные люди тюрков стали зачинателями своей родословной считать грозного предводителя гуннов Едиля (Аттилы) и его потомков. Интересные сведения о происхождении и жизни, учениях и изречениях знаменитых философов древней Эллады оставил античный автор Диоген Лаэртский. Он пишет: “Анахарсис – скиф, сын Гнура (Конура) и брат Кадуйда, скифского царя, по матери же – эллин и оттого владевший двумя языками. Вот наши о нем стихи:
После скитаний далеких Анахарсис в скифию прибыл,
Чтобы уроженцев учить жизни на эллинский лад.
Но, не успев доказать до конца напрасное слово,
Пал он, пернатой стрелой к миру бессмертных причастен”.
“Это его слова, - пишет он, - что “лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения”. Анахарсис погиб на охоте от стрелы родного брата. Диоген Лаэртский приводит его последние предсмертные слова: “Разум оберег меня в Элладе, зависть погубила меня на родине” (Д. Лаэртский. М., «Мысль», 1979 г., стр. 95). Много лет спустя такая же участь постигла скифского царя Скила. От матери, родившейся в одном из эллинских городов, он научился обычаям и образу жизни эллин, посещал их города, имел привычку жить среди них, а затем возвращаться в Скифию. Скифы ревниво охраняли свою веру – тенгрианство - от посягательства других религий. Малейшее отступление от ее канонов каралось смертью. Так они убили и своего царя Скила, узнав, что он, облачившись в греческую одежду, принимает участие в ритуальных празднествах – чествовании греческого бога Диониса Вакха. Скифы вменяли эллинам в стыд их вакхические празднества. Геродот пишет: «Ибо, говорят они, неподобно измышлять такого бога, который приводил бы людей в бешенство. И вот, когда Скил посвятился Вакху, некто из борисфенитов обратился к скифам с такою насмешкою: «Вы, скифы, смеетесь над нами, что мы празднуем Вакха и что бог сей нас обуревает; но вот сей бог обуял и вашего царя, и он празднует Вакху и безумствует в боге; если мне не верите, ступайте за мною, я вам это покажу». Начальники скифские пошли за борисфенитом, и он тайно ввел их в терем; когда же явился Скил с хороводом и они его увидели, празднующего Вакха, то пришли в великое негодование и, уйдя, объявили виденное всему войску. И когда после сего Скил возвратился во владения свои, то скифы восстали против него, избравши предводителем брата Октамасада, что рожден был от дочери Тереевой. Скил, узнав о случившемся и о причине, почему сие сделалось, бежал во Фракию. Октамасад, о сем уведомясь, пошел во Фракию войною. Когда достиг он Истра, вышли ему навстречу фракияне и готовы уже были вступить в битву, как Ситалк послал сказать Октамасаду: «Что нам испытывать счастье? Ты сын моей сестры; у тебя находится мой брат; отдай мне его, я отдам тебе твоего Скила. Опасностям же войны не будем подвергать себя ни ты, ни я». Так объявил Ситалк через своего посланного; и в самом деле, у Октамасада находился брат Ситалка, бежавший от него. Октамасад одобрил предложение и, отдав Ситалку своего дядю по матери, получил от Ситалка брата своего Скила. И Ситалк удалился с братом, а Октамасад там же немедленно отрубил Скилу голову. Вот так скифы защищают свои установления и наказуют тех, кои принимают иноземные обычаи» («Историки Греции. Геродот», М., «Художественная литература», 1976 г., стр. 128-129). Позже, через много столетий, кочевники-тюрки даже после принятия ислама не расстались со своей древней религией, под мусульманской внешностью сохранили свой собственный дух тенгрианства.
О философе Аркесилае Д. Лаэртский пишет, что “он скиф, был четвертым среди братьев (двое от одного отца и двое от одной матери). Старшего от одной матери звали Пилад (Пулад-Булат), а старшего по отцу – Мерей. До своего отъезда в Афины он учился у математика Автолика (тюрк. произношение Апталык, слово авто появилось гораздо позже), своего земляка, и сопровождал его в Сарды. Брат Мерей побуждал его к риторике, но он остался предан философии”. Автор называет имя скифа пифогорийца Демокрита, родившегося в скифском городе Абдере. В книге Д. Лаэртского упоминаются и другие мыслители и философы скифского происхождения. Все выше приведенные скифские имена и названия построены на базе исконно тюркского лексического материала. Тюркские звучания Анахарсиса — Анак-арыс, Скил — скел, скер, скерлi (деловой), Октамасад — ґктем-асад (непревзойденный), Мерей —душевный, доброжелательный, Абдер. Эти имена-слова (Абдер аман, ґктем,Октам) и сегодня звучат в речах тюркских народов, часто встречаются.
