«Я думаю, что это самое невероятное, самое неправдоподобное из приключений нашего столетия. Оно выглядит фантастичным… но это не сон и не фантазия, это реальность.
В недрах Южноамериканского континента глубоко под землей располагается созданная неизвестно кем и неизвестно когда гигантская система туннелей протяженностью во много тысяч километров. В Перу и Эквадоре уже пройдены и измерены сотни километров таких туннелей, но это лишь скромное начало, а человечество находится в неведении».
Так начинается «репортаж» Эриха фон Дэникена, опубликованный в его третьей книге «Посев и космос», вышедшей в 1972 году.
Не правда ли, уже первые строчки вызывают у читателя интерес, любопытство, сразу захватывают дух? Не правда ли, как только пробежишь глазами рекламу издательства на суперобложке, хочется заглянуть и в саму книгу?
Дэникен, сообщается в рекламном тексте, во время своего четвертого кругосветного путешествия преодолел по воздуху 123 000 километров, «чтобы в ходе заранее подготовленных экспедиций, зачастую полных опасностей, исследовать на месте, увидеть своими глазами то, что показалось ему интересным при знакомстве с литературой. В Эквадоре на глубине 240 метров он увидел, сфотографировал и описал неизвестную до того систему туннелей. Он знакомит читателя с фактами, свидетельствующими о том, что в доисторические времена там неким таинственным образом возникли гигантские сооружения, усыпанные золотом. Впервые показаны, сфотографированы и описаны невообразимые золотые сокровища Куэнке (Перу); поразительные надписи, символы и высокохудожественные статуи из чистого золота говорят о том, что все это сделано еще в допотопные времена! Профессор Милослав Стингл из Праги, ведущий специалист по истории Америки, считает, что эти находки – величайшая археологическая сенсация со времен открытия Трои!
Сенсационны, поразительны и оригинальны приводимые Дэникеном доказательства его теории: в доисторические времена в космосе произошла «битва богов». Дэникен доказывает, что у него достаточно храбрости, чтобы вновь рассказать сегодня о «немыслимом».
Так что же представляет собой это «немыслимое», которое Дэникен бросает в лицо науке? Вот как выглядит его «стимул к размышлению», который он рекомендует всем «закосневшим ученым», надевшим шоры на глаза:
«Если во Вселенной происходили битвы, то в них, как и во всех подобных конфликтах, разрешаемых с помощью силы, были победители и побежденные. Победители могли спокойно оставаться на своей планете, но побежденным пришлось бежать: они были вынуждены в кратчайший срок на единственном оставшемся у них исправном космическом корабле направиться на другую планету. Запасы энергии и пищи на корабле ограничены. Поэтому победители точно знали, каким временем они располагают для того, чтобы догнать беглецов и окончательно уничтожить, выкорчевать врага. Однако стартовавшие раньше них беглецы имели преимущество: они могли воспользоваться эффектом растяжения* (замедления) времени. Существование этого явления научно доказано: в космическом корабле, летящем со скоростью, близкой к скорости света, время движется медленнее, чем на оставленной позади планете. Победители не хотят, чтобы кто-нибудь выжил: ведь если хоть одна пара побежденных достигнет убежища, она даст потомство, возродит народ, который в будущем отомстит за свое поражение. К тому же победители знают: если эта единственная пара располагает знаниями по молекулярной биологии, она сможет, достигнув намеченной планеты, сотворить себе подобных даже из примитивных ее обитателей. В свою очередь побежденные хорошо знакомы с образом мыслей победителей, они обладают их техническими познаниями, их интеллектом. Обгоняя время, они направляются к ближайшей планете. Не случилось ли так, что после битвы в космосе побежденные нашли себе приют в 28 000 световых лет от центра Га. лактики, на третьей планете от Солнца, на нашей Земле?
Не стала ли наша голубая планета убежищем для побежденных в космической битве?
