Его́р Ива́нович Кла́ссен об истинной истории древней Руси.
19:11 25 ноября 2019
Его́р Ива́нович Кла́ссен (
1795—16 (
28) июля
1862) — российский преподаватель, автор научно-образовательных книг и учебных пособий (об архитектуре, механике, садоводстве, рисовании и др.), литератор.
Немец по происхождению, российский подданный с 1836 года. Известен как автор любительских гипотез о славянской истории и письменности, приписывал славянам связь с рядом древних культур и систем письма (в частности,
этрусков).
Предположительный ареал в Италии этрусского языка на протяжении VI века до н. э.
С 1811 года Егор Классен учился в Архитектурном училище Экспедиции кремлёвского строения, одновременно числясь в нём на службе подканцеляристом, а с 1816 года — канцеляристом. В архитектурном училище состоял до 1838 года (в 1832 был избран учёным секретарём): преподавал «физику в приложении к зодчеству». В 1825 году в чине
коллежского секретаря поступил учителем российского гражданского права
в
Московскую практическую коммерческую академию, где вскоре стал секретарём Совета академии, а в 1831 году — попечителем академии. В коммерческой академии состоял до 1847 года; преподавал математику, теоретическую механику и технологию.
В 1826 году входил в Комиссию по коронации
Николая I: «был при отделке
Петровского театра для придворного маскарада и при освещении Кремля». В 1841—1855 годах редактировал «Журнал садоводства». Состоял членом ряда обществ. Доктор философии и магистр изящных
Занимался благотворительностью, был членом Московского комитета о просящих милостыни, директором Ольгинского приюта (1844—1859), членом Московского комитета Человеколюбивого общества. За многостороннюю и активную деятельность Классен неоднократно награждался орденами и другими государственными знаками отличия. 29 апреля 1838 г. получил потомственное дворянство и стал родоначальником
рода Классенов, занесённого в XI том Общего гербовника.
Начиная с 1830 года, Классен много времени посвящал сочинительству.
Как беллетрист Классен дебютировал вольным переводом с датского комедии
Л. Хольберга «Оловянщик-политик» (1830). Автор романа «Провинциальная жизнь (Ольский)» (1843), где соединил описательные «провинциальные сцены» с романтической историей капитана Ольского. Эта линия, «вопреки авторскому намерению, носит пародийный характер, изобилуя псевдоромантическими штампами, стилистическими и сюжетными». Роман этот вызвал отрицательный отзыв
В. Г. Белинского: «путаница, в которой ровно ничего нельзя понять и из которой ровно ничего нельзя упомнить… это больше, чем просто бездарность: это явное отсутствие здравого смысла»[1], с ним были
согласны и другие рецензенты романа. Во время
Крымской войны публиковал и преподносил начальству патриотические стихотворения (в том числе на немецком языке), за которые получал награды.
Классен является автором очерка «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до Рождества Христова)» (1—3, М., 1854—1861) и автором единственного перевода на русский язык труда польского филолога-любителя
Тадеуша Воланского«Описание памятников, объясняющих славяно-русскую историю»,
Портрет Тадеуша (Фаддея) Воланского
который был выпущен с примечаниями Классена в качестве приложения к «Новым материалам…». В них он излагает теорию существованиядохристианской славянской письменности — т. н.
«Славянских рун»).
Письменные свидетельства, относящиеся к славянам
О существовании знаков для письма (или счёта) и гадания («черты и резы») у славян-язычников пишет
Черноризец Храбр в своём «Сказании о писменех»[4]:
Прежде ведь[5] славяне не имели букв[6], но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения[7].
«Черты» и «резы», вероятно, какие-то разновидности
пиктографическо-
тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития. Возможно, отражение «черт» и «резов» следует видеть в различных знаках, обнаруженных на керамике и строительных постройках на территории
Первого Болгарского царства. О них см.: Георгиев Е. Разцветът… С. 14—15[8].
Тут явил Бог философу славянские книги и тотчас устроив письмена и беседу составив, поехал в Моравию.
Вероятно имеются в виду «неустроенные» письмена, упомянутые Черноризцем Храбром, исправленные и дополненные Кириллом.
Титмар Мерзебургский (976—1018 годы), описывая западнославянскую крепость-храм
Ретра (Радигощ, Радогост,
Радегаст) на острове
Рюген[10], пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества[11][12]:
Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид.
Est vrbs quædam in pago Redariorum Riedegast nomine, tricornis, ac tres in se continens portas, ... In eadem nil nisi fanum est de ligne artificiose compositum, quod pro basibus diuersarum sustentatur cornibus bestiarum. Huius parietes variæ deorum dearumque imagines mirifice insculptæ, vt cernentibus videtur, exterius ornant. Interius autem Dij stant manufacti, singulis nominibus insculptis galeis atque loricis terribiliter vestiti, ...[13]
При этом к «славянским рунам» Классен относил ряд древних письменностей,
Классен отождествлял со славянами скифов и сарматов, прославляя их вклад в мировую культуру. Тем самым он пытался доказать, что славяне обрели свою государственность не позднее,
В 1990-е—2000 годы на волне нового оживления интереса к подобным любительским гипотезам книги Классена вновь переиздавались в России. В частности, теорию Классена в 1991 году охотно популяризировал журнал «Волхв», печатный орган одного из наиболее радикальных течений русских националистов-
неоязычников[2].
Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славяно-Русов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории руссов до Рождества Христова.
В своей книге «Новые материалы…» Классен писал:
Между тем история древнейшей славянской Руси так богата фактами, что везде находятся её следы, вплетшиеся в быт всех народов Европейских, при строгом разборе которых Русь сама собою выдвинется вперед и покажет все разветвление этого величайшего в мире племени…
Также он отрицательно отзывался о российско-германских историках-
норманистах,
Боя́н — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж «
Слова о полку Игореве».
Историк и археолог
А. А. Формозов относит «псевдонаучные сочинения» Классена к написанным с позиций «обоснования предвзятых идей (в данном случае — о величии и древности своего народа)»:
Некий Егор Классен (садовник по специальности) провозгласил тогда, что «славяно-россы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях Старого света множество памятников». Это и этрусские надписи, и развалины Трои. Даже «Илиаду» написал не какой-то там Гомер, а наш русский певец Боян.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)