Историки разных эпох указывали на проживание в этом регионе предков кочевых племен. Птолемей свидетельствует о том, что в середине II века до н. э. гунны жили на территории Северного Кавказа. В отличие от других он называет их своим именем. Древние летописцы Финикии, Греции, Рима, Персии, Византии именовали народ, проживавший в этом регионе аргимами, аргиями, аргиппейями, у некоторых авторов - [ари]маспами (возможно, это тоже искажённое аргимаспа). Как мы заметили выше, все слова начинаются с “арги”. Родиной их считается побережье Черного и Каспийского морей и Приазовье (Боспорское царство), т. е. территории, относящиеся к циркомпонтийской цивилизации. Фонетическая трансформация звуковых вариантов тюркских этнонимов, топонимов, антропонимов, как нам представляется, произошла гораздо позже уже в другой языковой среде. Любопытно происхождение некоторых топонимообразующих формантов. Например, своеобразной формой адаптации скифско-гуннских слов явилось добавление к этнонимам, именам, названиям латино-эллинских фонетических формантов “пей”, “паса”, “фона”, “фоний”, сравнимые с окончаниями, функционирующими в фамилиях на -ов, -ев, -ский, -обич. Здесь слово «оба», по мнению некоторых тюркологов, означает место, родовое поселение (семейное гнездо), где проживала большая семья, группа семей. Обычно слово «оба» рассматривают как апеллятив, имеющий значение «холм», «курган», рукотворный «холм», «курган», в него вкладывается также понятие «сооружение», принадлежащее семьям, родовым группам, как у этрусков Тум(а)улус. Например, тюркские адаптированные имена: Кос-оба, Билик-оба, Кул-оба, Томзак-оба — ставшие фамилией знатных людей России, такие как Гза Билюк-обич (ович), Кулобич, Ярополк Томзак-обич и т. д. указывает на принадлежность их к определенной группе. Также в латинской, эллинской грамматике формантообразующее “пей”, «паса» часто употреблялись при обозначении этнонимов племен и рода. Это прослеживается и в трудах Геродота. Согласно Геродоту, аргимпеи (аргиппеи), как и все скифы, почитали богиню Аргим-паса (т. IV, 59), тождественную с греческой Афродитой Уранией. Эллины почитали ее как божество, олицетворяющее богатство материального мира. Урания с древнегреческого языка на тюркский переводится как “небесная”, от тюркского Небо – Тенгри. Из записи Геродота видно, что аргимпеев (аргиппеев) почитали как богов, считали священными. Бесспорно, обожествление аргиппеев связано с именем богини Аргимпаса (Аргим-апа).
Геродот в разделе четвертой книги “Мельпомена” пишет: “Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий не имеют; более того, они и соседей своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, тому никто не причиняет обиды; имя сему народу аргиппей” (Геродот. «История». М., 1993 г., стр. 193). Далее он подробно описывает взаимоотношения их с другими народами и другие особенности. Аргиппеи – адаптированное к греческому языку звучание имени этого племени. У Бартольда имя божества, как в «Мифологическом словаре», взято с древнеэллинского первоисточника “аргимпей” (аргинпей). Аргимпаса тождественна греческой Афродите Урании, вместе с Ойтосиром (Ой тасыр), Аресом (ґріс) и Гераклом составляла третий разряд богов семибожного скифского пантеона («Мифологический словарь». М., «Советская энциклопедия», 1991 г., стр. 61). Здесь имена древнеэллинских мифологических героев переводимы, имеют тюркские значения Тенгри-Небо, в переводе на греческий Урания, Ойтосир дается в первоначальном звучании ой — мысль, идея, тасир — бурный поток, вместе — поток мысли. Позже культ Аргим-паса широко распространяется в другие города-государства Причерноморья (Боспорское царство), Средиземноморья и Малой Азии. Воздвигались ей грандиозные памятники. На монетах города Херсонеса чеканились изображения богини Девы-апа (Аргин-апа) в виде охотницы, стреляющей из лука. Кочевники (тюрки) имена святых не называют, поэтому она богиня Апа, понятное всем без имени Аргин апа, а местонахождения памятника Апа тѕр (тюрк. тѕр дословно стоит, поставлен). Отсюда появляется ее второе имя Апатура. У памятника богини Апа проводились различные обрядово-культовые праздники кочевников, приносились символические жертвы. Местонахождения памятника также считалось священным. Богиню-деву жители Боспорского царства Херсонеса считали своей вечной царицей, ей были посвящены специальные празднества. В греческих городах Малой Азии с культом богини Аргим-паса связан институт женоподобных гадателей-энареев (скифск. эна, ана - мать). Такая эллинизированная форма богини Аргим-паса у древних греков получила название Арган-фона. Эллинская богиня Арган-фона – эллинизированная форма скифской богини Аргин-апа (Аргим-паса). Исследователи допускают, что одни и те же божества, когда-то почитавшиеся общими предками до расселения племен, в процессе дальнейшего развития так переродились под сильными воздействиями языковых и религиозных различий, что почти неузнаваемой стала их первоначальная тождественность (Д. Фрезер. «Золотая ветвь», М., 1928 г., вып. 1, стр. 1). Название “арга”, “арка” встречается и в древнейших легендах народов Средиземноморья. Геродот пишет о существовании легенды, в которой говорится о святой деве Арга, которая якобы пришла из глубин Азии к греческим богам, обитавшим на острове Делос (Геродот. «История», стр. 195). Реальность этой легенды подкрепляется этнотопонимами, оставшимися в названиях мест: островов, возвышенностей и рек, множество из них дошли до наших дней. Например, название Аргинулуских (искаж. Аргинууских) островов. Во всех древних городах, заселенных греками-ионянами (каллипидами — эллино скифами из Малой Азии), с особой торжественностью проводился праздник Апатуры. Он символизировал у греков, как и у древних тюрков, религиозную общность родов внутри племени (фратрий). Во время праздников в списки вносили новорожденных и вступивших в брак женщин.