Если придерживаться этой гипотезы, то для того, чтобы все это могло случиться, должны были существовать некоторые предпосылки. Родина изгнанников должна хотя бы отчасти напоминать нашу Землю. Их планета должна находиться примерно на таком же расстоянии от своего Солнца, как Земля, ее размер, а значит, и сила тяготения должны быть примерно такими же, как у Земли, и, разумеется, она должна обладать кислородной атмосферой…»
Десятью страницами далее Дэникен продолжает развивать свою странную теорию:
«У соперничающих в космосе сторон были одинаковые математические познания, одинаковый опыт, одинаковый технический уровень. Побежденная сторона, ускользнувшая с поля битвы в космическом корабле, должна найти планету, сходную со своей родной, приземлиться там и создать цивилизацию (если таковая еще отсутствует). Побежденные знали, как велика опасность, что их заметят из космоса, они знали, что искать их будут всеми техническими средствами. Началась игра в прятки, игра не на жизнь, а на смерть: ступившие на нашу планету астронавты окопались, создали длинные подземные переходы, глубоко под землей построили опорные пункты, обеспечившие им безопасность и позволившие распространять свое влияние на другие части своей новой родины и включать эти части в планы создания своей цивилизации.
Мне могли бы возразить, что строители туннелей выдали бы свое местопребывание огромными объемами вынутого грунта. Но я могу опровергнуть это возражение. Поскольку, как я полагаю, они обладали совершенной техникой, им, вероятно, уже был знаком «огненный бур», о котором как о новейшем изобретении писал «Шпигель» 3 апреля 1972 года».
Этот «огненный бур», изобретенный в американской ядерной лаборатории в Лос-Аламосе, имеет наконечник из вольфрамовой стали, раскаляемый нагревательным элементом из графита. «Впредь из скважины при бурении не придется вынимать колонки грунта: «огненный бур» расплавляет породы, через которые проходит, и вжимает расплав в стенки скважины, на которых он и застывает».
Если верить безбрежной фантазии Дэникена, инопланетные строители туннелей располагали и более совершенным изобретением – комбинацией «огненного бура» и электронно-лучевой пушки. «Если бур натыкается на исключительно твердую породу, ее можно раздробить несколькими прицельными выстрелами из пушки; в возникший рыхлый пласт стальной «огненный бур» входит легко. Когда он расплавляет массы гравия, возникшая каменная каша, охлаждаясь, образует на стенках штольни твердую как алмаз глазурь, которая предохраняет систему подземных помещений от просачивания воды, да и горную крепь делает излишней…
Здесь, в непостижимых глубинах недр, через много лет, когда миновала уже опасность выдать себя, боги решили создать по своему образу и подобию человека».
Ну так чему же удивляться? «Боги» наконец-то наставили своего «мессию»– Дэникена – на путь истинный, а именно на путь вглубь, «в гигантскую систему туннелей протяженностью во много тысяч километров». Правда, Дэникену потребовалась помощь человека, который выдает себя за первооткрывателя этих пещер. Речь идет о Хуане Мориче, родившемся в Венгрии, но позже приобретшего аргентинское гражданство. «Ученый» Морич возбудил любопытство Дэникена своими утверждениями о том, что им сделаны в этих пещерах находки большой культурно-исторической ценности. Особенно, по словам Морича, интересны металлические пластины, на коих записана история погибшей цивилизации, о которой человечество до сих пор не имеет ни малейшего представления. Морич впервые нашел доказательства ее существования. Здесь же, в металлической библиотеке, хранятся записи об истории человечества и о возникновении человека как такового.
Как пишет Дэникен, он со своим помощником Францем Зайнером, с Моричем и его адвокатом доктором Пенья поехал на джипе фирмы «Тойота» ознакомиться с пещерами. «В течение суток непрерывной езды мы сменяли друг друга за рулем. Достигнув входа в пещеру, мы решили сначала как следует выспаться. Как только занялся день, обещавший быть жарким, началось наше путешествие – самое грандиозное приключение в моей жизни».