Первоначально культ богини Арга(н), Аргимпаса возник в Азии. Имя Аргим-паса (апа) перенесено скифами в Малую Азию и в государства Средиземного моря. Аргимпаса становится Арганфоной, Апатурой, Артемидой. Жрецами при храме Артемиды в Эфесе были евнухи, которые назывались мегабизами (на древнетюрк.: мек, мег – евнух, абыз – мудрый, знаток). Вместе с ними должны были быть жрицами и девушки. В Боспорских надписях Артемида-советница. Надпись из Пантикапея, датированная годами правления Фарнака (63-47 гг. до н. э), гласит: “Царь царей великий Фарнак, Артемиде – советнице”. Изучив по найденным археологическим материалам порядок организации жречества, иконографию по ориентировкам культовых построек, специалисты считают, что несмотря на имеющееся греческое влияние, в культе преобладали восточные черты. Плутарх приводит сохранившуюся надпись на одной из колонн, поставленной Артемиде, элегическими стихами (Плутарх. «Избранные жизнеописания», «Правда», 1987 г., т. 1, стр. 223):
Множество всяких народов, из Азии дальней пришедших,
Чада Афин поразив на море этом в бою,
Памятник сей Артемиде поставили, деве-богине,
После того как все войско погибло мидян.
В древнегреческой легенде девятым подвигом Геракла считают его поход в страну амазонок. Миф рассказывает, что на него напали сразу семь амазонок, которые были спутницами Артемиды. Никто не был им равен в искусстве владеть копьем. Впереди войск амазонок, как гласит стародавняя легенда, неслась быстрая как ветер Аэлла. Тюркское значение ее имени означает женщина (тюрки женщину на разных диалектах называет ёйел, эйэл, айэлл). Покровительницей и защитницей Боспора греки считали Афродиту, называя ее Афродитой-Уранией. С древнегреческого языка на тюркский “урания” переводится, как “небо” – “Тенгри”. На Боспорских надписях эта богиня называется Афродитой-апатурой. Афродита - мифический герой народов Турана. ”И у древних эллин Афродита сначала была богиней неба (тюрк. Тенгри), посылающей дождь, постепенно превращаясь в легендах в богиню любви. Как видим, лексема продолжает употребляться и тогда, когда божество с этим именем уже забыто и на смену ему пришли другие названия. М. Кашгари пишет, что настоящее имя тюркского богатыря Алып-тона было Афрасиаб. Схожесть легендарных имен Афродита и Афрасиаб, совпадение исторических свидетельств разных эпох, из разных географических мест, подводит читателя к мысли о древнетюркском происхождении этой легенды. Э. Шюре тоже указывает на азиатское происхождение имени Афродита. В этрусской мифологии богиней любви и плодоносных сил природы считается Туран. Туран — название их первородины. По мнению исследователей, она соответствует Астарте, Афродите. Туран считалась и покровительницей царской власти в этрусских городах. На культе Афродиты сильно сказались восточные влияние, главным образом культа финикийской богини Астарта, — отмечали некоторые исследователи. Великая Мать богов — азиатская богиня Кибела (дословно с тюрк. тонкая талия — бел, статная). Пессисунт в Галатии (область в Малой Азии) был главным центром ее культа. Во Фригии гора Ида считалась местом обитания демонов, служителей великой богини-матери Кибели, их называли дигитами (джигитами, жигитами) горы Ида. На латыни «дигити» (digiti) означает палец, поэтому греки это слово переводят дактилами, т. е. пальцами демона горы Иды. Тюркское значение легенды передает иной смысл. Дигити это джигити-демоны богини Кибели. Тюркское слово Джигиты — богатырь. В бою джигиты это «настоящие» демоны. Тюрки, когда восхищаются мудростью, героизмом, безумной храбростью героя говорят, что это настоящий джигит. Термин “джигит”, джигитовать сохранился у тюрков и русских казаков. Еще один пример, откуда происходит название Вавилона. В Библии Вавилония занимает всю территорию Междуречья, точнее, долины между Тигром и Ефратом, которая до этого называлась Шинар (тюрк. Чинар, Шынар). В Древнем Шумере существовало и религиозное название Вавилона как центра культа великого бога Мардука — Ка-аш-да, на языке местных жителей это звучало как «Халду» (тюрк. халду — оставленный, в смысле оставленный богом), а в народе назывался — Баб-ил-лу. Баб — тюркское литературное слово, наиболее близкое казахам, определяющее состояние человека — душевный комфорт.
и алазонов.
(Алазоны (
Некоторые учёные видят в алазонах древних предков
Значительное число поселений и городищ скифского времени, на территории их обитания (север и центр современной Николаевской области,
Ведущую роль в хозяйстве скифов, особенно на первых порах, играло кочевое скотоводство. Кочевники разводили овец и лошадей, позднее появились и стада коров. Это обусловливалось самой природой
Животные давали мясо, молоко, шерсть, кожу. По свидетельству греческого ученого Псевдо-Гиппократа,
Конечно, некоторые из этих народов в наиболее благоприятных местах переходили к оседлому образу жизни, осваивали земледелие. Они сеяли пшеницу, ячмень, горох, чечевицу. Но и в их хозяйстве помимо земледелия значительную роль по-прежнему играло скотоводство, но уже не кочевое, а пастушеское. Зимой скот оставался в стойлах на поселениях, а в остальное время выгонялся на открытые пастбища вокруг поселка. В отличие от кочевников в стаде у этих племен преобладали коровы, значительно меньше было овец и лошадей. У оседлых скифов развивалась металлургия, а также изготовление изделий из кости и кожи, ткачество. Для экономического развития скифов и их соседей в лесостепи Восточной Европы большое значение имела торговля с греками — жителями городов-колоний Северного Причерноморья. Из Скифии в Грецию поставляли хлеб, мед, рыбу, скот и рабов. В обмен скифы получали продукцию греческих ремесленников и ювелиров. Изделия из Греции археологи часто находят в скифских поселениях и курганах.
Изначально основным типом жилья
Народы скифского мира, переходя от кочевого к полукочевому образу жизни, строили зимние и летние поселения, называемые зимниками и летниками. На зимниках жили в деревянных срубах с дощатыми полами, на летниках — в легких шалашах и шатрах из войлока.
В быту у этих народов, как у кочевников, так и у земледельцев лесостепи, широко использовалась деревянная посуда с круглым дном, без ручек или с одной ручкой. Из-за плохой сохранности дерева до наших дней такие сосуды редко доходят целыми. Обычно археологи находят от них только золотые украшения в виде отдельных пластин. Также были распространены лепные горшки и кувшины простой формы, выполненные достаточно грубо и украшенные незатейливыми узорами.
Из металлической посуды часто применялись крупные бронзовые литые котлы. Они имеют округлую или овальную форму, высокую ножку, ручки размещены вдоль верхнего края. Скифские котлы предназначались для варки мяса жертвенных животных. Геродот пишет, что скифы «как только сдерут шкуру с жертвенного животного, очищают кости от мяса и затем кладут в котлы местной выделки». С начала торговых контактов с греческими колониями Северного Причерноморья в Европейскую Скифию попадает и античная глиняная посуда: амфоры, сосуды для вина, столовые виды сосудов. Особое место в материальной культуре народов скифского мира занимали культовые сосуды. Они использовались во время ритуальных действий и в погребениях. Это серебряные, реже золотые круглые по форме кубки и ритоны — сосуды в форме рога животного.
Культ питья был связан с важными для народов скифского мира представлениями о воинской доблести. Так, например, из сосудов (каждый год их изготовляли специально) пили вино храбрые воины, убившие врагов за прошедший год. С традицией употребления культовых напитков также, возможно, был связан культ Сомы (Хаомы), божества хмельного, опьяняющего растения и напитка.
Вино являлось одним из основных предметов ввоза из греческих городов:
Алазоны жили, возможно, в середине региона Буга. «Выше алазонов там живут
Скифами-пахарями мы называем все оседло-земледельческое население лесостепной Скифии от Днестра до Дона, независимо от того, называл ли его этим именем Геродот или нет. Если исходить из точного смысла слов Геродота, то скифами-пахарями для него было население лесостепной части Южного Побужья, о среднеднепровских скифах он не упоминает и даже, по-видимому, не знал об их существовании так же, как о скифах донских. Возможно, что в его представлении все лесостепное население Скифии сливалось в одну массу. Во времена Геродота, Ольвия была связана с населением не Побужья, а Среднего Поднепровья, но связь эта осуществлялась по Бугу и его притокам Ингулу и Синюхе, почему среднеднепровские скифы и представлялись Геродоту находящимися в Побужье.
скифы-аротерес (землепашцы).
В соответствии с характером хозяйства и образа жизни памятниками этих скифов являются не только погребения, но и многочисленные поселения, среди которых особенно замечательны городища, т. е. земляные укрепления, в одних случаях заселенные, а в других служившие только убежищами на время военной опасности. В пограничье степи с лесостепью городища возникают еще на чернолесском этапе. В большинстве своем они небольшие, расположенные на защищенных самой природой местах — главным образом на береговых мысах, но с начала собственно скифского периода, который мы связываем с возвращением скифов из Азии, эти городища заменяются более обширными с мощными оградами, уже далеко не всегда соответствующими естественным рубежам, но все же сооруженными с учетом созданных природой преград. Возведение таких укреплений было возможно только совместными усилиями большого числа людей, из чего следует, что вместо мелких разрозненных групп у скифов-пахарей возникают крупные военно-территориальные объединения, ставшие необходимыми для отражения усилившейся опасности со стороны соседей, кочевников. По всей вероятности, теперь земледельцам приходилось обороняться уже не от мелких грабительских шаек, а от сильных воинских соединений, для чего требовались другие способы борьбы и соответственно иные формы общественной организации.