Если верить Дэникену, то, включив лампы на шлемах и карманные фонарики, они по тросам спустились в недра. «Поход в тысячелетний подземный мир, созданный чуждой, неизвестной расой, начался», С первого взгляда он понял, что «эти подземные переходы возникли не сами собой; они похожи на современные бомбоубежища!». Последние сомнения Дэникена в существовании подобных чудес как рукой сняло, и его «наполнило великое счастье».
Подземный зал размером с ангар для реактивного лайнера мог быть, по мнению Дэникена, «складом оборудования и местом его выдачи», а чтобы читателю стало страшновато в этой таинственной пещере, автор заставляет компас забастовать: «Стрелка не движется. Морич замечает:
– Эта штука не поможет. Тут внизу есть какие-то излучения, которые делают невозможной ориентировку по компасу. Я в излучениях ничего не понимаю, здесь бы поработать физикам.
На пороге бокового ответвления хода лежит скелет, так чисто отпрепарированный, словно какой-то анатом приготовил его в качестве наглядного пособия для студентов и к тому же обрызгал из пульверизатора золотой пылью. Освещенные, кости блестят как чистое золото».
Но наш сказочник еще не дошел до кульминации своего рассказа о подземных приключениях и, чтобы должным образом подготовить к ней читателя, еще глубже залезает в ящик с набором дешевых трюков бульварной литературы:
«Морич приказывает нам погасить фонари и медленно идти за ним. В тишине слышны наши шаги, дыхание и шорох, производимый птицами, к которому на удивление быстро привыкаешь. Темнота чернее ночи.
– Дайте свет! – восклицает Морич.
Потрясенные и ошеломленные, мы стоим посреди огромного зала. Морич, гордый своим открытием, подготовил эффект не хуже старожила Брюсселя, с гордостью выводящего приезжего на тамошнюю Гранд-пляс, возможно, самую красивую из площадей мира».
Кстати, появление третьей книги Дэникена вызвало жаркие споры о том, правда ли все это или чистый бред; в разгар дискуссии выступил литературный обработчик его книг Утерман (псевдоним – Роггерсдорф). Десятого октября 1972 года появилось его признание: «Чтобы придать больше блеска эпизодам в пещере и произвести на читателя более глубокое впечатление, я добавил к тексту Дэникена световые эффекты». Дэникен, по словам Утерманна, не имел ничего против, и «Морич тоже был согласен». Дэникен якобы заметил по этому поводу: «Это – как товар на витрине, чтобы продать, его надо эффектно осветить».
Но вернемся к подземным приключениям. «Безымянный зал, в который нас привел седьмой ход, поражает своей величиной, стройной красотой и благородными пропорциями. Размер его 110 на 130 метров, объясняют нам. Близко к размерам пирамиды Солнца и Теотиуакана, думаю я. И там, и здесь архитекторы – выдающиеся мастера, создатели сооружений остаются неизвестными нам.
Посреди зала стоит стол.
Да стол ли это?
Похоже, стол, так как вдоль длинной его стороны разместились семь стульев.
Это стулья?
Во всяком случае они их напоминают.
Они из камня?
Нет, от них не веет прохладой, как от камня.
Из дерева?
Конечно, нет. Дерево не смогло бы так хорошо сохраниться все эти тысячелетия.
Тогда из металла?
Вряд ли. На ощупь материал напоминает своеобразную пластмассу, но стулья тяжелы и тверды как стальные.
Позади стульев застыли животные: ящеры, слоны, львы, крокодилы, ягуары, верблюды, медведи, обезьяны, бизоны, волки, ящерицы, улитки, раки. Эти фигуры, словно отлитые в форму, непринужденно и мирно расположились в зале. Не парами, как рисуют зверей у Ноева ковчега. И не так, как понравилось бы зоологу – по происхождению и родству. И не так, как хотел бы биолог, то есть согласно эволюционной иерархии.