Одним из самых замечательных городищ является Немировское, находящееся в бассейне среднего течения Южного Буга близ г. Немирова на речке Мирке. Оно состоит из двух частей — укрепленного поселения, расположенного на сапогообразном мысу высокого берега небольшой речки, образованном двумя впадающими в нее глубокими оврагами, и обширного пространства по обе стороны этой речки площадью свыше 100 га, обведенного высоким с крутыми склонами валом и рвом протяженностью около четырех с половиной километров. Мысовое поселение внутри этой ограды защищено тоже валом и рвом с напольной стороны между оврагами и со стороны выступающего в виде носка сапога конца мыса с наиболее пологими и доступными с этой стороны склонами. Для пропуска через территорию городища речки Мирки, верховий оврагов с ручьями и для въездов во внешней ограде городища имеется несколько перерывов, в древности, надо полагать, закрытых деревянными оборонительными сооружениями. Деревянной оградой были усилены и все земляные укрепления городища. Остатки ее представлены углями и обожженной до крепости кирпича или наоборот, рассыпающейся мелкой крошкой насыпной землей и полостями от выгоревших бревен в валу.
На всей обведенной внешней оградой площади городища, за исключением внутреннего особо выделенного укрепления, никаких следов поселения не обнаружено; она предназначалась не для постоянного населения, а для размещения стекавшихся сюда в случае военной опасности домашних животных, видимо, составлявших богатство их владельцев и одновременно важнейшую добычу для неприятелей. Население окружавшего это городище района не жалело трудов, сооружая надежное убежище от врагов, которыми в первую очередь могли быть скифы-:царские, явившиеся из Азии разгромленными беглецами без скота и другого имущества и озабоченные приобретением не только территории, но и средств существования.
В отличие от внешней части городища, служившей временным убежищем, находившееся внутри его особо выделенное укрепление было занято постоянным населением, по всей вероятности, как свидетельствуют находки в других подобного рода поселениях, совмещавшим занятия сельским хозяйством с ремеслом. Там же мог находиться и административный центр объединившегося для сооружения убежища окрестного населения во главе со своим вождем или царем и с лицами, составлявшими его окружение — двор или дружину.
Подобные Немировскому городища-убежища возникают во всей области расселения оседло-земледельческого населения Скифии от Днестра до Верхнего Дона. Наибольшей известностью из них, кроме Немировского, пользуются Пастырское на реке Сухой Ташлык в Днепровском Правобережье и упомянутое Бельское на Ворскле в Левобережье. Последнее особенно грандиозно. Обведенная валом и рвом площадь между Ворсклой и Сухой Груней занимает 4400 га. С восточной и западной стороны в линию укреплений входят два особо выделенных укрепленных поселения, тоже значительной величины: западное в 122 га и восточное в 65,2 га. Третье укрепленное поселение в северо-восточной оконечности большой ограды самое маленькое (около 10 га) и возникло позже других, не раньше V в. до н. э. На площади городища имеются зольники и другие следы поселений, частично относящихся ко времени более раннему, чем сооружение валов, примерно, до середины VI в.
Раскопками установлено, что вдоль валов протяженностью около 30 км шла деревянная стена, а в поселениях открыты остатки наземных и земляночных жилищ и хозяйственных построек. Жилища были круглые со столбом посредине и четырехугольные, углубленные в землю, со столбами для крытой соломой двускатной крыши. В них были очаги и, судя по обожженным глиняным блокам конической и цилиндрической формы, сводчатые печи. Печи из таких блоков возводились в поселениях юхновской культуры.
На западном городище, заселенном только вдоль обводивших его валов на ширину нескольких десятков метров, встречено много остатков выплавки и переработки железа. Найденная на этом поселении греческая керамика относится к VI—IV вв. В восточном укрепленном поселении тоже обнаружены многочисленные следы ремесленного производства, среди которых особый интерес вызывают остатки бронзолитейного дела. Там около плавильной печи найден между прочим фрагмент глиняной литейной формы для воспроизведения по восковой модели массивной нащитной бляхи в виде оленя, подобной происходящей из Костромского кургана на Кубани, но более поздней. Рога оленя в этой форме стилизованы птичьими головками.
Заселенные ремесленниками бельские укрепленные поселения, каждое в отдельности, имеют многочисленные соответствия в других того же рода поселениях в Скифии, но объединение их огромной общей оградой является совершенно необычным. Вероятно, это было сделано в интересах совместной защиты сначала двух, а затем и трех как-то связанных между собой групп населения. Большая ограда Бельского городища обнимает такую площадь, которая могла служить не только для временного содержания скота, для чего предназначались ограды городищ-убежищ, но и для земледельческого производства, чтобы обеспечивать безопасность не только пастухов, но и пахарей. Близость степи и угроза неожиданных нападений кочевников делали целесообразными огромные трудовые затраты, которые требовались для ее сооружения. Конечно, активная оборона всего протяжения валов Бельского городища была невозможна, но они сами по себе служили трудноодолимым препятствием и, исключая элемент неожиданности, давали возможность жителям связанных оградой поселений организованно выступить на защиту от врагов и уберечь свое имущество от расхищения.
Обведенное деревянной стеной по высокому, достигающему 10 м над окружающим уровнем земляному валу, усиленному глубоким рвом, Бельское городище, несомненно, пользовалось широкой известностью, и более чем вероятно, что именно его имел в виду Геродот, сообщая о большом деревянном городе Гелоне в стране будин.