Это безумный зоологический сад, а животные в нем – из чистого золота».
В этом зале Дэникен увидел «сокровище из сокровищ»: «Напротив зоосада, слева, за столом совещаний находится библиотека из металлических пластин. Частью это пластины, частью металлические листы толщиной в миллиметр, размер большинства 96 на 48 сантиметров… Каждая пластина покрыта текстом, имеет печать; текст ровный, будто набранный типографским способом. Морич пока не сумел пересчитать их, но, без сомнения, их несколько тысяч. Эта металлическая библиотека была создана, чтобы преодолеть время, чтобы остаться доступной для чтения через века. Правда, значки на металлических пластинах не понятны, но они сравнительно быстро поддадутся расшифровке, если этим уникумом займутся соответствующие специалисты».
Но заинтересовано ли современное человечество в том, чтобы раскрыть столь грандиозную тайну? Дэникен указывает, что значки на пластинах еще не расшифрованы, но он-то и без того знает, что записано в этой библиотеке «богов»! Они, говорит Дэникен, вынесут на свет такие истины, которые могут полностью перевернуть уже сложившуюся в умах, но столь сомнительную картину мира; и, естественно, все это подтвердит ту картину, которую построил он сам, исходя из своих представлений. И он громогласно продолжает:
«Ведь деятели всех религий в глубине души боятся разоблачений предыстории, которые могут заменить веру в сотворение человека точным знанием о том, что человек был сотворен!
Да и захочет ли человек узнать, что история его возникновения в корне отличается от того благостного сказания, которое внедрили в его сознание?
Да и пожелают ли исследователи предыстории человечества честно и без шор на глазах отправиться на поиски истины?
Ведь никто не захочет упасть с пьедестала, который он сам себе воздвиг!»
Дэникен вновь и вновь повторяет безосновательное утверждение, будто ученые – его противники. На самом деле его противник – логика.
Многие поколения биологов и геологов, археологов и палеонтологов, философов и филологов, астрономов и этнографов, физиков и психологов, медиков и ученых других специальностей ищут ответ на вопрос о происхождении и развитии человека, и наверняка проблема эта будет занимать еще многие поколения. К несчетным томам, заполненным результатами исследований, добавятся новые несчетные тома. Потому что цель науки накопление знания обо всем, что познается, а общий инструмент науки – логика. Новые научные взгляды приходят на смену старым только тогда, когда их неизбежность или хотя бы возможность доказана логически. Всестороннее обсуждение и критика этих взглядов необходимая часть всякой научной работы. Новое только в том случае может устоять и утвердиться в науке, если его защитникам удастся построить свои доказательства таким образом, что всякий добросовестный ученый убедится в логической четкости и внутренней непротиворечивости новой теории.
Но аргументам Дэникена в пользу его гипотезы о посещении Земли в глубокой древности «богами»-астронавтами недостает именно убедительности. Он хочет верить, а не знать.
«Раз мы не можем объяснить данное явление, следовательно, Землю посещали представители иной цивилизации»– подобное заявление нельзя назвать логически правильным. Логику исследования не заменишь алогичными домыслами.
Вернемся же вновь к подземным приключениям!
Продвигаясь дальше, путешественники увидели, что стены и ходы подземной системы ничем не украшены. Зато много каменных статуй, «на которые натыкаешься буквально на каждом шагу».
Крайне забавный ляпсус Дэникена заключается в следующем абзаце:
«Перед нами – высеченный из камня скелет человека. Я насчитал десять пар ребер – анатомия точно соблюдена. Неужели тогда были анатомы, которые подготовили для скульптора натуру? Как известно, Вильгельм Конрад Рентген открыл новый вид лучей, названный им икс-лучами, только в 1895 году!»