Наряду с городищами с постоянным населением существовали и такие, в которых постоянного населения не было. Они служили убежищами на время военной опасности. Примером может служить Мотронинское городище в бассейне р. Днестр выше Могилева-Подольского. Центральную часть его образует небольшое укрепление на мысу при слиянии двух ручьев. Долины этих ручьев и образованной ими речки, обведенные каменно-земляным валом, расположенным на крутых склонах так, что они незаметны с окружающего плато, составляют значительную площадь, пригодную для временного содержания скота, тогда как его владельцы могли помещаться в мысовом укреплении, господствующем над всей территорией городища.
В обычное время скифы жили в небольших неукрепленных поселках, следы которых слабо выражены, так как они были сравнительно недолговременными. Подвижность населения обусловливалась переложной системой землепользования, при которой пригодная для обработки земля в данной местности оказывалась довольно скоро использованной и населению ввиду этого приходилось менять место своего жительства. Деградированные черноземы, на которых скифы преимущественно вели свое земледельческое хозяйство, нуждались в длительном промежутке для восстановления плодородия, и главное, что вызывало частую смену одного поля другим, было зарастание пашни заглушающими посев сорняками. При доступной скифам мелкой вспашке эффективно бороться с сорняками они не могли и поэтому вынуждены были через несколько лет эксплуатации оставлять поле и ожидать, пока оно зарастет лесом и кустарником, чтобы затем освободить его огнем от растительности и вновь пустить под пашню и посев. Пахота производилась деревянным плугом в виде крюка, сделанного из рассохи — ствола дерева с отходящим от него толстым суком. Сук использовался как «гридиль», посредством которого в плуг запрягалась пара волов или лошадей, обрубок же ствола отесывался в «ползунок» с острым рабочим краем и пяткой, в котором в специальном отверстии укреплялась рукоятка. Металлического лемеха не было, комья земли за плугом разбивались мотыгами. При сборе урожая пользовались серпами или составными с кремневыми вкладышами, образующими лезвие, или слабоизогнутыми железными с крючком вместо рукоятки. Для приготовления крупы или муки применялись каменные зернотерки, ротационных жерновов еще не было. Ввиду этого приготовление крупы, а тем более муки, было весьма трудоемким, в пищу шло только ободранное и сваренное или поджаренное зерно. Для хранения запасов продовольствия, в особенности зерна, устраивались земляные ямы с обмазанными глиной стенками, в которых иногда находят остатки пшеницы, ячменя и проса. На Донце сеяли также рожь, а на Дону гречиху. Повсеместно выращивали бобы, горох, некоторые масляничные растения и, вероятно, коноплю, преимущественно на волокно. Жили в наземных хижинах из обмазанных глиной жердей и ветвей или в землянках с открытым очагом посредине. И те и другие по форме бывают круглые, овальные и четырехугольные. Скот содержали под открытым небом. Кроме коров, лошадей и овец разводили свиней. Охота и рыболовство, судя по пищевым отбросам и орудиям труда, не играли в хозяйстве скифов сколько-нибудь значительной роли.
Большинство обрабатывающих производств, таких, как прядение, ткачество, выделка шкур и кожи, шитье одежды, изготовление несложных орудий и предметов бытового обихода из дерева, кости, камня и глины сохраняло домашний характер и осуществлялось в каждой семье самостоятельно. Но добывание и обработка металлов, изготовление из них оружия, орудий и украшений, производство парадной посуды и вообще вещей, требующих специальной квалификации и способностей, выделились в ремесла, обслуживавшие большее или меньшее число потребителей. В соответствии с этим такие производства сосредоточивались в наиболее подходящих для этого местах, а занятые ими люди, не порывая с сельским хозяйством, уже большую часть своих потребностей обеспечивали за счет заказчиков. Они-то, как уже говорилось, и составляли главным образом постоянное население укрепленных поселений — городищ.
Над ними живут невры, а территория к северу от невров, насколько нам известно, вовсе не заселена». В другом разделе своей работы Геродот говорит, что река Тирас (Днестр) начинается из большого озера, которое служит границей между скифами и неврами. В настоящее время не существует большого озера в истоке Днестра, хотя есть несколько маленьких озер и болот вблизи верхней части Збруча, одного из его притоков. Следует отметить, однако, что во времена Геродота – т. е. около двух с половиной тысяч лет назад – лицо страны могло быть отличным от теперешнего. Было больше лесов, реки были глубже и оставалось много озер от ледникового периода, которые потом превратились в болота. В любом случае мы можем предположить, что, согласно Геродоту, южная граница страны невров пересекала Днестр где-то посередине или в верхнем течении. О самих неврах Геродот может мало что сказать. Он характеризует их обычаи как «скифские». Он рассказывает историю о них со слов греческих путешественников в Скифию, лично мало доверяя им.
Ему говорили его информаторы, что каждый невр превращается в волка на несколько дней каждый год и затем вновь становится человеком. История очевидно отражает предрассудки об оборотнях, которые должны были быть популярными среди невров, так же как это было позже в украинском фольклоре. По распространенному верованию, колдун, чтобы превратить человека в волка, наделяет его даром перевоплощения в волка и произносит магические заклинания. Возможно, что один из информаторов Геродота присутствовал при некоторых заклинаниях колдуна, в удачу которых он должен был уверовать. Вероятно сказание, которое достигло Геродота, было результатом того факта, что зимой невры одевались в волчьи шкуры, которые они могли легко выделывать. Соединяя недостаточные географические данные о неврах с историей об оборотнях и обращаясь к украинскому фольклору, можно предположительно обнаружить невров в северной Подолии и Волыни.
Если это верно, то страна невров может быть охарактеризована с археологической точки зрения как часть области погребальных урн. Культура погребальных урн длилась около тысячелетия, с 500 г. до н.э. до 500 г. н.э. Нам известно, что в первом столетии нашей эры эта территория была заселена славянами. Кажется вполне правдоподобным, что они присутствовали там также и в первом веке до н.э. Возможно ли на основании выше представленных соображений отождествить невров Геродота с протославянами? Подобное отождествление было впервые предложено Шафариком, а затем принято как Нидерле, так и Минзом. Выявлено, что в Галиции (равно как и в Польше) можно найти такие имена рек и поселений как Hyp, Нурец, Нурчик. В средневековье регион между средним течением Вислы и западным Бугом был известен как Земля Нур. Однако лишь в западной части протославянской территории мы можем обнаружить места проживания
невров Геродота. Поэтому, даже если мы рассматриваем невров как протославян, они представляют лишь одно из протославянских племен. В поисках иных подобных родов среди народов, упомянутых Геродотом, некоторые ученые
называют будинов,
(Буди́ны (
Геродот пишет, что будины были многочисленны, голубоглазы и рыжеволосы, вели кочевой образ жизни. К числу основных занятий будинов относятся охота и рыболовство
На их земле также обитали земледельцы-гелоны, которых Геродот считал переселившимися в земли будинов эллинами, и стоял город
Будины вместе с другими скифскими племенами участвовали в войне против
По мнению
Будины
Согласно Геродоту, древний народ будинов проживал в Северном Причерноморье, в землях, расположенных к северу от владений савроматов, по соседству с племенами невров и фиссагетов. Геродот описывает будинов как многочисленный кочевой народ, эти люди были преимущественно рыжеволосыми и голубоглазыми.
Помимо кочевого скотоводства они занимались рыболовством и охотой. В конце 6 столетия до нашей эры будины поддержали скифов в их войне с персидским царем Дарием, вторгшимся в Северное Причерноморье.
Вместе с будинами на их землях проживали гелоны, имевшие, по-видимому, греческое происхождение. Гелоны занимались земледелием, их главный город носил название Гелон. Это поселение было полностью построено из дерева. Деревянными были даже статуи греческих богов в храмах. Позже, в середине 6 века до н.э., на землях будинов поселились невры. Таким образом, к концу 6 века здесь проживало сразу 3 этноса совершенно разного происхождения, которые, скорее всего, в конечном итоге образовали единое целое.
Некоторые ученые отождествляют будинов с предками балтов или славян и связывают их с юхновской культурой. В то же время с соседями будинов, фиссагетами, связывают дьяковскую археологическую культуру ( .
Геродот говорит, что между будинами и тиссагетами существует пустыня, пересечь которую можно за семь дней
Следует помнить о том, что во времена вторжения персидского царя Дария, скифы попросили помощи всех соседних племен за исключением тиссагетов и ирков. Очевидно, не существовало прямых связей между этими двумя племенами и скифами. Мы можем предварительно локализировать тиссагетов в регионе средней Волги и Камы, а ирков в Башкирии, в Южноуральском регионе. Ирки могут быть отождествлены с угра или уграми.
Источник:
Будины
Согласно Геродоту, древний народ будинов проживал в Северном Причерноморье, в землях, расположенных к северу от владений савроматов, по соседству с племенами невров и фиссагетов. Геродот описывает будинов как многочисленный кочевой народ, эти люди были преимущественно рыжеволосыми и голубоглазыми.
Помимо кочевого скотоводства они занимались рыболовством и охотой. В конце 6 столетия до нашей эры будины поддержали скифов в их войне с персидским царем Дарием, вторгшимся в Северное Причерноморье.
Вместе с будинами на их землях проживали гелоны, имевшие, по-видимому, греческое происхождение. Гелоны занимались земледелием, их главный город носил название Гелон. Это поселение было полностью построено из дерева. Деревянными были даже статуи греческих богов в храмах. Позже, в середине 6 века до н.э., на землях будинов поселились невры. Таким образом, к концу 6 века здесь проживало сразу 3 этноса совершенно разного происхождения, которые, скорее всего, в конечном итоге образовали единое целое.
Некоторые ученые отождествляют будинов с предками балтов или славян и связывают их с юхновской культурой. В то же время с соседями будинов, фиссагетами, связывают дьяковскую археологическую культуру.