То, что анатом-любитель Дэникен называет «точным соблюдением анатомии», совершенно не точно; нетрудно подсчитать на любом препарированном человеческом скелете или узнать из любого справочника, что у человека не десять, а двенадцать пар ребер. Интересно, если бы Дэникен знал это при сочинении своего «Репортажа», что он сказал бы по поводу каменного скелета с десятью парами ребер?
Было бы неплохо, конечно, если бы каждый желающий мог спуститься в эту «гигантскую систему туннелей», чтобы собственными глазами увидеть все эти красоты. Но хитрый «репортер из пещеры» тут же выдвигает препятствие:
«Вход в подземелье, где хранится история человечества, пока известен лишь немногим доверенным лицам, он охраняется диким племенем индейцев. Индейцы, вооруженные духовыми трубками с отравленными стрелами, таятся в зарослях, и каждого, кто попытается войти в пещеру, ждет верная смерть. Глава этого племени хранителей пещеры и три члена племени, которые иногда выходят из джунглей для контакта с цивилизацией, считают Морича своим личным другом, а значит, и другом всего своего народа.
Раз в год, 21 марта, в начале весны, глава племени в одиночку спускается в преисподнюю до первой площадки, чтобы свершить молитвенный ритуал. Для этого на его щеках рисуют такие же знаки, как те, что можно видеть на скалах у входа в туннель. Племя хранителей пещеры и по сей день вырезает маски и статуэтки «длинноносых людей» (возможно, это люди в газовых масках), и, насколько известно Моричу, в племени из уст в уста передаются легенды «о летающих существах», которые когда-то спускались с неба. Но ни уговорами, ни подарками нельзя было склонить индейцев спуститься с нами в пещеру.
«Нет, – говорили они Моричу, – там внизу живут духи!»
Не правда ли, все это звучит как приключения из бульварной книжонки? Так удивительно ли, что писания Дэникена выпущены теперь одним крупным издательством в виде комиксов!
«Странно, крайне странно, что главы индейских племен время от времени погашают свои долги, сделанные в цивилизованном мире, золотом. И друзьям, оказавшим ту или иную услугу племени, они дарят ценные золотые изделия, возраст которых составляет пятьсот лет.
Во время нашего подземного путешествия Морич постоянно запрещал мне делать снимки. Мотивы он выдвигал разные. То говорил об излучениях, которые все равно неизбежно испортят негатив, то предупреждал, что фотовспышка своим ярким светом может повредить металлическую библиотеку. Вначале мне казалось странной его настойчивость, но после нескольких часов пребывания в подземелье я понял Морича. Здесь не оставляет чувство, что за тобой постоянно наблюдают, что неверным шагом можно разрушить волшебство, вызвать катастрофу. Что произойдет? Закроются выходы? Вспышка фотолампы спровоцирует нацеленный на вас луч лазера? Увидим ли мы когда-нибудь дневной свет? Нелепые размышления для человека, который хочет докопаться до сути вещей? Возможно. Но тот, кто побывал там, внизу, не удивится этим абсурдным мыслям. Чтобы проверить, существуют ли тут опасности, которые можно обойти или преодолеть, пришлось бы прибегнуть к современным техническим средствам.
Увидев перед собой гору золота, я снова попросил разрешения сделать хотя бы один-единственный снимок. И снова получил отказ: для этого пришлось бы вынуть из кучи один брусок золота, это может вызвать шум, и на нас обрушится «свод пещеры. Видя мое раздражение, Морич засмеялся:
– Я предоставлю тебе для снимка достаточно таких золотых изделий, пусть не в таком количестве. Хорошо?
Слово Морича дороже золота».
Так ли это?
Интервью «Шпигеля» с Хуаном Моричем, отрывки из которого мы даем ниже, было опубликовано 19 марта 1973 года. Оно бесцеремонно нарушило золотые сны Дэникена.
Все «чудеса» в одной книге, Хельмут Хефлинг, (перевод: М. С. Осипова), 1983г.
Комментарии (0)