чье само имя, согласно Нидерле, звучит по-славянски. Были выражены различные мнения относительно географического местонахождения будинов. Нидерле помещает их в Среднеднепровский регион, в то время как Минз отдает им средневолжье. С тем чтобы корректно интерпретировать слова Геродота о будинах, мы должны принять во внимание, что Геродот, или скорее его информатор, говоря о будинах, смещает направление с юга на север, начиная с савроматов. Последние жили в регионе нижнего Дона и низовьях реки Донец. Поселения будинов находились согласно Геродоту, «выше»
савроматов. Соответственно, мы можем заключить, что они обитали на верхнем Дону или верхнем Донце. Он говорит, что они живут на пространстве, покрытом различными лесами. Это может указывать на правый берег среднего Донца между современными городами Изюм и Славянск, поскольку этот регион с точки зрения почвы и растительности являет собою остров лесов в пространстве степей. Если наше предположение верно, то будины жили в крайней восточной части изначальной территории протославянской экспансии. Между территорией невров (на северо-западной Украине) и территорией будинов (на северо-восточной Украине) остается территория среднего Днепра (т.е. центральной Украины). Именно в этой центральной области могут быть обнаружены «скифы-пахари». Мы видели, что скифы-пахари были, возможно, племенем всадников, контролировавших соседнее земледельческое население. Эти всадники могли быть завоевателями, пришедшими со стороны, но их также можно рассматривать как группу местных сквайров, принявших скифский стиль и привычки жизни. Кажется вероятным, что либо скифы-землепашцы, либо контролируемые ими крестьяне или же оба слоя принадлежали к протославянской этнической группе. Разумеется, все вышеизложенные соображения носят лишь гипотетический характер. В перечне племен, называемых Геродотом граничащими со скифами, за именем невры следует
андрофаги («каннибалы»)
(андрофаги (
Археологически сопоставляются с носителями
и меланхлены («черные одежды»). Предполагается, что оба племени принадлежали к протофинской группе.
Согласно Геродоту, андрофаги были «особым племенем, совсем не скифским. Среди всех андрофаги имели наиболее дикие обычаи; они не признавали никакой справедливости и не имели никакого закона; они вели кочевую жизнь; их одеяния схожи со скифскими; их язык довольно отличен от скифского; они одни из всех этих племен являются каннибалами». Было предположено, что андрофаги могут рассматриваться как предки мордовцев (мордвы). Имя мордва может происходить от иранского mard, «человек». Мордва будет означать объединение людей. Точное место проживания антропофагов – спорный вопрос. Согласно Геродоту, путешественник, едущий с юга, должен был подняться по Днепру, а затем пересечь пустыню. Тальгрен предположил, что поселения андрофагов были по берегу Десны, к северу от современного Чернигова.
К востоку от андрофагов жили меланхлены. Они также, согласно Геродоту, не были скифским племенем. Он говорит: «...меланхлены носят черные одежды, от чего и происходит их имя; их обычаи схожи со скифскими». Меланхлены
рассматриваются как предки финских племен меря и черемисов. Тальгрен поселяет их на севере от Воронежа. Еще далее на восток – в Волжском регионе и выше его –могли находиться места обитания тиссагетов
(ТИССАГЕТЫ
фиссагеты (греч. Tyssagetai, лат. Thyssagetae), - древние племена, упоминаемые антич. авторами. Посвидетельству Геродота и др., Т.- это "многолюдное и особое" племя, жившее к В. и С.-В. от будинов исавроматов на расстоянии 7 дней пути от будинов. Т. жили в лесистой местности, добывали средства кжизни охотой (как и их вост. соседи иирки); питаясь преим. мясом, кости животных приносили в жертвубогам. Обычно Т. помещают в лесной полосе Заволжья и зап. р-нах Урала (по Каме, Вятке, Белой, Чусовой),т. е. в области распространения ананьинской культуры, носителями к-рой они, возможно, и являлись.Однако такая локализация Т. не бесспорна. Нек-рые исследователи склонны размещать их к З. от Волги исвязывать с племенами городецкой культуры Волго-Окского междуречья. Т. принадлежали, возможно, кдревним финно-угорским племенам севера Вост. Европы.)
и ирков. Представляется, что эти два племени должны были жить в более отдаленном регионе, нежели ранее упомянутые.
Геродот говорит, что между будинами и тиссагетами существует пустыня, пересечь которую можно за семь дней Следует помнить о том, что во времена вторжения персидского царя Дария, скифы попросили помощи всех соседних племен за исключением тиссагетов и ирков. Очевидно, не существовало прямых связей между этими двумя племенами и скифами. Мы можем предварительно локализировать тиссагетов в регионе средней Волги и Камы,
САВРОМАТЫ (лат. Sauromatae) - кочевые иранские племена, жившие в VII-IV вв. до н.э. в степях Поволжья и Приуралья. Первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории.
В V в. до Р.Х. Геродот (4.21) писал, что савроматы живут к востоку от Дона на безлесной равнине, которая простирается на 15 дней пути к северу от Мсотийского озера (Азовского моря). Савроматы Геродота, по-видимому, соответствуют культуре, обнаруженной между Доном и Волгой археологами и относящейся к VII—IV вв. до н.э. На востоке эта культура достигает территории современного Казахстана, простираясь от северного побережья Каспийского моря до южного Урала.
По происхождению, культуре и языку савроматы родственны
Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до Р.Х. (датировка неуверенная) савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дарим I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, стараясь помешать действиям персидской армии.
Археологами найдены захоронения богатых женщин с оружием и конским снаряжением. Некоторые савроматские женщины были жрицами - рядом с ними в могилах обнаружены каменные алтари. В кон. V-IV вв. до н.э. савроматские племена потеснили скифов и перешли Дон. В IV-III вв. до н.э. у них сложились сильные союзы племен. Потомки савроматов -
В наши дни под савроматским периодом понимается самый ранний период истории сарматов (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы формировали ядро сарматской группы племен, которая постепенно двигалась в западном направлении.
Комментарии (0)